Авдеевка: Канарейка в угольной шахте
Затухание летнего наступления Украины соответствует фазовому сдвигу в войне, в котором Украина перейдет к полномасштабной стратегической обороне. Почти точно по команде российская армия начала следующий этап, операцией против важнейшего и прочно удерживаемого украинского опорного пункта - Авдеевки в пригороде Донецка.
Авдеевка уже находилась в некотором роде в затруднительном положении из-за предыдущих российских операций, которые захватили город Красногоровка к северу от города. В течение октября российские войска предприняли крупное наступление с этих позиций и успешно захватили одну из ключевых особенностей местности в этом районе - высокую насыпь отходов добычи (террикон), которая выходит прямо на главную железную дорогу, ведущую в Авдеевку, и находится рядом с Авдеевским коксохимическим заводом. На момент написания статьи ситуация выглядит следующим образом:
Авдеевская операция почти сразу породила знакомый цикл обреченности и истерики, и многие готовятся сравнить это наступление с неудачным штурмом Угледара прошлой зимой. Несмотря на успешный захват россиянами террикона (вместе с позициями вдоль железной дороги), в украинском информационном пространстве царило удовлетворение, на фоне заявлений, что россияне несут катастрофические потери при штурме Авдеевки. Тем не менее, я думаю, что это не выдерживает критики по нескольким причинам.
Во-первых, само предположение не кажется очевидно верным. Эта война охотно документируется в режиме реального времени, а это значит, что мы действительно можем проверить резкое увеличение российских потерь в табличных данных. Для этого я предпочитаю связываться с War Spotting UA и их проектом по отслеживанию потерь российской техники. Хотя они имеют откровенно проукраинскую направленность (отслеживают только российские, а не украинские потери), я думаю, что они более надежны и разумны, чем Oryx, и их методология отслеживания, безусловно, более прозрачна.
Важно сделать небольшое замечание об их данных. Во-первых, неверно чрезмерно сосредотачиваться на точных датах, которые они приписывают потерям - это связано с тем, что их зарегистрированные даты соответствуют дате первого фотографирования потери, которая может быть, а может и не совпадать с днем уничтожения транспортного средства. Когда они регистрируют дату уничтожения автомобиля, они регистрируют только дату съемки. Таким образом, разумно записать на карандаш несколько дней потенциальную ошибку в датировке потери. С этим просто ничего не поделаешь. Кроме того, они, как и все остальные, могут неправильно идентифицировать или случайно продублировать транспортные средства, снятые с разных ракурсов.
Все это говорит о том, что не стоит слишком увязнуть в просмотре конкретных кластеров потерь и фотографий, но смотреть на тенденции в отслеживании их данных потерь очень полезно. Если бы Россия действительно потеряла непомерное количество техники в ходе месячного наступления, мы могли бы ожидать всплеска или, по крайней мере, умеренного увеличения потерь.
На самом деле, это не очевидно в данных о потерях. Общая скорость потерь России, с лета 2022 года по настоящее время, составляет примерно 8,4 маневренных средства в день. Тем не менее, потери за осень 2023 года (включая штурм Авдеевки) на самом деле немного ниже — 7,3 в день. Есть несколько партий потерь, которые соответствуют последствиям штурмов, но они не являются аномально большими - факт, который можно легко проверить, обратившись к временным рядам потерь. Данные показывают скромный рост с лета этого года (6,8 в день) до осени (7,3), что соответствует переходу от оборонительной позиции к атакующей, но в этих данных просто нет ничего, что указывало бы на аномальный рост уровня потерь россиян. В целом, данные о потерях свидетельствуют о высокой интенсивности атаки, но в целом потери ниже, чем в другие периоды, когда Россия вела наступление.
Мы можем применить ту же базовую аналитическую схему и к потерям личного состава. «Медиазона»иноагент — антипутинское российское диссидентское СМИ — постоянно отслеживает потери россиян с помощью некрологов, надгробных объявлений и постов в социальных сетях. И вот, они, как и Warspotting UA, до сих пор не зафиксировали чрезмерного всплеска российских потерь в течение осени.
Сейчас было бы глупо отрицать, что Россия потеряла бронетехнику или что атака не влечет за собой затрат. Идет сражение, и в боях уничтожается техника. Вопрос не в этом. Вопрос в том, вызвал ли штурм Авдеевки неустойчивый или аномальный всплеск российских потерь, и в отслеживаемых данных о потерях нет ничего, что указывало бы на это. Таким образом, аргумент о том, что российские войска потрошат под Авдеевкой, просто не подтверждается имеющейся информацией, и пока отслеживаемые ежедневные потери за осень просто ниже, чем в среднем за предыдущий год.
Кроме того, зацикленность на российских потерях может отвлечь от того что украинские силы тоже сильно потрепаны, и на самом деле у нас есть представители украинской 110-й бригады (основное соединение, поддерживающее оборону Авдеевки), которые жалуются на то, что они понесли непосильные потери. Все это было ожидаемо, поскольку идет битва высокой интенсивности. Русские атаковали в силе и понесли пропорциональные потери - но стоило ли оно того?
Мы должны думать об этом первоначальном российском наступлении в контексте боевых действий за Авдеевку. Авдеевка уникальна тем, что весь город и идущая к нему железная дорога расположены на возвышенном хребте. Теперь, когда город окружен с трех сторон, оставшиеся украинские логистические линии проходят по дну водно-болотного бассейна к западу от города - единственного коридора, который остается открытым. В настоящее время Россия занимает позиции на господствующих высотах, которые непосредственно возвышаются над бассейном, и находится в процессе расширения своих позиций вдоль хребта. На самом деле, вопреки утверждениям о том, что российский штурм провалился с большими потерями, россияне продолжают расширять зону контроля к западу от железной дороги, уже прорвались на окраины Степного и продвигаются в укрепленную сеть траншей на юго-востоке Авдеевки.
Карта высот под Авдеевкой
Сейчас, наверное, логично сравнивать ситуацию с Бахмутом, но силы ВСУ в Авдеевке на самом деле находятся в гораздо более опасном положении. Во время битвы за Бахмут много говорилось о так называемом «контроле огня», некоторые намекали, что Россия может изолировать город, просто обстреливая артиллерией артерии снабжения. Излишне говорить, что это не совсем сработало. Украина потеряла много машин на дороге в Бахмут и из него, но коридор оставался открытым, хотя и опасным, до самого конца. В Авдеевке, однако, у России будет прямая видимость ПТРК (а не точечное артиллерийское наблюдение) над коридором снабжения на дне бассейна. Это гораздо более опасная ситуация для ВСУ, потому, что Авдеевка имеет необычную особенность единого господствующего хребта, так и потому, что габариты меньше – весь украинский коридор снабжения здесь проходит по горстке дорог в 4-километровом разрыве.
Очевидно, что контроль над терриконом и железнодорожной веткой имеет первостепенное значение, поэтому российская армия выделила значительные ударные силы для обеспечения захвата ключевых объектов. Кроме того, атака на террикон требовала подставить российские атакующие колонны под перпендикулярный украинский огонь, атакуя по хорошо защищенной местности.
Однако, в отличие от украинцев, русские выделили достаточную массу, чтобы создать необратимый снежный ком в атаке на господствующие высоты, и украинского огня было недостаточно, чтобы остановить наступление. Теперь, когда они у них есть, россияне будут компенсировать потери, когда украинцы попытаются контратаковать - на самом деле, это уже началось, и UA Warspotting фиксирует резкое снижение потерь российской техники за последние три недели. Это определяет схему операции - массированное наступление на раннем этапе с целью захвата ключевых позиций, которые позволили бы русским контролировать поле боя. Россияне с самого начала успешно форсировали наступление, с таким уровнем напора и генерации силы, которого не хватало ВСУ все лето. Сок стоит того, чтобы его выжать.
Более того, украинцы четко знают, что они в беде. Они уже начали перебрасывать в этот район первоклассные силы, чтобы начать контрнаступление на российские позиции на хребте, а вокруг Авдеевки и в украинских плацдармах в тылу уже горят «Брэдли» и «Леопарды». В настоящее время существует та же основная проблема, которая оказалась столь непреодолимой летом: контратакующие украинские силы (стоящие более чем в десяти километрах в тылу, за Очеретино) сталкиваются с длинными и хорошо контролируемыми линиями подхода, которые подвергают их российскому огню - украинская 47-я механизированная бригада уже потеряла бронетехнику как в районах сосредоточения, так и в неудачных контратаках на российские позиции вокруг Степного.
В ближайшие недели российские войска продолжат наступление на направлениях через Степово и Северное к западу от города, оставив ВСУ привязанными к длинной и опасной логистической цепочке на дне бассейна. Одна из самых длинных и крепко удерживаемых крепостей Украины теперь грозит превратиться в оперативную ловушку. Я не ожидаю, что Авдеевка падет в течение нескольких недель (за исключением непредвиденного и маловероятного краха украинской обороны), но теперь это вопрос времени, и зимние месяцы, скорее всего, принесут неуклонное ослабление украинских позиций здесь.
Поддерживать боевую мощь ВСУ в городе будет особенно сложно, поскольку украинская «москитная логистика» (имеется в виду их привычка перевозить грузы пикапами, фургонами и другими небольшими гражданскими транспортными средствами) с трудом преодолевает дно грязной котловины под бдительным оком российских беспилотников FPV и прямой наводкой. ВСУ будут вынуждены пытаться поддерживать оборону бригадного уровня, пропуская небольшую технику через зону поражения. Если россиянам удастся захватить Авдеевский коксохимический завод, игра закончится гораздо раньше, но украинцы знают об этом и сделают оборону завода главным приоритетом - но даже в этом случае это только вопрос времени, и как только Авдеевка падет, у украинцев не будет твердого места, чтобы закрепить свою оборону, пока они не откатиться обратно к реке Воча. Это процесс, который должен продлиться всю зиму.
И напрашивается вопрос: если Украина не смогла удержать Бахмут, а время доказывает, что они не могут удержать Авдеевку, то где они могут удержать? А если Украина не может успешно наступать, то за что они воюют?
Неудачная защита считается отсрочкой только в том случае, если у вас есть что-то, чего вы с нетерпением ждете.
Окончание следует...
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас