В интересах противовоздушной обороны сухопутных войск сейчас разрабатывается перспективный самоходный зенитный ракетный комплекс «Сосна». Его серийный облик сформирован и утвержден, но при этом продолжаются поиски альтернативных решений. Так, на прошедшем форуме «Армия-2021» впервые показали новую модификацию «Сосны» на нестандартном шасси в виде бронетранспортера БТР-82А.
Пути развития
ЗРК «Сосна» разрабатывается КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана (входит в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей») при содействии ряда других организаций. Целью проекта является создание ЗРК ближнего действия для войсковой ПВО, способного заменить устаревающие изделия линейки «Стрела-10». При этом планировалось сохранить некоторые возможности предшественника, а также нарастить все основные характеристики.Основным компонентом ЗРК «Сосна» является боевой модуль с аппаратурой поиска и управления, а также с пусковой установкой для ракет. Согласно проекту, такой модуль, в исходном или доработанном виде, может устанавливаться на разные шасси, в зависимости от требований заказчика. Такие возможности уже демонстрируются при помощи выставочных образцов, а в будущем их используют при перевооружении российской армии.Первый вариант «Сосны», показанный заказчику и общественности, был выполнен на многоцелевом шасси МТ-ЛБ. Прототип такого облика прошел весь цикл испытаний и подтвердил расчетные характеристики. На «Армии-2019» раскрыли серийный облик комплекса, в котором используется более новое шасси БМП-3. Кроме того, по мере испытаний вносились изменения в конструкцию боевого модуля, его аппаратуры и ракеты.
ЗРК «Сосна» создается для частей ПВО сухопутных войск. Параллельно на его основе разрабатывают комплекс для воздушно-десантных войск под названием «Птицелов». Как сообщается, в его составе вновь будет использован унифицированный боевой модуль с современной ЗУР. Их разместят на шасси БМД-4М. Это упростит эксплуатацию зенитного комплекса в частях ВДВ, а также сделает его авиадесантируемым.Опытный и серийный облик «Сосны», а также комплекс «Птицелов» объединяет использование гусеничных шасси. При этом унифицированный боевой модуль может использоваться и с колесной техникой, соответствующей требованиям по грузоподъемности, энергоснабжению и т.д. Не так давно подобные теоретические возможности решили использовать на практике.В июне прошлого года руководство «Военно-промышленной компании» рассказало о своих планах по дальнейшему развитию существующего бронетранспортера БТР-82А. Сообщалось, что на базе этой машины создаются несколько новых проектов техники разного назначения. В частности, прорабатывался вопрос создания колесной модификации ЗРК «Сосна». Какие-либо подробности такого проекта не уточнялись.В феврале этого года «ВПК» подтвердила проведение работ по «Сосне» на базе БТР-82А. К этому моменту было проведено макетирование, и в ближайшее время планировалось начать новые стадии проекта.
Новое шасси
В марте, на выставке IDEX 2021 КБ Точмаш показало возможный облик колесной «Сосны». На стенде предприятия присутствовал макет с известным боевым модулем на базе БТР-70. Почему выбрали именно это устаревшее шасси, неясно. Впрочем, даже такая модель показывала принципиальную возможность создания новой модификации ЗРК, а также косвенно подтверждала продолжение работ.Полноценный образец нового облика впервые показали на форуме «Армия-2021». Основой для него, как сообщалось еще в прошлом году, стало шасси БТР-82А. При постройке прототипа некоторым изменениям подверглась крыша корпуса. Также пришлось перестроить внутренние объемы десантного отделения и изменить состав агрегатов. В остальном бронетранспортер остался прежним.
Перспективы проекта
Будущее ранее созданных версий «Сосны» уже известно. Модификация на шасси МТ-ЛБ так и останется опытной, а в серию в ближайшее время пойдет вариант на корпусе БМП-3. В 2024-25 гг. ВДВ смогут получить свои первые ЗРК «Птицелов» на десантируемом шасси БМД-4М. Кроме того, проект «Сосна» имеет заметные экспортные перспективы, и зарубежные заказчики могут приобретать комплексы в разной конфигурации.Планы на новую колесную модификацию пока не раскрывались. Возможно, ее планируют предложить для оценки министерству обороны. Кроме того, макет подобного ЗРК демонстрировался на зарубежной выставке – вероятно, чтобы заинтересовать иностранные армии. В таком случае база в виде БТР-70 должна была показать принципиальную возможность строительства «Сосны» не только на современных шасси.
Планы разработчиков и армии на ЗРК «Сосна» с шасси БТР-82А неизвестны. Однако можно определить сильные и слабые стороны такого проекта, а также попытаться предугадать его будущее. В целом эта разработка выглядит достаточно интересно и может найти свое место в наших вооруженных силах или в зарубежных армиях.Ключевые характеристики новой версии «Сосны» определяются унифицированным боевым модулем с развитой оптико-электронной станцией и средствами управления огнем, а также современной ЗУР «Сосна-Р». Эти компоненты ЗРК уже прошли необходимые испытания и доработку, после чего было рекомендованы к принятию на вооружение. Соответственно, по боевым характеристикам ЗРК на колесном шасси не должен отличаться от техники опытного и серийного облика.Шасси БТР-82А, как и другие использованные образцы, имеет высокий потенциал с точки зрения унификации и эксплуатации в войсках. Российская армия имеет большой парк БТР-82А, БМП-3 и МТ-ЛБ, что упростит эксплуатацию всех модификаций «Сосны». Одновременно с этим колесное шасси новой постройки или переделанное из старого БТР-80 существенно дешевле гусеничной техники, как в производстве, так и в использовании.Колесные шасси имеют известные преимущества перед гусеничными. В первую очередь, это более высокие показатели подвижности и мобильности на автодорогах. Колесный вариант «Сосны» сможет сопровождать войска не только на переднем крае или в ближних тылах, но и при переброске на большие расстояния. Он вполне способен двигаться в одной колонне с танковозами и другой техникой – и защищать их от нападения с воздуха.
Следует учитывать, что по проходимости на местности БТР-82А уступает гусеничным бронемашинам. В то же время, он полностью отвечает предъявляемым требованиям Минобороны к своему классу техники. Следовательно, и ЗРК на его базе соответствует специфике боевого применения на разных ландшафтах.Ввиду характерных отличий и специфического соотношения характеристик, колесную «Сосну» вряд ли можно рассматривать в качестве замены для гусеничного образца серийного облика. Однако такой комплекс может дополнить его с учетом тех или иных обстоятельств. Так, в мотострелковых частях параллельно используются колесные БТР и гусеничные БМП, и такой же подход может быть применен при дальнейшем развитии войсковой ПВО.
Неясное будущее
Таким образом, колесная модификация ЗРК «Сосна» представляет собой достаточно интересный в техническом отношении проект. Главным его результатом оказывается объединение сильных сторон унифицированного боевого модуля и современного бронированного шасси. Получившаяся машина существенно отличается от других модификаций комплекса, что улучшает технические, эксплуатационные и даже коммерческие перспективы всей линейки.Однако будущее «Сосны» на шасси БТР-82А пока остается неопределенным. Проект был разработан недавно, и опытный образец вряд ли успел пройти все необходимые испытания. Кроме того, потенциальные заказчики пока не имели возможности внимательно изучить такой ЗРК и сделать выводы.Впрочем, широкое использование готовых компонентов будет полезным и в этом контексте. Оно ускорит проведение испытаний и доводки, благодаря чему уже в ближайшее время можно будет открыть прием заказов. И после этого судьба колесной «Сосны» будет зависеть только от планов министерства обороны.