В начале декабря республиканские СМИ опубликовали информацию о том, что 1 и 2 армейские корпуса ЛДНР получили на вооружение новейшие средства радиоэлектронной борьбы «Хамелеон», произведенные на донецком заводе «Топаз».
Согласно распространенной информации, завод, ранее производивший РЭБ «Кольчуга» и «Кольчуга-М», РЭП «Мандат» и другие изделия оборонного назначения, в 2015 году не прекратил свою работу, как об этом сообщали украинские СМИ. Предприятие продолжило свою деятельность, результатом которой стала, в частности, разработка новых малогабаритных мобильных комплексов радиоэлектронной разведки и подавления «Хамелеон», способных выявлять и подавлять сигналы переносных радиостанций.
Также, по информации Управления народной милиции, на «Топазе» за эти годы был разработан комплекс «Террикон М2Н», также поступивший на вооружение.
Идут испытания автоматизированной станция помех «Тритон», умеющей обнаруживать и подавлять мобильные станции спутниковой и сотовой связи.
Украина негодует
Информацию косвенно подтвердили на Украине. 3 декабря представитель украинского Минобороны полковник Дмитрий Гуцуляк назвал сообщения о новых разработках завода «Топаз» дезинформацией, которая призвана скрыть факт использования народной милицией различных средств радиоэлектронной борьбы и подавления, предоставляемых Россией.
Украинские активисты и военные в соцсетях по достоинству оценили работу новых республиканских РЭБ. По их версии, новая техника способна, в частности, считывать любую информацию из мобильных мессенджеров. В качестве доказательства приводится факт массового получения украинскими военнослужащими на линии разграничения сообщений с текстом агитационного характера и предложением сложить оружие и сдаться.
А есть ли разница?
В 2014-2015 годах украинские СМИ писали о том, что завод «Топаз» остановлен, а его оборудование вывезено в Россию. Бежавший на Украину директор предприятия Юрий Рябкин сетовал на то, что в руки «агрессора» попали комплекс «Мандат» и множество других ценностей, которые «боевики» разграбили или уничтожили. Судя по всему, военный завод все-таки уцелел.
Примечательно, что сам Рябкин признавал, что подавляющее большинство персонала осталось в Донецке. Судя по всему, на Украину преимущественно уехало руководство и административные работники.
Самим же бойцам народной милиции, откровенно говоря, нет абсолютно никакой разницы, где именно было произведено оборудование, которое дает возможность получать ценную разведывательную информацию, приземлять вражеские беспилотники и доставлять противнику прочие неприятности.
Ранее среди военнослужащих действительно ходила информация о чудодейственных аппаратах, позволяющих активно перехватывать переговоры противника или прерывать их. Теперь эта информация получила официальное подтверждение, что позволяет поверить и в другие «занимательные истории» об использовании вооруженными силами ЛДНР высокотехнологичного оборудования, позволяющего наголову разбивать противника на отдельных участках линии разграничения.