Вообразить себе подобный демарш трудно, даже было бы вовсе невозможно, если бы не заявление главы турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглы, которое он сделал в эфире телеканала TRT:
Заявление, конечно, не очень внятное. Особенно если учесть, что военная база «Инджирлик» используется теми же американцами практически с середины прошлого века и по большей части для проведения разведывательных операций против СССР. О террористах ИГ тогда и не слыхивали. В настоящее время, однако, здесь расположены самолеты КС-135, которые обеспечивают треть дозаправки самолетов, участвующих в налетах на Сирию и Ирак. Имеются на базе также самолеты-разведчики, беспилотники, штурмовики А-10. Наряду с турецкими военными место на «Инджирлике» делят ВВС США, Германии, Великобритании, Катара и Саудовской Аравии. Согласитесь, соседство с ними самолетов Су-25 и вертолетов Ми-8 наших ВКС выглядит по меньшей мере нереально. Логично предположить, что приглашение на базу россиян означает автоматический прощальный жест в сторону нынешних постояльцев.
Мировые СМИ немедленно разнесли сенсацию по свету. Новость разлетелась так быстро, что даже Кремлю пришлось реагировать. Впрочем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказался на сей счет сдержанно:
Не знаю, были ли уже официальные коммуникации на этот счет по линии военных, успели ли они их возобновить. Если я не ошибаюсь, то нет. Мы это заявление услышали через СМИ. Безусловно, это важное заявление, его предстоит проанализировать должным образом и в политическом, и в военном плане, что сделают наши соответствующие органы.
Впрочем, и глава внешнеполитического политического ведомства Турции немедленно спохватился и в тот же день взял свои слова обратно, объяснив недопонимание трудностями перевода с турецкого языка. Хотя многие решили, что это был либо пробный шаг, либо продуманная утечка собственных задумок.
К такому выводу легко прийти, если объективно оценить нынешние взаимоотношения Турции с США и ЕС. К примеру, президент Реджеп Тайип Эрдоган открытым текстом обвинил в подготовке военного переворота в Турции Пентагон. После того как генерал США Джозеф Вотел посетовал на аресты в турецкой армии, глава государства гневно заявил:
Генерал стоит на стороне путчистов, по его словам. Он раскрыл себя в своих заявлениях.
А проправительственная газета «Новый рассвет» обнародовала имя американского генерала, якобы командовавшего неудачным переворотом. Им, по мнению СМИ, стал Джон Кэмпбелл, бывший командующий международными силами миссии НАТО в Афганистане. Без ссылок на источники или документы, издание уточнило, что на подготовку переворота было потрачено два миллиарда долларов, будто бы проведенных через счета ЦРУ в банке Нигерии. Если учесть, что месяцем раньше эта же газета обвинила Соединенные Штаты в подготовке и проведении июньского теракта в международном аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле, выстраивается тенденция.
И она красноречиво свидетельствует, что Анкара весьма враждебно воспринимает все заявления Вашингтона о неудавшемся перевороте. Включая сожаления о закрытии СМИ и нанесенном в связи с этим уроне свободе слова и демократии.
Выступая на экономическом форуме в Анкаре, Эрдоган и вовсе был предельно откровенен и высказался без обиняков:
Запад занимался поддержкой террористов и заговорщиков, осуществивших попытку переворота в Турции. Это было сделано иностранными державами, сценарий был написан за пределами Турции.
При этом военную базу «Инджирлик» турецкие власти, похоже, считают если не «мозговым центром», то «гнездом путчистов», действующих под покровительством и кураторством Северного альянса. Так, во время подавления бунта власти Турции оперативно окружили и обесточили базу, заблокировав тем самым находящихся там военных, в том числе американских. А сразу после подавления переворота на «Инджирлике» были задержаны несколько военнослужащих. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу объяснил:
Правда, при этом он уточнил, что речь идет только о турецких военных. Однако последовавшие затем акции протеста возле базы вряд ли были инициативой «снизу», направлены они оказались против американских вояк. Заставила понервничать обитателей «Инджирлика» и блокада базы в ночь на 31 июля, в которой участвовали около 7 тысяч турецких силовиков. Издание «Hurriyet» сообщило, что причиной блокировки стала информация о том, что будто бы военные готовят новый мятеж в городе Адане, расположенном в 8 километрах от авиабазы. При этом министр Турции по европейским делам Омар Челик двусмысленно успокоил общественность через Twitter:
Интересно, что блокада предшествовала визиту на авиабазу главы комитета начальников штабов ВС США Джозефа Данфорда. Как знать, не ему ли пытались адресовать сигнал с помощью оружия и водометов, что любой недружественной инициативе Запада будет незамедлительно дан жесткий отпор. Не этим ли объясняются беспощадные зачистки в турецкой армии, массмедиа и в судейском корпусе, а также не утихающие «народные требования» о введении смертной казни в стране?
Надо сказать, Эрдоган беспокоится неспроста. Черная кошка, пробежавшая между Турцией и Соединенными Штатами, может поставить президента в ряд изгоев, с которыми Вашингтон особо не церемонится. Так, глава Центра политической информации Алексей Мухин считает:
При этом инстинкт самосохранения не может не подсказывать турецкому президенту спасительный выход. Он, собственно, его и сам видит.
Во-первых, на днях Эрдоган подписал указ, согласно которому глава государства и премьер-министр получают право отдавать прямые распоряжения командующим армией, военно-воздушными силами и флотом. Во-вторых, он ищет сильных союзников и, складывается впечатление, уже с ними определился. Об этом свидетельствует следующее заявление Реджепа Эрдогана:
Мы развиваем отношения с Израилем и Россией. Сделанные в последние недели позитивные взаимные шаги дают нам надежду на будущее.
Возвращаясь к судьбе базы «Инджирлик», стоит сказать вот о чем. Сегодня наши эксперты скептически оценивают возможность принудительной «эвакуации» оттуда сил альянса и «новоселье» российских военных. Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, к примеру, заявил:
С учетом статуса базы ″Инджирлик″, которой пользуется Североатлантический альянс, мне трудно представить себе такую перспективу — ее передачу России.
Парадоксальной находит подобную ситуацию и руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов:
Все так. Но есть два «но». Во-первых, Турция, конечно, входит в блок НАТО. Однако у президента этой страны дружба с союзниками резко разладилась. Во-вторых, 9 августа президенты России и Турции планируют встретиться в Санкт-Петербурге. Понятно, что речь прежде всего пойдет об экономических вопросах, в том числе о «Турецком потоке».
Тем не менее не факт, что Эрдоган не заведет речь и о военной базе «Инджирлик». Занятая сегодня американцами, она для него, с одной стороны, — как бельмо на глазу и повод для тревог, а с другой — предмет торга с Россией, заинтересованной в укреплении стратегически важных южных рубежей. Для нас открываются интересные перспективы. Если, конечно, не брать во внимание переменчивое настроение турецкого президента...
Источник: http://politrussia.com