Французский президент Эммануэль Макрон анонсировал проведение встречи в так называемом нормандском формате «до конца года». Важно отметить, что до расшифровки телефонного разговора Дональда Трампа с Владимиром Зеленским на Украине и в Европе заявляли, что встреча состоится в сентябре или в начале октября. Фактический перенос встречи говорит о том, что после слов Зеленского о «недостаточно помогающем Украине Евросоюзе» ни Макрон, ни Меркель не испытывают большого желания встречаться с Зеленским и что-то решать. Европейские лидеры осознали простой факт: украинские политики готовы осуществлять попытки перешагивать через их интересы в поисках американской поддержки. Если это «не доходило» раньше, то точно «дошло» сейчас.
Если нормандская встреча всё же состоится, то к каким договорённостям на ней придут?
Вполне понятно, что у Зеленского не останется никаких шансов для того, чтобы не обязаться выполнять Минские соглашения в варианте формулы Штайнмайера. Но одно дело дать обязательства, другое дело, в украинском варианте, их исполнять на деле. Как показывает практика, никаких рычагов давления на украинских радикалов у Зеленского нет, а потом любой приказ об отходе от линии соприкосновения будет саботироваться теми, кто настроен на продолжение гражданской войны с возможностью личной наживы.
Достаточно вспомнить недавние заявления Зеленского о том, что он распорядился провести командирами в зоне ООС «разъяснительную работу» среди личного состава на предмет отхода от линии соприкосновения. Даже сроки украинский президент ставил. Но в итоге Зеленский получил полное игнорирование того самого распоряжения, и ему пришлось сделать вид, будто бы ничего и не было.
В этой связи и договорённости в формате нормандской четвёрки могут оказаться очередной пустышкой. Даже притом, что у Зеленского – большинство в Раде и всё ещё высокий процент поддержки населением, он вряд ли решится идти на прямой конфликт с радикалами и вряд ли начнёт радикалов, что называется, «паковать». Вся проблема для Зеленского в том, что радикалы способны почувствовать (а, быть может, уже чувствуют) его слабину и как результат - могут "упаковать" самого президента.
А если у президента Украине не хватит решимости «паковать» наиболее разнузданные и желающие войны категории «активистов», то и очередными договорённостями на бумаге можно будет растапливать камин на президентской даче. Этот каминный пепел вполне и может стать ценой нового соглашения, как и очередным доказательством отсутствия крепкой и ответственной власти в Киеве.