В сирийской войне наступила новая фаза. ИГИЛ (ИГ, запрещено в России) уже практически уничтожено. Пришло время для распада старых и образования новых союзов. Изменились обстоятельства, а значит, изменились и союзы. Всё как в 1945-м, когда была разгромлена фашистская Германия.
Сегодня, когда Турция и курды вновь занялись привычным для себя делом, то есть начали резать друг друга, впору поговорить о том, как мы должны относиться к происходящему. Кого жалеть, а кого осуждать? Примечательно, что обижаемые турками курды вдруг заговорили как настоящие европейцы. Они сегодня апеллируют в Брюсселе к европейским ценностям и напоминают России в Москве о дружбе, говоря при этом о ее предательстве.
Что делать со всем этим бедным европейцам и терпеливым русским? Ничего, им просто нужно вспомнить историю и сделать соответствующие выводы.
О геноциде и доблести
В сентябре 2013 года в столице турецкого Курдистана городе Диарбекире (в древнем армянском — г. Тигранакерте) открылся памятник «Всеобщее покаяние». Во время его открытия староста Абдулла Демирбаш от имени всех курдов попросил прощения у армян и ассирийцев за деяния своих предков:
«Мы, курды, от имени наших предков, просим у вас, армян и ассирийцев, прощения за геноцид 1915 года. Мы продолжим борьбу, чтобы загладить свою вину и компенсировать сделанное нами».
О чем это он? О каком покаянии? Сегодня, когда в СМИ только и говорят о плохих турках, успевших отгеноцидить за последние сто лет чуть ли не все народы Ближнего Востока: армян, курдов, греков, ассирийцев и т.д., у кого просит прощения этот «неразумный» курд?
Эта история началась летом 1877 года. В конце апреля в покинутый накануне турками город Баязет вошли русские. Но через месяц, собрав значительные силы (до 25 тысяч человек, в т. ч. 5 тысяч курдов) и воспользовавшись уходом главных сил противника, они вернулись, чтобы неожиданной контратакой уничтожить оставшийся в городе русский гарнизон (два батальона, несколько эскадронов, которые были оставлены для охраны полевых госпиталей с ранеными).
Понимая, что в открытом бою против десятикратно превосходящих их в численности турок и курдов им не устоять, и будучи отягощены ранеными, русский гарнизон оставил город и заперся в цитадели. Первые несколько недель осады «освободители» просто грабили армян, случаи их убийств были единичными, но после неудачного штурма в середине июня, который русский гарнизон отбил с большими потерями для осаждавших, в городе началась настоящая вакханалия, получившая в истории название «Резня в Баязете».
Первыми были убиты 236 российских военнопленных (в основном горцев Кавказа, многие из которых были к тому же мусульманами), а затем очередь дошла и до армян, составлявших большинство населения города. Воспоминания русских офицеров осажденного гарнизона и английских военных корреспондентов, состоявших при турецком «войске», во многом схожи. Та бессмысленная и жестокая резня, продолжавшаяся три дня, поразила и европейцев, и русских. Причем самые страшные ее эпизоды начались, когда турецкие части покинули город, и в нем остались хозяйничать одни курды.
Все мужчины-армяне, которых настигли «освободители», были убиты, женщин и детей также убивали, а иногда ради забавы бросали живыми в костры. При этом озверевшие от крови курды убивали даже тех турок, которые осмелились спасать своих армянских соседей. Даже турецкие офицеры были поражены кровавым беспределом и еле сумели на третий день навести в городе хоть какой-то порядок и остановить убийства.
Прибывший на место «происшествия» английский корреспондент «Таймс» при турецкой армии Норман писал:
«Резня в Баязете, осквернение русских могил, увечья трупов, нарушение „белого флага“ и недавние жестокости по отношению к христианам в Ване — всё это является достаточным основанием и уважительными причинами для продолжения войны. Мы не можем надеяться на то, что такая великая держава, как Россия, будет сидеть смирно… Она должна заставить Порту силой оружия уважать права всех её христианских подданных и предоставлять им права и защиту в равной степени, как и мусульманам».
Данное событие буквально потрясло европейцев, и во многих странах начали говорить о том, что не стоит мешать русским наводить порядок в этой варварской стране (Османской империи).
