Библейские тексты гласят, что мир уже был глобальным. Конечно не в масштабах всей планеты, а только в границах Вавилонского царства. Источники не очень подробны насчет истинных причин его распада, но надо полагать они не сильно отличаются от сегодняшних. Исчерпание ресурсов, ослабление центра, возвышение периферии, с последующей схваткой всех против всех и полным забвением некогда могучей цивилизации.
Тогда основным ресурсом были плодородные земли и рабочие руки. Крестьяне пахали землю и снабжали армию людьми и провизией. С середины прошлого века таким ресурсом является нефть. И хотя мир не может обойтись одной нефтью, но он точно не может обойтись без нее. Контроль над добычей и поставками нефти – один из важнейших столпов власти. Глобальная система добычи и торговли нефтью стала главным приводным ремнем глобализации. Нефть была нужна всем, а правила торговли ей устанавливали из США. Даже бывшие республики СССР после обретения "независимости" тут же бросились торговать нефтью по новым правилам и ценам.
Надо пояснить, что США не являются неким монолитом. Это не военный лагерь, где есть один центр принятия решений. Там олигархический режим. И доминирует в нем финансовая группа, которая после срастания с промышленными кланами в конце первой половины прошлого века, распространила свою влияние на весь мир, опутав его сетью глобальных институтов, аля «Мировой банк».
Но обстоятельства изменились. Нефть стала менее прибыльной. Мир от нее зависит не меньше, а даже больше, чем раньше, но ее добыча уже не приносит баснословных прибылей из-за роста себестоимости. Поднять бы цены, но опыт 2008 года показал, что так делать не стоит. Данная патовая ситуация ослабила позиции нефтяников и их хозяев из среды банкиров. Параллельно дорожала и добыча других энергоресурсов. Нет дешевой энергии для промышленности - падает возврат от инвестиций в нее. Заводы массово вывели в Азию, где был доступный уголь и дешевая рабсила, что дало резкий всплеск, но не изменило тренд. И там падает прибыльность. В общем доходы падают, расходы растут, что ставит под вопрос единство и силу некогда всесильных финансистов.
Зато целую кучу денег отжали два других клана. Это оружейное лобби в связке с военными, которое смогло раздуть бюджет Пентагона до неприличных размеров, и большая цифра, которую спецслужбы вырастили на дрожжах печатного станка. По мере роста дохода у этих товарищей не могло не вырасти ЧСВ, иначе зачем нужно было столько толкаться локтями и грести барыш. А рост ЧСВ не может не привести к схватке со старой элитой, у которой кроме ЧСВ может и нет ничего. А ввиду отсутствия в США хоть какого-то подобия централизации силовых ведомств, последние свободно встраиваются в конкурирующие кланы целыми конторами.
Полем для схватки стал весь домен США. То есть вся планета с разной степенью погружения. Самый яркий эпизод - арабская весна или попытка перекроить политическую карту главного нефтеносного региона планеты и выбить его из-под контроля финансистов. Контроль над ним дал бы огромный козырь любой группе. Угроза дезорганизации поставок – не шутка. Это был бы надежный крючок для стран Азии и Европы. Москве это было может и не столь чувствительно, но поскольку новые кланы ближневосточной нефтью явно ограничиваться не собирались и им нужно было поставить российскую в то же стойло, то тянуть было нечего. И под дружный одобрямс консервативной части мира ВКС России устроили бармалеям срочные гуманитарные бомбардировки.
Дальше сработала психология. Допустим в старших классах школы есть альфач, который для поддержания репутации лидера в стайке сверстников должен постоянно кого-то чморить. И следующей жертвой Штатов была назначена Сирия. Асад должен был уйти. Не столь важно почему и какой клан США за это боролся и как ему противодействовали другие кланы. Важно, что со стороны выглядело так, что альфачу пришлось утереться.
В итоге выяснилось, что гегемон уже не торт. В первую очередь удивился сам гегемон. Американская олигархия увидела, что их силовой аппарат не вывозит такое изобилие фронтов и задач. На локальном участке им навалять смогли. По-видимому, внутри штатов этот фактор отрефлексировали и стали работать на создание условий для победы в новом мире. Мире, временно оставшемся без гаранта.
Как в царе горы. Все против всех. Без правил и без уцелевших. Есть ситуативные союзы – по инерции существует НАТО, в котором Амеры уже без сомнения и стеснений мочат европейцев, которые могли бы стать реальным соперником в финансовом плане. Есть аморфный противовес в виде Москвы, Тегерана и Пекина, играющих стабилизационную роль как на БВ, так и в целом. Все три страны имеют давние традиции единоначалия, и вывалиться из-под контроля американской олигархии могут легко. Да и явно идут по этому пути.
Борьба с ними еще не в острой фазе, поскольку быстрое разрушение Китая не выгодно никому из игроков. Оно обрушит мировую торговлю и уровень жизни на планете быстро и неотвратимо. Но в будущем ему нельзя позволить добраться до вершины, потому его экономике готовят жесткую посадку. Группа Си, надо полагать, пытается перехватить рычаги управления в финансах, но груз нерешенных проблем велик, и он растет. В Иране тоже неспокойно. Пока максимальный градус противостояния фиксируется против России. Правда в этой схватке уже почил европейский образ жизни, но на войне не без потерь… И если у Вас есть союзники, то нужно позаботиться, чтобы их потери были на приемлемом для вас уровне. Они не должны совсем уж проиграть (хотя...), но и по итогам не оказаться в дамках.
В итоге история Вавилонской башни грозит повториться. Ведущие игроки обоюдно ослабят друг друга настолько, что даже победителю будет не до жиру. Народы бросят строительство глобального мира и забьются по своим углам. Снять сливки от победы, как после Второй Мировой тоже не выйдет, в связи с отсутствием таковых где-либо на планете. Раньше бились за месторождения ресурсов, которые можно было разрабатывать дешево и быстро. Сегодня любая шахта или скважина – это сложнейший, долгосрочный и дорогой проект К 30-50-м годам текущего столетия разработанные залежи закончатся, а с новым инвестиционным циклом как-то не ладится. Поток ресурсов может сократится в несколько раз. И даже если победителю будет хватать, рентабельность будет на уровне плинтуса или под ним. О новой версии глобализации придется надолго забыть.