Обилие политических экспертов на телевидении и в интернет-СМИ, которые рассуждают о грядущем и делают различные, часто громкие, прогнозы, на сегодняшний день поражает воображение. Однако мало кто задумывался над тем, насколько качественны эти прогнозы и в какой степени адекватные оценки дают данные эксперты. Ведь журналисты практически никогда не просят их сравнить свои прогнозы с тем, что произошло на самом деле. Т. е. основная проблема заключается в том, что одни и те же эксперты и политологи кочуют из передачи в передачу, делая все новые и новые «предсказания», но никто не спрашивает у них, а какие, собственно, из ваших прогнозов сбылись? Согласитесь, вопрос достаточно логичный, однако его не задают. Эксперты озвучивают некачественные прогнозы, а порой вообще несут откровенную чушь, потому что знают – их все равно пригласят на федеральные каналы. Многие скажут – ну и что, поговорили какие-то дядьки в пиджаках на камеру о том, да о сем, каков вред от таких прогнозов? Не понимая ответа на этот вопрос, вы не осознаете сути проблемы, поэтому мы постараемся раскрыть его достаточно подробно.
Каков вред от лжепрогнозов?
Нередко мы можем читать громкие прогнозы, которые делаются фактически «с потолка», не подкреплены фактами и обусловлены желанием эксперта, например, польстить политическому руководству. Или, выражаясь иначе, намерением дать такой прогноз, который хочет услышать руководство. Ведь нужно признать, что большинство прогнозов, которые мы сейчас наблюдаем в СМИ, не направлены на то, чтобы действительно спрогнозировать будущее, а делаются лишь для того, чтобы уверить публику в том, что все будет происходить по ожидаемому сценарию и что все надежды и ожидания будут оправданы. Достаточно часто в таких случаях создается иллюзорная картинка, которая может ввести в заблуждение, причем, как показывает практика, не только рядовых граждан. Давайте приведем несколько конкретных примеров. Начнем с высказывания известного эксперта и политолога Ростислава Ищенко, которого я уже упоминал в своих предыдущих статьях. В феврале 2021 года он заявлял
, что у ВСУ нет опыта ведения боевых действий по современным стандартам, фактически отсутствует авиация и ПВО, поэтому сопротивляться ВС РФ никто не будет.
Российской армии Украина даже не будет сопротивляться, а Львов и Днепропетровск станут соревноваться в том, кто быстрее подарит ей цветы... Украинские военные не обладают нужным спектром вооружений и достаточным финансированием.
Тремя годами ранее, в 2018 году, издание «Взгляд» выпустило статью «Как Российская армия будет принуждать Украину к миру». Ее автором, собственно, и отвечавшим на вопрос, обозначенный в заголовке, выступил военный эксперт Евгений Крутиков.
«У ВСУ нет никаких возможностей противостоять (российской армии – Прим. ред.). Особенно если вспомнить еще и качество имеющейся у ВСУ техники и моральное состояние личного состава. Все российские части полностью укомплектованы, обеспечены боеприпасами и топливом с запасом. Им не требуется отрабатывать дополнительную слаженность, поскольку уровень боевой подготовки постоянно поддерживается учениями и проверками. Если ограничить операцию по умиротворению разбушевавшегося Киева недельным сроком, то массированное применение высокоточного оружия и авиации может остановить потенциальное украинское наступление буквально за несколько часов. Все остальное время уйдет на формирование более приемлемой с военной и политической точки зрения конфигурации фронта. А этот вопрос больше является политическим, поскольку основная военная задача – это разрушение боеспособности группировки ВСУ на востоке Украины»,
– писал Крутиков. Еще более занимательным выглядит комментарий, который дал в ноябре 2021 года изданию «Свободная пресса» политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.
Нейтрализация противника или принуждение его к миру заключается в ударах по пунктам его управления, а также по расположениям крупных соединений, в особенности по их транспортным коммуникациям. Кроме этого, в данном случае будет производиться радиоэлектронное подавление всех управленческих систем противника: связи, пунктов радиолокации и видеонаблюдения. То есть речь идет о значительном ослаблении активности противника, приведение его в неподвижное, или весьма малоподвижное состояние. Для этих целей хватит и одного Черноморского флота. Но речь идет о подразделениях, которые находятся не только в черноморской акватории, но и на суше.
Полагаем, что этих примеров будет достаточно. Можно, конечно, еще вспомнить заявления частого гостя федеральных каналов Якова Кедми, сделанные им через два дня после начала специальной военной операции на Украине, о том, что «украинская армия разбита», а поэтому «ВСУ уже не смогут проводить диверсии на российской территории и на территории ЛНР и ДНР». Но подобных «прогнозов» было слишком много, и перечислять их все не имеет смысла. Все эти прогнозы мы имеем возможность сравнить с тем, что получилось в реальности. Поэтому пора перейти к ответу на главный вопрос – почему прогнозы «с потолка» не просто вредны, но и опасны? Потому что они создают иллюзии, которые начинают восприниматься как реальность. Теорема Томаса гласит:
«Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям».
Очевидно, что изначально военная операция исходила как раз из тех оценок, которые мы с вами читали на страницах СМИ. А неверные оценки привели к постановке неверных задач. Изначально СВО не планировалась как реальная война, иначе ВС РФ не стали бы вести наступление сразу по нескольким направлениям при численном превосходстве противника, причем в некоторых случаях без прикрытия с воздуха, и не отказывались бы в первые недели операции от ракетных атак по казармам ВСУ. Был расчет на то, что Зеленский бежит из Киева – и именно поэтому в СМИ распространялись подобные «утки»: как только российская армия окажется в нескольких километрах от украинской столицы, а ВСУ не будут оказывать серьезного сопротивления, он капитулирует вместе с украинским режимом. Этот расчет не оправдался. И виноваты в этом в том числе и те, кто давал ложные прогнозы относительно ситуации на Украине. Если бы изначально политическое руководство РФ обладало реальной информацией, то, возможно, ситуация развивалась бы по другому сценарию. Как сказал зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества генерал Владимир Шаманов:
Те, кто рассчитывал, что нас [на Украине] будут встречать с цветами... Это одна из главных ошибок, которую мы очень остро почувствовали в первые пять суток спецоперации.