Почетный профессор и декан Института международных отношений в Университете Циньхуа Янь Сюэтун опубликовал в американском журнале Foreign Affairs статью (перевод здесь), в которой рассуждает о перспективах китайско-американских отношений в ближайшие годы.
Профессор констатирует, что двуполярный мир является реальностью, так как Китай уже стал «младшей сверхдержавой». В этой связи профессор выражает надежду, что существующий либеральный миропорядок сохранится ещё, по меньшей мере, на десяток лет. Слово «либеральный» в данном контексте следует трактовать как сохранение существующего режима свободы международной торговли.
Независимо от того, является ли текущая торговая политика Трампа временным «помутнением рассудка» американских элит, или это всерьёз и надолго, Китай надеется на сохранение свободного доступа на внешние рынки. Сам он при этом обещает стать более открытым для иностранных товаров.
Что касается разговоров о военном противостоянии с США, профессор считает, что до реальной войны дело не дойдёт. Конечно, военный паритет необходим для взаимного уважения, но никто всерьёз воевать не собирается. Конкуренция между двумя сверхдержавами развернётся в экономической сфере.
Янь Сюэтун напоминает, что статус главной сверхдержавы мира когда-то перешёл от Британии к США без войны между этими странами, и намекает, что такое может случиться снова. А пока Китай согласен на роль «младшей сверхдержавы».
Что же Китай предложит миру? Это будет «вандао» или «гуманный авторитет». «Это понятие о том, что Китай – просвещенный и добродетельный гегемон, влияние и легитимность которого проистекают из его способности удовлетворять потребности других стран в безопасности и экономическом процветании – в обмен на их согласие с лидерством Китая», - пишет профессор Янь.
Надо сказать, что профессор Янь Сюэтун – не кто-нибудь. Перечисление его регалий займёт полстраницы. Отмечу только, что влиятельный американский журнал Foreign Policy включил его в ТОП-100 мировых мыслителей. Профессор Янь относится к течению «националистов» в китайской элите, тех самых, которые сейчас у власти. Поэтому статью такого человека в таком журнале в такое время можно вполне считать неофициальным изложением официальной позиции руководства Китая.
Из статьи можно сделать вывод, что руководство Китая надеется на то, что «торговая война» с США будет как-то худо-бедно прекращена, и существующий экономический миропорядок будет сохраняться ещё достаточно долго, несмотря на то, что мир будет постоянно «лихорадить». За это время Китай рассчитывает продвигать свою «мягкую силу», постепенно оттереть США с места первой сверхдержавы и самому занять мировой трон.
В Китае понимают, что не могут продвигать «мягкую силу» по американскому образцу – через политическую и культурную экспансию. Китайские ценности неинтересны внешнему миру. Поэтому ставка делается на пресловутый «прагматизм» - договорённости с местными царьками и бизнесменами о «крышевании» и совместном бизнесе. Но проблема не в том, насколько честно китайцы ведут бизнес, и не в том, сработает ли такая стратегия. В Северной Африке и, похоже, в Венесуэле эта стратегия уже даёт сбои. Проблема в том, согласны ли на такой сценарий США. Ведь только от них зависит судьба «свободной торговли» на ближайший десяток лет.
И здесь я вижу у профессора небольшое противоречие. Даже большое. Нет – даже очень большое, учитывая размер и мощь стран, о которых мы говорим.
По сути, статья профессора – предложение американцами замириться и прекратить «торговую войну». Конкурировать честно. То есть, Китай надеется на прекращение политики Трампа по разрушению системы мировой торговли.
Но Трамп не отступит. Время «свободной торговли» кончилось. За то время, пока китайские рабочие шили для американцев маечки-тапочки, США перевели лишнее население в постиндустральный формат жизни, и теперь переходят к реиндустриализации на новых принципах – с минимальной потребностью в рабочей силе.
Для реиндустриализации США американская элита и привела к власти Дональда Трампа. Он разрушает систему мировой торговли, и делает Америку «греат эгейн», то есть, как до второй мировой войны, когда она не только полностью удовлетворяла себя всеми промышленными товарами, но и продавала их всему миру. Китай при таком раскладе им больше не нужен.
При этом Америка не просто уходит на свой «одинокий остров» за океаном. Пользуясь своими большими возможностями, она сделает всё, чтобы не дать усилиться конкурентам. Взорвать несколько стран на китайском «пути» - для неё не проблема. Конечно, Трамп не собирается воевать с Китаем, в этом смысле он за мир. Но с одной неприятной оговоркой – китайские товары больше США не нужны.
Правда, есть и другой вариант. Трамп находится в непростом положении. Его враги всё ещё очень сильны, и никто не даст гарантии, что сегодня-завтра его каким-то образом не отстранят от власти. Или просто убьют.
Враги Трампа – это финансисты. Вот как раз они не против сохранения мировой «свободной торговли». Им всё равно, что и где производится, главное, чтобы оно продавалось за доллары США. Получается, это их возвращения к власти ждёт профессор Янь Сюэтун? Ведь они сразу покончат с «временным помутнением рассудка» в виде торговой войны с Китаем?
Здесь профессор и ошибается. Это не те люди, которым можно предлагать мир.
Китай, действительно, за последние два-три десятилетия очень усилился и продолжает свой экономический и геополитический рост. В случае прихода к власти в США финансистов, олицетворяемых Хиллари Клинтон, реиндустриализация страны будет прекращена, и постепенное сползание с позиции первой сверхдержавы мира продолжится. Когда угроза первому месту США в мире станет реальной, эти люди не остановятся ни перед какими средствами удержания своего доминирования, вплоть до ядерного удара по Китаю. Не зря говорят, что Клинтон – это война.
Когда-то Юрий Владимирович Андропов в своей «тронной речи» заявил: «Империалисты пусть знают: если они нас не тронут, мы их тоже не тронем». Это была ошибка, результат которой известен – СССР больше нет.
Говорят, в Китае есть целый институт, изучающий причины падения СССР. То ли они там пришли к каким-то не тем выводам, то ли слишком засекретили свою работу и не дали почитать результаты нашему профессору. Но попытка «жить дружно» с американцами – это очень наивно. Соглашаясь на роль «младшей сверхдержавы» рядом со «старшей», Китай обрекает себя на поражение. В соревновании сверхдержав есть только одно призовое место – первое. Остальных ждёт участь Карфагена.