Между тем баязетская история закончилась очень примечательным событием (мы сейчас о доблести). Через две недели после резни на выручку русскому гарнизону прибыл деблокирующий отряд. Несмотря на почти четырехкратное численное превосходство в силах, курды, не вступая в бой, бежали, не забыв при этом прихватить 300 армянских юных рабынь, чем обрекли своих турецких «союзников» на полное поражение.
А далее был 1915 год, когда курды вновь «помогли» туркам решать армянский вопрос, теперь уже радикально и навсегда. В «награду» за содействие турецкое правительство разрешило курдам оставить у себя все награбленное, а также земли и дома своих жертв. Именно тогда армянский город Тигранакерт и превратился в курдскую столицу Диарбекир.
И именно за это просил прощения у армян Абдулла Демирбаш в 2013 году, то есть накануне 100-летия со дня геноцида.
Восток — дело тонкое и одновременно простое
Услышав все это, так и хочется воскликнуть: да как же таких земля только носит? А нормально носит, если эта земля ближневосточная.
Ничего не скажу об армянах, ассирийцах и греках, им история не предоставила такого шанса, а курды и турки, как мы увидели выше, стоят друг друга.
Почему же мы тогда сегодня жалеем курдов и ужасаемся преступлениям турецкого режима? А это оттого, что мы судим о событиях по сообщениям так называемых мировых СМИ. А им сегодня выгоднее жалеть именно курдов. Это геополитика, ничего личного. Как только политическая конъюнктура изменится, турецкие волки и курдские овцы поменяются местами, и жалеть европейские «газетиры» будем совершенно других людей, а еще они «искренне» будут возмущаться жестокости тех, чью судьбу они еще недавно так оплакивали.
XXI век — это век гибридных войн, а потому здесь нет ничего удивительного. Для американцев, например, до сих пор саудовские ваххабиты все еще являются оплотом демократии в регионе. Вам смешно? А их соседям, не раз попадавшим под удар американской и саудовской военщины, как раз из-за недостаточного уровня демократии в их странах, не очень.
Религиозная рознь в Османской империи культивировалась весь XIX век. В итоге стали возможными вначале геноцид армянского, а затем и курдского народов. В то же время сами курды, как мы увидели, отнюдь не были невинными ягнятами. Просто им сегодня не повезло, они оказались слабее. А еще поставили не на тех «союзников».
И здесь мы подошли к самому важному моменту оценки происходящего. Оценивать любые события на Ближнем Востоке можно только через призму особенностей региона и ни в коем случае не через призму так называемых «общечеловеческих ценностей» или русского гуманизма.
Чем это оборачивается, можно видеть на примере Германии, где очень хорошо видно, как поразительно быстро несчастные и пригретые аборигенами жертвы сирийской войны вдруг стали наглыми и беспощадными бандитами, терроризирующими тех, кто их пригрел. И никак эти немцы не поймут, что они, в понимании приехавших беженцев, просто слабаки, а значит, должны подчиняться. И здесь нет никакого заведомого пренебрежения или неблагодарности. Просто жители Ближнего Востока так воспитаны, и они поступают исходя из этого…
Бессмысленно оценивать действия курдов в 1877 и 1915 годах с точки зрения европейских или русских ценностей. У нас для этого есть только одно слово: зверство. Но точно также не нужно и самим курдам пытаться апеллировать сегодня к европейским ценностям, о которых они начинают вспоминать только тогда, когда бить начинают именно их.
А отсюда я меньше всего обращал бы сегодня внимание на стенания курдов. Грош им цена. Это Восток, на котором действуют свои законы и нормы поведения, и чтобы здесь выигрывать, к этим правилам надо привыкнуть и действовать исходя из них. Здесь уважают только силу, а не какие-то абстрактные западные ценности. Все просто: показал силу, и ты уважаемый партнер, который имеет право приказывать; начал уговаривать — жди ножа в спину и не обижайся. Ничего личного, просто ты не вписался в местный политический «рынок».
Россия должна быть готова бить всех. Сегодня Анкара — союзник Москвы, и они вместе наказывают за опрометчивость американских союзников, курдов. Но завтра всё может быстро измениться.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас