Главная » 2016 » Октябрь » 2
22:38

Конгресс США отталкивает Саудовскую Аравию в сторону Москвы

Конгресс США отталкивает Саудовскую Аравию в сторону Москвы

На днях Конгресс США принял законопроект, на который ранее наложил вето президент Барак Обама. Суть нормативно-правового акта в том, чтобы разрешить членам семей жертв теракта 11 сентября 2001 года подавать иски в суды против Саудовской Аравии, которая, как считают многие, так или иначе причастна к организации террористических атак. Происходящее уже вызвало негативную реакцию Эр-Рияда и в дальнейшем может привести к существенной деградации американо-саудовских отношений, вплоть до разрыва союза двух государств.

Стоит отметить, что в США роль саудовцев в терактах 9/11 обсуждается уже более десяти лет, а сами члены семей погибших в террористических атаках прошли немалое количество судебных процессов, добиваясь признания правящей верхушки Саудовской Аравии ответственными за совершенные преступления. Тем не менее, все попытки американских граждан добиться справедливости оказались заблокированы из-за закона 1976 года, в соответствии с которым иностранные государства обладают иммунитетом от исков в судах Соединенных Штатов.
 
Вообще, современное международное право обладает концепцией суверенного иммунитета государства, которая гласит, что никакое государство не может быть подсудным для судебных органов других государств. По сути говоря, документ, принятый Конгрессом еще в начале сентября, лишает Саудовскую Аравию этого самого иммунитета перед судебными органами США, граждане которых отныне имеют полное право подавать иски к Эр-Рияду в любых американских судах.
В принципе, принятый законопроект разрешает судиться не только с Саудовской Аравией, но и с другими государствами. Однако на протяжении последних более чем 10 лет именно королевство стало основной целью для лоббистов принятого нормативно-правового акта. Многие политики в США, а также простые граждане государства не без оснований подозревают Эр-Рияд в террористических атаках 9.11. В доказательство приводится тот факт, что в то время власти Саудовской Аравии поддерживали достаточно теплые отношения с террористической и запрещенной в России организацией "Аль-Каида" и её лидером Усамой бен Ладеном. Кроме того, 15 из 19 угнавших самолеты 11 сентября смертников были подданными королевства. Также на причастность Эр-Рияда к контактам с экстремистами намекали некоторые официальные документы о расследовании случившегося.
 
Обе палаты Конгресса США преодолели вето Барака Обамы. Это первый случай за всё время его президентства.
 
Стоит отметить, что опубликованный через два года после катастрофы 800-страничный подробный отчет американского правительства о расследовании обстоятельств случившегося предстал перед мировым сообществом не в полном виде: в свободном доступе не оказалось последней 28-страничной главы, которая была засекречена "по соображениям национальной безопасности". В США неоднократно звучали требования с целью раскрыть секретные страницы, при этом многие утверждают, что именно там содержатся доказательства о причастности саудитов к терактам. Если эти предположения верны, то, скорее всего, правительство США отказалось обнародовать эти страницы из-за опасения ухудшения отношений с Саудовской Аравией, являющейся одним из главных стратегических партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке.
По всей видимости, такими же соображениями руководствовался президент США Барак Обама, 23 сентября наложивший вето на принятый законопроект. Как пояснил глава государства, его принятие и реализация "нанесет ущерб национальной безопасности Соединенных Штатов". Позицию Обамы поддержал директор ЦРУ Джон Бреннан, заявив, что возможность подавать на Саудовскую Аравию в суд будет иметь "самые плачевные последствия" для отношений двух государств.
Однако общественное мнение подавляющего большинства американцев оказалось не на стороне президента. При этом от "хромой утки", как последнее время называют уходящего президента США, отвернулись даже его сторонники по Демократической партии в Конгрессе. Преодоление президентского вето стало одним из тех редких случаев, когда демократы и республиканцы оказались едины в своем намерении. Это тем более удивительно на фоне пылающих на политическом поле Соединенных Штатов предвыборных баталий кандидатов в президенты.

 

Очевидно, что принятие законопроекта тем или иным образом повлияет на отношения Вашингтона и Эр-Рияда. Представители королевства ранее уже заявляли, что в случае принятия законопроекта Саудовская Аравия начнет распродажу королевских активов в Соединенных Штатах, стоимость которых составляет приблизительно 750 миллиардов долларов. Дело в том, что иски к Саудовской Аравии и их вполне вероятное удовлетворение приведут к многомиллионным взысканиям к властям королевства, которые будут обеспечиваться наложением ареста на те самые саудовские активы в Соединенных Штатах. Поэтому Эр-Рияд может подстраховаться, продав все свои активы до того момента, пока на них потенциально может быть наложен арест. Тем не менее, в случае массовой продажи этих активов существует вполне реальный риск падения их рыночной стоимости. В любом случае, королевство явно не будет сидеть сложа руки и ждать всё новых исков в свой адрес.
Так или иначе, но голосование в Конгрессе вполне может стать точкой невозврата в начавших деградировать американо-саудовских отношений. Причиной тому служат несколько факторов. Во-первых, намерения Вашингтона перенести тяжесть своей внешней политики в Азиатско-Тихоокеанский регион для сдерживания стремительно набирающего геополитическую силу Китая. Соответственно, Ближний Восток рискует стать периферийной зоной приложения американских внешнеполитических усилий, что явно не нравится саудовцам, которые фактически с момента возникновения королевства в его нынешнем виде рассматривали Вашингтон в качестве своего ангела-хранителя. Американцы гарантировали саудитам безопасность в обмен на полную лояльность и помощь в регионе. Уход Вашингтона в регион Тихого океана с большой долей вероятности может разрушить эту идиллию.
Во-вторых, на ухудшение американо-саудовских отношений повлияли некоторые экономические аспекты, прежде всего в плане энергоносителей. На протяжении довольно долгого времени Соединенные Штаты зависели от ближневосточной нефти, немалая доля которой добывалась на месторождениях Аравийского полуострова. Однако на данный момент Вашингтон достиг энергетической независимости, сумев полностью покрыть свои потребности за счет внутренней добычи. Соответственно, упала и зависимость от Эр-Рияда в этой области.
В-третьих, яблоком раздора между двумя союзниками стал Иран, вернее, изменившаяся позиция к исламскому государству со стороны США. Снятие санкций с Тегерана было крайне болезненно воспринято в Эр-Рияде, рассматривающего Иран как своего главного противника за влияние в регионе Ближнего Востока. Противостояние Тегерана и Эр-Рияда особенно ярко проявляется в Сирии и Йемене, где обе стороны поддерживают лояльные себе силы. При этом в Сирии Вашингтон и Эр-Рияд также далеко не всегда находили понимание, что выливалось во всевозможные инциденты с участием тамошних боевиков. Существовали разногласия между двумя сторонами и по поводу Израиля и Палестины.
Тем не менее, общие интересы Штатов и королевства до поры до времени скрывали под собой нарастающий комплекс двухсторонних противоречий. Тем не менее, скрывать их было всё сложнее. И принятый Конгрессом законопроект стал своеобразной реакцией на стремительно меняющиеся отношения прежних тесных союзников.
При этом дальнейшая деградация американо-саудовских отношений открывает окно возможностей для России, которая может укрепить отношения с Эр-Риядом, таким образом еще сильнее усилив свои позиции на Ближнем Востоке. В конце прошлого месяца Москва и Эр-Рияд объявили о намерении сблизить позиции и усилить сотрудничество по ряду направлений, в том числе в политических вопросах, а также экономической, энергетической и инвестиционной кооперации.
Соответствующие заявления были сделаны на встрече в саудовской Джидде, где помимо спецпредставителя президента РФ по Ближнему востоку и странам Африки Михаила Богданова, присутствовали наследный принц, министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, а также министра иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр.
 
"В рамках развернутого обмена мнениями по актуальной ближневосточной повестке дня был подтвержден обоюдный настрой Москвы и Эр-Рияда на продолжение усилий по сближению и координации позиций... с целью поиска оптимальных решений конфликтных ситуаций на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки", - заявило по итогам встречи российское внешнеполитическое ведомство.
 
Действительно, вопросы экономики, бизнеса и инвестиций могли бы стать тем базисом, на основе которого будут развиваться и улучшаться российско-саудовские отношения. Предпосылок для этого немало. Прежде всего, как крупнейшие мировые игроки на рынке энергоносителей, Москва и Эр-Рияд просто обречены на сотрудничество с друг другом. Это касается, в том числе, усилий по координации в деле регулирования объемов добычи черного золота, а значит, и обеспечения устойчивости глобальной экономики.

 

Кроме того, сотрудничество между двумя странами может развиваться по линии сельского хозяйства. Дело в том, что в силу суровых климатических условий королевство испытывает острую нехватку пресной воды и пахотных земель. Эр-Рияд вполне может пойти на соглашение с Россией об использовании её сельскохозяйственных угодий в своих целях. Естественно, за определенную плату. Россия располагает крупнейшими в мире площадями пахотных земель, многие из которых не обрабатываются. При этом уже существующие площади могут быть значительно расширены. Природные богатства нашей страны могут сослужить хорошую службу в деле укрепления российско-саудовских отношений.
Помимо этого, драйвером укрепления двухсторонних связей может стать ядерная энергетика, а также возобновляемые источники энергии. Сотрудничество двух стран в этой области также весьма перспективно. При этом нельзя отрицать привлекательность внутреннего рынка Саудовской Аравии для российского бизнеса. Большая емкость, устойчивость к конъюнктурным колебаниям и высокая платежеспособность делает его одним из самых перспективных рынков на Ближнем Востоке. Начатые в королевстве экономические реформы на создание крупных научно-технических центров вряд ли смогут обойтись без потенциала зарубежных компаний, одними из которых могут стать отечественные корпорации.
Впрочем, несмотря на ряд сопутствующих двухстороннему сближению экономических аспектов, существуют еще аспекты политические. И здесь ситуация несколько сложнее. Основным камнем преткновения для Москвы и Эр-Рияда продолжает оставаться Сирия. При этом обе стороны на данный момент имеют сильно отличающиеся друг от друга взгляды относительно путей урегулирования гражданской войны в этой стране: Россия поддерживает стремление Башара Асада остаться у власти, тогда как Саудовская Аравия хочет его ухода.
Все пять лет войны саудиты снабжали оружием и финансами ряд тамошних оппозиционных группировок. Начавшаяся год назад российская антитеррористическая операция в Сирии лишь отдалила Москву и Эр-Рияд друг от друга. Бомбардировка российскими ВКС тамошних группировок вызывает негативную реакцию у королевства. Кроме того, нервозности Эр-Рияду добавляет сотрудничество Москвы с Тегераном.
 
Однако ухудшение американо-саудовских отношений, укрепление позиций России на Ближнем Востоке, а также усиление экономической кооперации Москвы и Эр-Рияду сможет подтолкнуть обе сторону к нахождению необходимого компромисса. Тем более, что такой подход уже был озвучен на встрече в Джидде в конце августа. Успешные действия России и укрепление позиций сирийской армии в идущей войне с одной стороны, а также неудачи американской коалиции и общий разлад в отношениях Вашингтона и Эр-Рияда, может привести к распаду проамериканской коалиции и выходу из неё Саудовской Аравии.
 
В таком случае американцы останутся у разбитого корыта, фактически став ненужной обузой в деле разрешения внутрисирийского кризиса.
 
Так или иначе, но у Эр-Рияда есть рычаги, с помощью которых он сможет повлиять на лояльные ему группировки в рамках потенциально российско-саудовских договоренностей по Сирии. У России и саудитов есть явный потенциал как для политического, так и для экономического сближения. И принятый Конгрессом США законодательный акт может этому поспособствовать.
 
 
 
Источник: http://politrussia.com


Просмотров: 735 | Добавил: wpristav | Конгресс США отталкивает Саудовскую Аравию в сторону Москвы | Рейтинг: 1.0/1

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх