Конец прошлой недели председатель КНР Си Цзиньпин провёл в Италии, где в течение двух дней находился с государственным визитом. Об этой поездке руководителя страны китайское информационное агентство «Синьхуа» объявило ещё в понедельник, что сразу вызвало нервную реакцию в главных европейских столицах.
Италия попала в зону интересов Поднебесной
Дело в том, что председатель Си отправлялся торить «Новый Шёлковый путь» в Европу через юг континента. В Италии китайцы задумали обустроить порты для перевалки своих грузов. Сейчас контейнеровозы с китайскими товарами разгружаются в основном в северных портах Европы: Роттердаме, Антверпене, Гамбурге и Бремерхафене.
От Апеннинского полуострова до этих портов пять-шесть дней пути. Поэтому вполне логично выгрузить контейнеры в Италии и дальше отправить их автомобильным или железнодорожным транспортом. Такой опыт у Пекина уже есть. Осенью 2009 года, когда Греция только начала сползать в затяжной долговой кризис, китайская государственная компания COSCO арендовала половину контейнерного терминала в порту Пирей, что рядом с Афинами.
Выбираясь из экономических проблем, правительство Греции устроило распродажу государственной собственности. В 2016 году дошёл черёд и до порта Пирей. COSCO с лёгкостью приобрела контрольный пакет его акций и стала полноправным владельцем пирейского порта.
В Пекине к этому были готовы. Двумя годами ранее Китай замахнулся на строительство скоростной железной дороги из Пирея в Центральную Европу. Магистраль должна была пройти из Греции через Северную Македонию, Сербию и Венгрию. Но Брюссель не дал китайцам сильно развернуться и под предлогом того, что Венгрия нарушила правила проведения тендера на исполнение работ, заблокировал строительство сербско-венгерского участка дороги.
Эксперты считают, что эта коллизия рано или поздно разрешится в пользу Китая. Тем не менее, даже при существующей сегодня логистике уже в прошлом году оборот контейнеров через порт Пирей вырос за время его эксплуатации китайцами примерно в шесть раз.
Похожий проект Пекин вознамерился реализовать и на Аппенинском полуострове. Тут просматриваются определённые параллели. У Италии сейчас тоже огромный долг и ослабленная экономика. По идее, китайские инвестиции способны взбодрить её. Но европейские политики предостерегают своих итальянских коллег: главный бонус нового проекта достанется Китаю. Это его компании получат заказы на обустройство портов и транспортной инфраструктуры, а вырученные за работу деньги увезут домой.
Китай интересуют два итальянских порта. Оба на севере страны, у самого подбрюшья Европы – Триест на побережье Адриатики и Генуя на Лигурийском море. Из Генуи удобный прямой путь в Западную Европу, из Триеста – в Центральную. Новые маршруты должны быть оптимальными для «Нового Шёлкового пути» – проекта, органично сочетающего в себе экономические и геостратегические интересы Китая.
Почему Запад «против»?
Итальянские планы Пекина не понравились многим на Западе. Удивляться здесь нечему. Обаяние китайской экономикой покинуло западных политиков года два назад. Тогда они впервые осознали, что под лозунгами либерализации глобальной торговли Пекин продвигает по миру свои компании, подконтрольные партии и государству, а китайский коммунистический госкапитализм с его богатыми возможностями и перспективным планированием вырос до уровня конкурента, подавляющего либеральную рыночную экономику.
Риторика Запада изменилась. На прошедшем недавно Всемирном экономическом форуме в Давосе известный американский финансист Джордж Сорос назвал председателя КНР, генерального секретаря Компартии Китая Си Цзиньпина «самым опасным противником открытых обществ».
Похожие оценки запестрили в западных СМИ. Немецкий леволиберальный еженедельник Der Spiegel увидел в экономической экспансии Китая «пренебрежение к совместно выработанным правилам». Информационно-политический журнал Focus напомнил об «огромных амбициях» Си Цзиньпина, заявившего на последнем съезде китайских коммунистов: «Китай должен вновь стать центром мира – экономическим, технологическим, политическим и военным».
Этот тезис председателя Си – главный раздражитель Запада, на глазах которого Поднебесная постепенно превращается в новую сверхдержаву. Отсюда и проистекает критика, прозвучавшая со стороны лидеров политического мнения Европы в адрес «неопытного» итальянского правительства. Его упрекают в том, что входящая в «большую семёрку» Италия не должна вести себя с Китаем так покладисто.
Массированная атака на планы сотрудничества Рима и Пекина заставила итальянских переговорщиков несколько отступить. Как отмечают местные СМИ, премьер-министр Италии Джузеппе Конте отказался от ряда согласованных ранее договоров. Однако, несмотря на критику европейских партнёров, основной документ под названием Memorandum of Understanding стороны всё-таки торжественно подписали в Риме в субботу, 23 марта.
В соответствии с меморандумом Китай в ближайшее время выложит несколько миллиардов евро на развитие портов Генуя и Триест, наладит партнёрство между китайским туристическим оператором Ctrip и аэропортами Рима, железнодорожной компанией Trenitalia и музеем Ferrari в городе Модена. КНР расширит также сотрудничество между государственными СМИ двух стран и в других сферах культуры и бизнеса. Достигнутое соглашение, например, открывает китайский рынок для экспорта итальянских апельсинов.
Уже в воскресенье меморандум раскритиковал министр иностранных дел ФРГ Хайко Мас. В интервью еженедельнику Welt am Sonntag Маас заявил: «Если некоторые государства думают, что с китайцами можно заключить хитрые сделки, то однажды они удивятся, когда проснутся в зависимости…» и добавил: «…предложения, выгодные в краткосрочном плане, могут обрести горький привкус».
С германским министром можно согласиться. За примерами здесь далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на нашего южного соседа – Туркмению. Под бременем кредитных долгов перед Китаем она сегодня переживает серьёзный экономический кризис.
А вот пример подальше от нас. В 2010 году Китай обустроил в Шри-Ланке глубоководный порт Хамбантота. Через семь лет основные активы этого порта перешли китайской корпорации China Merchants Port Holdings. Так ланкийское правительство частично гасило свою многомиллиардную задолженность перед Китаем.
Возможно, именно на эту сделку намекает министр Маас. Хотя, скорее всего, им движет беспокойство не о будущих проблемах Италии, а о том, что обустроенные компаниями из Китая северные итальянские порты сделают менее востребованными для китайских грузов германские порты в Гамбурге и Бремерхафене.
Впрочем, есть в этой истории и геополитический аспект. О нём в понедельник сказал еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер. «Я с беспокойством наблюдаю, как в Италии и других европейских странах элементы стратегически важной инфраструктуры – линии электропередач, автобаны или порты – попадают не в европейские, а в китайские руки», – отметил еврокомиссар в интервью медиагруппе Funke.
В связи с этим Эттингер предложил «подумать о введении европейского права вето или механизма одобрения сделок, осуществляемого через Еврокомиссию». Заключённый в минувшую субботу китайско-итальянский Меморандум о сотрудничестве под эту рестрикцию уже не попадёт. Зато призыв Эттингера может подпортить отношения Китая и Европы.
Примеры этому уже есть в новейшей истории. Помнится, в далёком теперь 1999 году тогдашний китайский лидер Цзян Цзэминь побывал с визитом в Швейцарии. В Берне перед зданием федерального парламента его встретила группа демонстрантов с плакатами «Свободу Тибету!». Эта акция буквально вывела гостя из себя.
Рассерженный Цзян Цзэминь прошёл в здание парламента, даже не поприветствовав президента Швейцарии Рут Дрейфус и федеральное правительство. А в своей речи Цзян прямо заявил швейцарцам: «Сегодня вы потеряли хорошего друга». С тех пор прошло двадцать лет. Китай окреп и распространил своё влияние по всей планете. Теперь дружить с ним хотят политики многих стран. Вот и итальянцы открыли Пекину дверь в Европу с юга.
Вряд ли удастся её закрыть амбициозным европейским чиновникам. «Новый Шёлковый путь» нашёл для себя ещё один перспективный маршрут.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас