Соединённые Штаты считают, что власти Китая должны быть привлечены к ответственности за подавление демократии и нарушение прав человека. Как пишет «Интерфакс», об этом говорится в заявлении госдепартамента США по случаю недавней годовщины событий на пекинской площади Тяньаньмэнь.
«Мы будем продолжать выступать и добиваться привлечения к ответственности за зверства КНР и нарушения прав человека, в том числе в Гонконге, Синьцзяне и Тибете. Обращаясь к народу Китая и к тем, кто продолжает бороться с несправедливостью и стремится к свободе, мы говорим, что не забудем 4 июня», — указано в заявлении.
Так называемая «борьба за демократию» уже давно стала для Запада вообще и для Америки в частности едва ли не основным оружием в борьбе за сохранение глобального доминирования. В плане же Китая подобные заявления и вовсе настораживают на фоне разворачивающейся ситуации вокруг Тайваня.
Трансформация американских позиций по тайваньскому вопросу, очевидно происходившая в течение более чем четырёх десятилетий после нормализации отношений США с КНР в 1979 году, сейчас резко ускорилась. До такой степени, что рамка консенсуса, лежащего в основе отношений Пекина и Вашингтона как минимум в течение десятилетия, теперь Америке явно жмёт.
Между Китаем и США разразился новый дипломатический скандал по вопросу Тайваня. И снова ответственность за него полностью на американской стороне, явно саботирующей принцип одного Китая, который, к слову сказать, был зафиксирован ещё двусторонним китайско-американском договором 1979 года. Том самом, что стал основой для восстановления дипломатических отношений между Пекином и Вашингтоном.
Сейчас же положение дел таково. Америка с одной стороны всё более ощутимо ведёт ситуацию в Тайваньском проливе к «красной линии»: к так называемому «признанию независимости» режима островных сепаратистов. На грани этого Вашингтон балансирует уже давно, но никогда ещё не был так близко к реальному переходу за данную грань.
А с другой стороны Вашингтон упорно это отрицает, по факту проводя именно такую политику и маскируя свои провокационные действия туманными дипломатическими формулировками, наподобие той самой «стратегической двусмысленности», которую на днях опять упомянул спикер Госдепа Нед Прайс.
Из его слов следует, что данная двусмысленность «заключается в том, что США помогают выстраивать оборону Тайваня, но при этом не обещают явным образом прийти на помощь острову». Разумеется, на деле уже давно привычным стал то, что у Америки имеются профессиональные дипломаты, скрывающие подлинные замыслы Вашингтона с помощью подобного двусмысленного языка, и есть условно адекватный президент, который регулярно данные дипломатические ухищрения рубит под корень, выдавая на публику то, куда США клонят на самом деле.
Стоит вспомнить, что в октябре минувшего года г-н Байден уже высказался на тайваньскую тему предельно прямолинейно, посулив нанести по Китаю ядерный удар, если тот «нападёт на Тайвань». При том, что совершенно понятно: в своей политике по объединению страны Пекин пока отдаёт предпочтение мирным средствам, делая ставку на предстоящую череду островных выборов и налаженные связи с ныне оппозиционной партией Гоминьдан.
Но буквально на днях, в конце мая, на совместной пресс-конференции с японским премьером Фумио Кисидой в Токио г-н Байден снова прямо пообещал вмешательство Вашингтона в военный конфликт между «двумя Китаями», если он случится. Разумеется, его подчинённые после этого в очередной раз и уже привычно за ним «подчищали», говоря, что на самом деле всё не так.
Что ж. Скорее всего, с Китаем ситуация складывается примерно та же, что и с Россией: его всеми силами провоцируют на резкие действия, и в итоге, скорее всего, он их и предпримет. Однако он может себе позволить.
А вот может ли себе позволить Америка второй такой конфликт? И здесь повторю только то, что говорил уже неоднократно: России надо продержаться. А дальше будет проще.