Несколько лет назад израильская компания Elbit Systems представила проект перспективного легкого танка / боевой машины с тяжелым вооружением под названием Sabrah. Потенциальным покупателям предложили бронемашину на гусеничном или колесном шасси с полноценной башней, оснащенной крупнокалиберным орудием. Вскоре удалось найти первого заказчика, и к настоящему времени запущено серийное производство.
В поисках заказов
В конце десятых годов компания «Эльбит» разработала и представила концепт перспективного семейства боевых машин под общим названием «Сабра». Этот проект предусматривал создание унифицированного боевого отделения и набора других средств, пригодных для установки на разные шасси. Так, в рекламных материалах фигурировал легкий танк на гусеничном шасси и колесная боевая машина с тяжелым вооружением.Компания Elbit Systems не имеет собственного производства бронетехники и некоторых вооружений, из-за чего в проект пригласили несколько других организаций. Они должны были предоставить требуемые платформы и другие изделия, а «Эльбит» взяла на себя разработку боевого отделения и общую координацию работ.Параллельно с разработкой проекта осуществлялся поиск потенциальных заказчиков. Материалы по «Сабре» регулярно демонстрировались на различных выставках. Не так давно с рекламными целями построили полноразмерный макетный образец гусеничной версии легкого танка, оснащенный оригинальным боевым отделением.В октябре 2020 г. стало известно о первом коммерческом успехе проекта. Две версии танка Sabrah участвовали в конкурсе сухопутных войск Филиппин и победили. Был подписан контракт на поставку 18 гусеничных и 10 колесных бронемашин, а также иной техники и боеприпасов общей стоимостью ок. 195 млн долл. США. Срок поставки – 3 года с момента подписания контракта.
В дальнейшем исполнитель и заказчик несколько раз сообщали о подготовке производства и уточняли стоимость продукции. Так, в июне текущего года, на одной из выставок, Elbit Systems сообщила о сокращении стоимости контракта до 172 млн долл. За счет чего удалось уменьшить цену продукции и изменилось ли ее количество, не сообщалось.Поиск заказчиков продолжается. Так, в сентябре стало известно, что «Эльбит» участвует в конкурсе армии Бразилии и предлагает ей БМТВ на шасси «Эйтан» с унифицированной башней «Сабра». Позже объявили об участии в разработке индийско-израильского танка FRCV. Шасси для него подготовят индийские предприятия, а Elbit предоставит башню Sabrah.
Танки в производстве
Компания-разработчик неоднократно демонстрировала на выставках макетные и опытные образцы легкого гусеничного танка. По мере развития проекта Sabrah, облик таких образцов незначительно изменялся. Унифицированная БМТВ пока не строилась «в железе» и открыто не демонстрировалась, и в ее случае Elbit Systems обходилась только рекламными изображениями.В 2020-21 гг., получив филиппинский заказ, компании-участники проекта приступили к подготовке производства. Так, разные отделения General Dynamics European Land Systems (GDELS) должны были предоставить необходимые гусеничные и колесные шасси. В ближайшее время ожидалось появление полноценных опытных бронемашин.В начале декабря предприятие «Эльбит» в г. Хайфа посетила делегация министерства обороны Румынии. Ей показали последние разработки в разных сферах, в т.ч. танк «Сабра» на гусеничной базе. Вероятно, это первая серийная машина такого типа, построенная по филиппинскому заказу. Также следует ожидать, что компания уже собирает следующие машины, и в обозримом будущем их отгрузят заказчику.
Проект Elbit Sabra предлагает строительство легких боевых машин на основе разных шасси, но с применением унифицированного боевого отделения. К настоящему времени разработаны два варианта такой техники – легкий танк на шасси ASCOD 2 и колесная бронемашина на основе Pandur II. Еще два варианта шасси прорабатываются для Бразилии и Индии. В дальнейшем могут появиться новые варианты.К применяемому шасси предъявляются требования по грузоподъемности, энергетическим системам и т.д. Кроме того, оно должно соответствовать пожеланиям заказчика в части ходовых характеристик, подвижности, защиты и т.д. Так, используемые шасси ASCOD 2 и Pandur II имеют достаточно высокие характеристики подвижности и имеют защиту от малокалиберной артиллерии и осколков. В обоих случаях боевая масса готовой машины не превышает 30 т.Унифицированное боевое отделение «Сабра» представляет собой башню со всем необходимым оборудованием. Колпак выполнен из противопульной / противоосколочной брони и имеет характерные рубленые обводы, а также развитую кормовую нишу. Возможна установка дополнительного бронирования или комплекса активной защиты. Внутри отделения помещаются рабочие места танкистов, качающаяся орудийная установка с автоматом заряжания и т.д.Основным оружием является 105-мм нарезная пушка со стволом длиной 52 клб, являющаяся очередным вариантом развития старой британской L7. Имеется автомат заряжания с ячейками на 12 унитарных выстрелов; еще 24 снаряда размещаются в корпусе бронемашины. Скорострельность – до 6 выстр./мин. При наличии интереса со стороны заказчиков, обещали проработать возможность установки 120-мм гладкоствольного орудия.На орудийной установке находится спаренный пулемет с общим боекомплектом 2 тыс. патронов. Снаружи башни предусмотрен монтаж дымовых гранатометов и, по желанию заказчика, противотанковых ракет.
Две версии
Башня оснащена цифровой системой управления огнем Combat NG. В нее интегрированы трехканальные прицелы наводчика и командира (панорамный), баллистический вычислитель, стабилизатор и т.д. Управление наводкой осуществляется дистанционно при помощи электроприводов. Заявлена возможность точного огня на дальностях до 3600 м.Также Sabrah оснащается «системой управления полем боя» TORCH-XTM, обеспечивающей взаимодействие бронемашин в рамках подразделения. Для обмена данными и голосовой связи применена радиостанция E-LynXTM. Подобная аппаратура применятся на серийных танках для Филиппин. Другие заказчики могут выбрать иную комплектацию с получением всех необходимых им возможностей.
Унификация возможностей
Целью проекта Sabrah являлось создание универсального боевого отделения с пушечно-пулеметным вооружением, совместимого с разными платформами-носителями, колесными и гусеничными. Компания Elbit Systems смогла решить такую конструкторскую задачу, и вместе с подрядчиками сумела разработать уже две полноценные бронемашины – и не собирается останавливаться.Легкий танк и БМТВ «Сабра» уже нашли своего заказчика и поступили в производство. В ближайшее время могут появиться новые заказы от одной или двух стран. Все это показывает, что проект от «Эльбит» и смежников в целом отвечает потребностям потенциальных покупателей и имеет определенные коммерческие перспективы.Нетрудно заметить, что проект Sabrah за счет грамотного выбора основных идей и решений затрагивает сразу несколько ниш рынка. Компании-разработчики одновременно предлагают универсальное боевое отделение, а также гусеничную и колесную бронемашины с его использованием. В зависимости от своих потребностей, покупатель может выбрать только башню и установить на желаемое шасси, либо приобрести колесный или легкий танк в сборе.
Предлагаемый состав вооружений тоже учитывает особенности рынка. В последние годы вновь наблюдается интерес к системам в калибре до 90-105 мм. Такие орудия значительно дешевле более мощных образцов, но способны поражать широкий круг целей. В частности, они рассматриваются как удобное средство борьбы с устаревшими средними танками или ранними ОБТ.Множество стран заинтересованы в получении именно такого вооружения, и его используют в новых проектах «легких» и «средних» танков. Очередным воплощением такой концепции является израильская техника с боевым отделением Sabrah. При этом заявлена возможность замены пушки более мощным образцом, что потенциально расширяет круг заказчиков.Впрочем, просматриваются определенные недостатки. Как и другая современная «легкая» бронетехника, танк и БМТВ Sabrah не отличаются высоким уровнем защиты. Даже с дополнительным бронированием они защищены только от малокалиберных снарядов. Кроме того, подобные машины лишь формально относятся к легким, а реальные показатели габаритов и массы могут затруднять переброску, логистику и т.д.
Явные успехи
В последние годы целый ряд иностранных организаций разработал и вывел на рынок свои варианты «легких» или «средних» танков современного облика. Часть таких разработок не продвинулась дальше испытаний на полигонах и демонстрации на выставках. Однако некоторые образцы стали предметом контрактов и дошли до серийного производства.Среди наиболее удачных разработок такого рода теперь присутствуют сразу два варианта бронемашины Sabrah и одноименное боевое отделение от израильской Elbit Systems. Удастся ли развить такие успехи и получить новые контракты, неизвестно. При этом недавно начатое серийное производство повышает шансы на дальнейший успех.