К началу 1990-х югославская армия считалась одной из самых боеспособных в Европе, а военная промышленность выпускала широкий ассортимент боевой техники и вооружения. Преобразования, которым была подвергнута военная организация Сербии после распада СФРЮ, впечатляют по срокам, методам проведения и результатам. Никто не догадывался, какая участь уготована сербским ратникам.
Очерки реформирования сербской армии в 2001–2010 гг.
26 декабря 2001 года Высший совет обороны Союзной Республики Югославия (СРЮ) утвердил «План рационализации и частичной реорганизации национальной армии». Цели – создать небольшую по численности, сбалансированную по видам и родам войск, с оптимальной оргштатной структурой армию, укомплектованную преимущественно профессиональными военнослужащими. В качестве первоочередных мероприятий были определены: разработка новой военной доктрины, принятие законов об обороне и вооруженных силах, реформирование органов управления, сокращение продолжительности военной службы по призыву, а также передача функций охраны государственной границы в ведение МВД. До конца 2002 года численность ВС было намечено сократить более чем на 40 %.К делу приступили решительно, и вскоре были упразднены штабы всех трех полевых армий. ВС перешли на корпусную структуру (семь армейских корпусов сухопутных войск, корпус ВВС, корпус ПВО и корпус ВМС). В ноябре 2002 глава МИД Горан Свиланович посетовал, что темпы и масштабы сокращения недостаточны, хотя на тот момент в ВС насчитывалось всего 77 тыс. человек. Министр объявил, что в 2003 году численность армии будет сокращена до 60 тыс. человек, а к 2010 году – до 45 тысяч. К 1 января 2003 года были расформированы армейский корпус (штаб в г. Крагуевац), единственная пехотная дивизия, 43 других соединения.В феврале 2003 года СРЮ исчезла с политической карты мира, ее место заняло мертворожденное государство Сербия и Черногория (СиЧ). Министерство обороны возглавил Борис Тадич, который после окончания средней школы изучал социальную психологию в Белградском университете, а затем работал преподавателем в колледже. Уже через пару недель, в марте 2003, он подтвердил, что главным приоритетом является присоединение к программе «Партнерство ради мира» и переход на стандарты, принятые в НАТО. По его мнению, максимальная численность ВС не должна превышать 50 тыс. человек. ВВС и ПВО нужно объединить, а ВМС преобразовать в управление береговой охраны. В мае 2003 года советник Б. Тадича по военной реформе Божан Димитриевич заявил:
«главным в реформе армии является добиться понимания военными того, что ключевой фигурой в системе военной иерархии является министр, а НАТО более не противник, а партнер. К министерству обороны перейдут функции подбора и расстановки кадров, их обучения, финансовые и юридические вопросы, разведка и контрразведка. Что касается генерального штаба, то он должен стать структурным подразделением министерства, причем со строго очерченной компетенцией».
Спустя месяц, спикер парламента Д. Мичунович объявил о создании рабочей группы по разработке законов по реформированию ВС «в соответствии с европейскими стандартами». В ее состав вошли представители парламента, МО и ГШ, а также гражданские и военные специалисты из-за рубежа. Должность советника министра обороны занял британский генерал-лейтенант Джон Мур-Бик, а советником президента по вопросам обороны и безопасности был назначен отставной генерал Благойе Граховач. Выбор был не случаен – он с ходу заявил, что у Сербии и Черногории нет внешних врагов, а посему ВС необходимо сократить до 25 тыс. человек и отвести сербские войска от административной границы с Косово вглубь страны.Процесс стал набирать обороты, и 16 сентября Б. Тадич объявил, что самой актуальной проблемой является несоответствие количества старших и младших офицеров и «перебор гражданских служащих, многим из которых нечего делать». В качестве аргумента были приведены рекомендации НАТО, согласно которым максимально допустимая по экономическим соображениям численность ВС Сербии и Черногории в ближайшей перспективе должна быть сокращена до 30 тысяч военнослужащих. Количество должностей высших офицеров было сокращено до 49 и к концу 2003-го на службе практически не осталось генералов и адмиралов с опытом командования объединениями. 7 ноября 2003 года начальник ГШ генерал-полковник Бранко Крга заявил, что в ближайшие полгода будет расформирован ряд пехотных, механизированных, бронетанковых и других бригад, а основными структурными подразделениями станут батальон, дивизион и эскадрилья с целью обеспечения большей оперативности управления. Крга подчеркнул, что завершить реформирование армии намечено к 2010 году, а главными препятствиями на пути трансформирования ВС являются недостаток финансовых средств и отсутствие нормативных актов. Действительно, хроническое недофинансирование стало одной из основных проблем. В военном бюджете СРЮ на 2001 год расходы на оборону составили 4,81 % ВВП. Утвержденные оборонные расходы в 2002 году составили 41,39 млрд динар, однако из этой суммы лишь 17,7 млрд было направлено на целевые программы. Взнос Республики Черногории в военный бюджет союзного государства составил 5,77 %, что было представлено как большой успех, поскольку последние несколько лет Подгорица вообще не участвовала в финансировании ВС. В связи с тем, что принятие законов постоянно откладывалось, в 2003-й год СРЮ вошла вовсе без государственного бюджета. Министерству обороны были выделены деньги только на первый квартал, по статье «временное финансирование». На практике армия получила в 3,5 раза меньше, и этого едва хватило на оплату коммунальных расходов, продовольствия и обмундирования. Примечательно, что бюджет МВД на 2003 год составил 21,9 млрд динар (почти 10 % расходов страны). В качестве обоснования выдвигался тезис, что роль данного ведомства становится лидирующей среди всех силовых структур государства, в связи с чем необходимо ввести в штаты МВД дополнительно более 6 000 офицерских должностей, закупить новое оружие и спецсредства, а также увеличить денежное содержание сотрудников на 15 %. Между тем охрану 2 369 км госграницы (из их общей протяженности в 2 740 км) по-прежнему осуществляли военнослужащие МО.Уровень денежного довольствия военнослужащего по тогдашним нормативам должен был в 3–5 раз превышать зарплату гражданского служащего соответствующего ранга, на практике же он не дотягивал до прожиточного минимума. Военные доказывали, что в странах, сопоставимых по ВВП и численности ВС, расходы на одного военнослужащего не в пример выше: в Бельгии – в 16 раз, Венгрии – в 10, Хорватии – в 6, Болгарии – в 3 раза. Президент ассоциации военных пенсионеров генерал-майор в отставке Миленко Глигорович в декабре 2002-го заявил белградскому еженедельнику «Блиц», что 66 % военных пенсионеров получают пенсию ниже прожиточного минимума, а 10 % бывших военнослужащих не имеют возможности питаться три раза в день. Доведенные до отчаяния, они стали обращаться с судебными исками к Министерству обороны. В ответ был ликвидирован институт военной юстиции, а для рассмотрения «специфических дел» в состав гражданских судов ввели группы военных юристов. Последствия такой политики не заставили себя ждать.Опрос, проведенный Союзом студентов Сербии среди учащихся в четырех основных университетах республики, показал, что около 75% из них предпочитают «откупиться». Среди основных мотивов неприятия военной службы молодые люди назвали «потерянное даром время» (28 %), плохие бытовые условия (19,94 %), неуставные взаимоотношения (17,83 %) и большую продолжительность службы по призыву (8,31 %). При анонимном опросе, проведенном в мае 2003 года в Черногории, более 67 % выпускников школ сумели избежать учета в военкоматах, а 38,4 % полагали, что государство вовсе не нуждается в армии.С сентября 2002 года срок службы по призыву был сокращен с 12 до 9 месяцев, одновременно призывникам из Сербии и Черногории предоставлено право служить на территории своих республик. Эти решения создали большие трудности в организации обучения и боевой подготовки войск, поскольку учебные центры по одним воинским специальностям находились в Сербии, а по другим – в Черногории. Кроме того, теперь призыв стало необходимо осуществлять четыре раза в год при том, что период обучения сократился до четырех месяцев (пехотинцев – до трех), а срок службы в боевых подразделениях – до пяти. В результате слаживание в звене рота-батальон было практически сорвано, в 2003 году не было проведено ни одного батальонного тактического учения с боевой стрельбой. При подведении итогов за 2002 учебный год руководство Военной академии отметило, что ключевой проблемой стал отбор кандидатов на обучение: попытки сохранить прежние критерии вступительных экзаменов на «минимально приемлемом уровне» привели к большому недобору слушателей. В 2004 году Б. Тадич стал президентом Сербии, и начатая им работа по реформированию ВС была усилена. В здании МО были выделены кабинеты для действующих и отставных старших офицеров стран Западной Европы и США, которые принимали непосредственное участие в разработке системы переквалификации офицеров и изменения военной доктрины. В апреле 2005 года общественности были представлены две книги – «Стратегии обороны» и «Белая книга обороны». Выступавший на презентации министр обороны Првослав Давинич сообщил, что
«армия находится на верном пути евроатлантической интеграции. Существуют определенные политические препятствия, но мы станем членами программы «Партнерства за мир», а после этого и НАТО».
3 июня 2006 года Черногория объявила независимость, и союзное государство Сербии и Черногории прекратило существование. 7 сентября того же года президент Б. Тадич подписал в США с госсекретарем Кондолизой Райс Договор о статусе сил, так называемый SOFA (Status Of Forces Agreement), в соответствии с которым все американские военнослужащие во время пребывания на территории Сербии получали статус неприкосновенности и становились неподсудны местным органам юстиции. В феврале 2008 года сербский край Косово объявил независимость, там под прикрытием НАТО приступили к формированию регулярной армии, основой которой стали албанские боевики с боевым опытом. Белград ограничился невнятными «нотами протеста» с выражениями сожаления, озабоченности и обеспокоенности. Неудивительно, что уже на ближайшем саммите НАТО (Бухарест, апрель 2008) было принято решение о переходе Сербии от участия в программе «Партнерство ради мира», которое считается первым шагом к вступлению в НАТО, к стадии «интенсивного диалога».Реформы продолжались. Активные распродажи «излишков» МО дали удивительный результат – при сокращенной более чем на 60 % армии и успешном «освоении» вырученных средств очередь бесквартирных военнослужащих по-прежнему насчитывала почти 16 тыс. человек. Летом 2008 года было объявлено о намерении выставить на продажу двадцать принадлежащих МО объектов недвижимости на сумму 300 млн евро (к слову, все оставшееся имущество МО оценивалось тогда в 2 млрд евро). Тогдашний начальник ГШ Здравко Понош пояснил:
«деньги, вырученные от продажи армейской недвижимости, могут решить многие проблемы, а также ослабить давление на госбюджет – ежегодно армия тратит 2 млн евро только на охрану этих объектов».
23 ноября 2009 года состоялось знаменательное событие: президент Б. Тадич и министр обороны Д. Шутановац открыли военную базу «Юг». Президент подчеркнул, что стратегические интересы Сербии заключаются в членстве в Евросоюзе и сохранении территориальной целостности, а военный министр отметил, что база знаменует приведение новой системы опорных пунктов сухопутных войск к завершенному облику. По словам Шутановаца, база «Юг» является самым большим и современным инфраструктурным объектом, построенным за последние годы в интересах МО. Согласно официальным данным, строительство базы «Юг» близ города Буяновац у административной границы с Косово велось с 2003 года и продолжалось шесть лет. Тут следует пояснить, что до 2003-го в Буяновце была дислоцирована армейская бригада, усиленная артиллерийскими, бронетанковыми и инженерными подразделениями, общая численность превышала 6 000 военнослужащих. Соединение было расформировано, а на месте готового места дислокации был создан Центр по подготовке миротворческих сил. Не обошла реформа стороной и систему военного образования: 24 февраля 2011 года в Белграде был создан Университет обороны в составе трех факультетов – медицинского, гуманитарных наук и технического. Венцом стали нововведения в форме одежды, новые знамена, штандарты, символы, эмблемы и воинские звания. Так, звание генерал-полковник было заменено на «генерал», а также введено звание «бригадный генерал», что соответствовало стандартам НАТО и потому по задумке должно было непременно внести «позитивный вклад». В декабре 2010 был произведен последний набор в армию военнослужащих по призыву – с 1 января 2011 года сербская армия перешла на профессиональную основу. Кандидаты как мужского, так и женского пола должны были быть гражданами Сербии в возрасте от 19 до 30 лет, годные к военной службе по состоянию здоровья, не находящиеся под следствием и не имеющие судимости по делам, связанным с должностными преступлениями.
«Все мужчины-геи и женщины-лесбиянки, которые хотят служить и отвечают требованиям конкурса, имеют право подать заявление, потому что в армии Сербии члены всех групп меньшинств могут чувствовать себя желанными гостями»,
– заявил в этой связи информационный центр гомосексуального сообщества Сербии. Министр обороны Драган Шутановац, в свою очередь, с удовлетворением отметил, что 2010 год был успешным для Министерства обороны, «благодаря исключительным результатам в реформе армии».
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!