Киев не стремится к деэскалации конфликта в Донбассе и продолжает перебрасывать военную технику и вооружение к линии соприкосновения. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Так представитель российского внешнеполитического ведомства прокомментировала недавнюю публикацию в блоге главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, где он пишет о «российской агрессии» против Украины и о «сдержанной реакции» на нее Киева.
«О какой „сдержанной реакции“ и, тем более, „шагах в сторону урегулирования“ киевских властей можно говорить в условиях, когда к линии соприкосновения активно стягиваются вооружения и техника ВСУ, а пригороды Донецка ежедневно обстреливают украинскими снарядами и минами, от которых гибнут мирные жители, в том числе дети?»
— отметила Захарова.
Также дипломат подчеркнула, что Европа при этом не только закрывает глава на настроения Киева решить конфликт в Донбассе силовым путем, но и «волей-неволей» поддерживает их.
О том, что напряженность на Донбассе не спадает, ранее в эфире донецкого телеканала «Юнион» говорил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян.
По его словам переговорный процесс как бы продолжается, но реальная ситуация остается крайне тревожной. Запад и Украина создают все новые напряженности на границе народных республик, и они, по выражению эксперта, «не стихают, а усиливаются».
«Из ленты новостей следует, что ситуация начинает все более и более попахивать чем-то нехорошим»,
— констатировал Кургинян.
На самом деле сообщения о новых пополнениях ВСУ в зоне так называемой «ООС» приходят чуть ли не ежедневно.
Телеграм-канала «Сводки от ополчения Новороссии» со ссылкой на отчет специальной мониторинговой миссии ОБСЕ от 21 и 22 апреля информирует, что украинская армия перебрасывает к Донецку самоходные гаубицы и танковые подразделения. Пятьдесят машин Т-64, это целая танковая бригада.
Военкор Семен Пегов в своем ТК WarGonzo пишет о восьми ракетных комплексах «Точка У», которые ВСУ разместили в районе городов Рубежное и Лисичанск. По его данным комплексы прибыли из Черниговской области вместе с грузом боекомплекта и машинами обеспечения.
Стягивая тяжелую технику к линии фронта, ВСУ продолжают одновременно утюжить территорию ДНР и ЛНР из артиллерии, минометов и крупнокалиберных пулеметов.
За одну минувшую неделю обстрелам с украинской стороны подверглись 29 населенных пунктов Донецкой народной республики, сообщил замначальника Народной милиции ДНР Эдуард Басурин. Били по окраинам Донецка, Горловки и Ясиноватой, а также сел в Новоазовском районе. В ходе обстрелов погибли двое военнослужащих Народной милиции ДНР. Кроме этого, тяжелое ранение в голову получил житель поселка шахты «Трудовская».
О том, что Киев униматься не собирается, может свидетельствовать и тот факт, что сейчас активной вербовкой добровольцев в войска занялся «Правый сектор"*.
Как сообщил официальный представитель Народной милиции ЛНР Яков Осадчий, есть информация, что между руководством сил так называемой «ООС» и этой националистической организацией достигнута договорённость о доукомплектовании подразделений ВСУ за счёт праворадикалов в случае начала активных боевых действий.
То есть ситуация действительно тревожная. И начавшийся 23 апреля отвод российских войск с юго-западных рубежей на места своего основного базирования ничуть не разрядил обстановку. Более того, маловменяемое руководство Украины поставило это себе в заслугу и теперь с еще большим рвением рвется в бой.
Будет ли в такой ситуации у народных республик, чем ответить?
— Ситуация в Донбассе сейчас действительно напряженная, я бы даже сказал, стабильно напряженная, — делится своим мнением военный эксперт Владислав Шурыгин. — Но это напряжение еще не тех масштабов, которое, например, было год назад до заключения летнего перемирия.
При этом если Украина все-таки решит провести то, чего она пыталась, но испугалась, а теперь подумала, что Россия, может быть, отвела войска и можно успеть, то это как раз будет именно то, о чем говорил президент. Не будет нынешней Украины в том виде, в котором мы ее знаем.
И путь они хоть восемь комплексов «Точка» подгонят, хоть десять, пятьдесят или восемьдесят тысяч будет их войско…
У нас рядом стоят целый Западный округ и три российских армии, не считая двух донецких корпусов. Если у кого-то в этом случае возникнет какая-то иллюзия сумасшедшая, то пусть попробуют. Останутся вообще без армии и без «Точек».
Само по себе, оружие не воюет. Воюет система. Военная система России и украинская военная система они не сравнимы, примерно, как «Запорожец» с танком.
Никто же не думает, что США будут с нами всерьез воевать из-за Украины. Начнут подзуживать — будет то, что я уже сказал. Не будут, Украина сама не дернется вперед.
Повторю: мы все, что нужно уже сказали. Да, мы сейчас возвращаем войска к местам постоянной дислокации. Этот пункт постоянной дислокации находится на расстоянии 100−200 км от мест, где они находились. Вернуть их обратно, это двое-трое суток.
Честно говоря, я даже цинично мечтал бы, чтобы Украина все-таки взяла и дернулась. Тогда, наконец-то, этот нарыв будет вскрыт окончательно.
Директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов в свою очередь считает, что в ближайшее время полномасштабных боевых действий на Донбассе не будет.
— Некоторые эксперты воспринимают сосредоточение украинских войск, усиление обстрелов как подготовку к войне. Это неправильный критерий. Война, как правило, начинается внезапно. Вспомним, нападение нацистской Германии на СССР.
Поэтому если бы Украина сейчас хотела напасть, она бы не усиливала обстрелы и не подтягивала столь демонстративно резервы к линии соприкосновения сторон, а делала это скрытно, маскируя сосредоточения войск. Украина, напротив, делает все демонстративно, нарочито.
На мой взгляд, это угроза давлением. Угроза войной, которая зачастую страшнее, чем сама война.
Зеленский слабый политик, но он — не идиот. Война ему противопоказана, он помнит об опыте Грузии. Его вполне устраивает нынешняя ситуация — ни войны, ни мира.
Как только что-то начнется, его, в лучшем случае, отстранят от власти, а в худшем он будет, подобно Саакашвили, жевать галстук и стараться сбежать на Запад. Поэтому зачем ему рисковать своим положением, а, может быть, и жизнью.
«СП» — Так не Зеленский решает, быть войне или нет. Он не самостоятельная фигура.
— Понятно, что решения по Украине принимаются не на Украине, а в Вашингтоне. Но американцам война с Россией руками украинцев сейчас тоже невыгодна.
Между новой администрацией США и Россией, как мне кажется, идет торг по сложнейшему и широчайшему кругу вопросов. Поэтому ломать только-только наметившийся диалог они вряд ли захотят сломать. Их цель — продавливать Россию на стратегическом фронте, на разных уровнях, на разных точках соприкосновения и театрах военных действий.
Украина будет спущена с поводка, если диалог закончится для американцев ничем и своего они не получат.
Киев просто ждет своего часа. А американцы держат палец на кнопке под названием «Старт войне в Донбассе». Но время на нее нажать пока не пришло.
Украина — это всего лишь оружие американцев, слепое, послушное, недорогое.
«СП»: — Получается, угроза военной эскалации в любом случае сохраняется?
— Да, но именно в контексте войны Украины против России. О том, что это вопрос времени я говорил еще шесть лет назад.
И, пожалуй, все-таки склонюсь к точке зрения, что, скорее всего, это случится уже в этом году. Но пока американцы не попробуют получить от Москвы максимум уступок, они не отдадут приказ украинским шакалам начинать наступление в Донбассе.
Сейчас им это невыгодно. Потому что Донбасс для Байдена как фактор давления на Москву. А если все перейдет в военную фазу, то этот фактор перестанет быть фактором влияния на Россию.
Россия вступится за Донбасс. Никаких сомнений быть не может.
Американцы это понимают, поэтому им выгодней угрожать России угрозой войны в Донбассе, а не начинать ее. Но она начнется в случае, если диалог не приведет к нужному в понимании американцев результату. Иначе говоря, Россия безропотно должна принять все выдвинутые американской стороной условия.
«СП»: — Они зря на это рассчитывают…
— Рассчитывают зря. Но продавливать будут. В том числе, используя так называемую «либеральную интеллигенцию». В России масса чиновников, преподавателей и руководителей вузов являются американской «пятой колонной». И украинской агентуры, которая, несомненно, поддержит Киев, полно не только в столичных университетах, но и в регионах.
Американцы об этом тоже прекрасно знают и уже используют это для раскачивания внутриполитической ситуации в стране изнутри.
А война начнется внезапно и, скорее всего, с наступления ВСУ на Донбасс, потому что Донбасс это слабое звено. Один на один с Украиной он не справится.
Украинская армия уже не та, что в 2014, она существенно нарастила боевой опыт и боеготовность. Там созданы части первого прорыва, они весьма профессиональны и мотивированы. Американцы, британцы, канадцы, французы, поляки не даром натаскивали украинских солдат, особенно диверсантов. Поэтому если боестолкновение случится, то события 2014 года покажутся легкой разведкой боем по уровню потерь.
*Украинские экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «УНА-УНСО», «Меджлис крымскотатарского народа», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14 (Січ), ВО «Свобода».
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас