Китай развивает взаимовыгодное сотрудничество с иностранными государствами в области обороны и безопасности. Одним из путей такого сотрудничества становится строительство баз на территории зарубежных государств для расширения присутствия в отдельных регионах. На днях стало известно, что в ближайшее время начнется новое подобное строительство. Еще один объект с китайским участием появится на территории Таджикистана.
История сотрудничества
Таджикистан не может похвастать многочисленной и развитой армией, однако сталкивается с серьезными угрозами. В связи с этим стране приходится прибегать к зарубежной помощи. Так, уже несколько десятилетий значительный вклад в безопасность Таджикистана делают российские вооруженные силы в лице 201-й базы. Кроме того, страна входит в Организацию Договора о коллективной безопасности и может рассчитывать на помощь других ее участников. Наконец, на протяжении последних лет развивается сотрудничество с Китаем.Осенью 2016 г. Душанбе и Пекин подписали соглашение о совместных работах по усилению охраны таджикско-афганской границы. Этот документ предусматривал строительство и реконструкцию пунктов пропуска, пограничных застав и учебных центров в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана, к северу от афганского Ваханского коридора. Строительство поручалось китайской стороне.Впрочем, имела хождение и другая информация. Так, зарубежные СМИ сообщали, что на самом деле Китай разворачивает в Таджикистане полноценную военную базу. В качестве доказательства этого приводилось присутствие китайских военнослужащих в Мургабском районе, где она якобы находилась.Официальные лица опровергали эту информацию. Они отмечали, что представители НОАК задействованы в строительстве и подготовке новых объектов, но не более того. Эксплуатация готовых застав и центров поручалась таджикскому личному составу.
Любопытно, что гипотетическая база в Таджикистане до сих пор регулярно упоминается в контексте зарубежной «экспансии» Китая. При этом никаких новых доказательств ее существования в предполагаемом виде и выполнения именно военных функций силами китайского личного состава не появилось. Из этого следует, что подобная информация, как минимум, не полностью соответствует действительности, и следует доверять официальным сообщениям.На днях таджикские СМИ, ссылаясь на полученные официальные документы, сообщили о скором строительстве нового таджикско-китайского объекта и раскрыли подробности этого проекта. Вскоре официальные лица из Душанбе подтвердили и дополнили эту информацию. Проект договора на проведение работ уже одобрен парламентом Таджикистана, и в ближайшее время ожидается начало строительства.Как сообщается, сторонами нового соглашения стали министерство внутренних дел Таджикистана и министерство общественной безопасности КНР. В соответствии с документом, китайская сторона построит для коллег специальную базу в Ваханском ущелье, в Ишкашимском районе ГБАО. На объекте разместят группу быстрого реагирования из состава управления по борьбе с организованной преступностью. Кроме того, базу сможет задействовать таджикская армия.На площади 3550 кв.м планируется построить 12 зданий. На базе будет административное здание, общежитие и жилые дома для личного состава и его семей, необходимая инфраструктура и т.д. Общая стоимость проекта определена на уровне 100 млн сомони (ок. 8,9 млн долл. США). Сроки завершения строительства и заступления базы на дежурство не уточняются.Также на днях иностранная пресса сообщила, что Таджикистан и Китай ведут переговоры о реорганизации службы существующей базы в Мургабском районе. Утверждается, что Душанбе предлагает полностью передать этот объект НОАК и отказаться от арендной платы. В обмен на это Китай должен будет усилить помощь военного характера, необходимую для противодействия угрозе из Афганистана. Впрочем, в отличие от сообщений о новой базе, такая информация никак не подтверждена.
Новый объект
Оборона и безопасность Таджикистана в значительной мере зависят от зарубежных государств, в той или иной форме оказывающих ему помощь. Основной вклад в оборону делает российская 201-я база. В составе этого объединения имеется несколько мотострелковых полков, а также артиллерийские, разведывательные и иные подразделения. Ранее сообщалось о скорой интеграции российской и таджикской систем ПВО.Заметные меры по укреплению безопасности соседа в последние годы принимает КНР. По открытым данным, они заключаются в строительстве и оснащении новых объектов, в переподготовке таджикского личного состава и т.д. При этом, по объективным причинам, основное внимание уделяется вопросам борьбы с терроризмом и преступностью.По некоторым данным, китайская помощь не ограничивается только строительством и обучением. НОАК также может участвовать в совместных мероприятиях, а ранее даже сообщалось о создании полноценной китайской базы. Впрочем, далеко не все такие новости и их источники достойны доверия. К примеру, пять лет назад анонимные источники сообщали, что базу в Мургабском районе ГБАО уже заняли китайские военные, а теперь «выясняется», что Душанбе только лишь предлагает передать ее Китаю.Так или иначе, Китай помогает Таджикистану укреплять свою оборону о важных направлениях. При этом в основе такой помощи лежит необходимость обеспечения безопасности западных рубежей, а также желание защитить политические и экономические проекты в регионе. В этом контексте таджикская территория представляет особый интерес для Пекина.Серьезная угроза безопасности Китая и других стран сейчас исходит с территории Афганистана, захваченного экстремистами. Афгано-китайская граница невелика, отличается сложным ландшафтом и хорошо охраняется. Однако террористы в своих мероприятиях могут использовать легкодоступную территорию третьих стран – в первую очередь Таджикистана, не имеющего развитых вооруженных сил.
Зарубежный вклад
Соответственно, помогая Душанбе с укреплением обороны, Китая дополнительно защищает себя. Рубежи перехвата вероятного противника в лице террористов выносятся на значительное расстояние от китайских границ, на чужую территорию. Польза от таких мер для безопасности КНР очевидна.Таджикистан тоже получает большие преимущества. Поддержка двух крупных и развитых стран уже сейчас дает ему необходимый уровень защиты. Кроме того, китайские соседи предлагают услуги по строительству новых объектов и готовят личный состав, что положительно сказывается на собственных возможностях обороны. Имели место и продолжаются поставки китайского вооружения и техники. За счет всего этого улучшается материальная часть и растет боеспособность армии.
Безопасность и экспансия
Сообщения о китайско-таджикском сотрудничестве можно было бы рассматривать в качестве доказательства желания Пекина устроить экспансию в Центральную Азию. Однако такая «экспансия» пока ограничивается только строительством баз для местных военных и силовиков – что отличается от традиционных методов НОАК.В последние годы Китай осуществляет реальную экспансию в восточном и южном направлении, стремясь стать полноценным лидером Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого принимаются различные меры, в т.ч. в рамках военного сотрудничества с третьими странами. Так, в иностранных государствах уже развернуты военно-морские базы и пункты обеспечения, позволяющие флоту работать на большом удалении от родных берегов.При этом сухопутные базы в других государствах АТР пока не строились ввиду отсутствия необходимости. На других направлениях они тоже не требуются, т.к. с защитой сухопутных рубежей пока справляются базы и части, размещенные на китайской территории. Впрочем, ограниченное присутствие войск на базах в дружественных странах не исключается и дает определенные преимущества.Таким образом, Китай продолжает взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, и заметное место в этих процессах занимает Таджикистан. Объединив усилия, при ведущей роли НОАК и других китайских структур, две страны собираются защитить себя от террористической угрозы из Афганистана. Насколько успешными будут нынешние меры такого рода, к чему они приведут, и как дальше будет развиваться ситуация – покажет время.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!