При этом за главой Белого дома фактически закрепляется второстепенная роль в определении будущей политики на российском направлении (на протяжении последних десятилетий отношения с Москвой определял президент США, согласовывавший свои действия с Конгрессом).
Некоторые положения законопроекта — такие, как п. 227, обязывающий президента США с помощью санкций бороться с коррупционерами в РФ, — вообще не имеют аналогов в санкционной войне с Москвой. В п. 228 содержится положение о наказании физических и юридических лиц третьих стран (в первую очередь, это адресовано ЕС), нарушающих режим американских санкций против РФ.
Что до чисто экономических мер, серьезно ужесточаются ограничения для американских банков по финансированию подпавших под санкции российских банков и компаний (сроки кредитов для них сокращаются с 30 и 90 дней до 14 и 60 дней). Усилены секторальные санкции на нефтяной сектор (запрет поставок оборудования и услуг для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и из сланцевых залежей). Теперь под них подпадают не только структуры, подконтрольные санкционным компаниям и лицам, но и те, в которых у таких лиц существенная доля в капитале (от 33%).
Мало того, согласно поправкам, президент США обязан ввести не менее трех видов санкций в отношении компании или лица, которые инвестировали в «специальные» нефтяные проекты в РФ (шельф, Арктика, сланец). Глава Белого дома также обязан будет ввести санкции против «Газпрома», если будет сочтено, что компания существенно сокращает поставки газа в страны НАТО, на Украину, в Грузию и Молдавию.
Еще более серьезной выглядит прямая угроза для любых возможных иностранных инвесторов, желающих участвовать в приватизации в России. Президент США, согласно документу, обязан ввести не менее пяти видов санкций в отношении лиц, которые инвестируют от $ 10 млн в приватизацию российских компаний.
Глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев уже заявил в своем Facebook, что Россия должна подготовить «болезненную» реакцию на новые ограничения. По его мнению, сложившуюся ситуацию необходимо обсудить с Евросоюзом, который подверг американские санкции критике. «Нашими союзниками они не будут, но раз уж задеты их собственные экономические интересы, как минимум временный мезальянс получиться может», — считает Косачев.
Что означают для России новые санкции, поддержит ли их президент США Дональд Трамп?
— Конгрессмены приняли санкционный законопроект, чтобы ударить по Трампу, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Этот документ является важной частью плана по отстранению от власти действующего президента США.
Чтобы устранить Дональда Трампа, недостаточно провести процедуру импичмента. Необходимо также, чтобы Трамп не имел поддержки среди своих избирателей. Для решения последней задачи важно лишить главу Белого дома возможности проводить самостоятельную внешнюю политику — в первую очередь, в отношении России. Это приведет к тому, что избиратели будут смотреть на Трампа как на слабака. Санкционный законопроект как раз позволяет заблокировать президента США на российском направлении.
Вторая стратегическая цель проекта закона — вмешательство в европейские дела, и попытка навязать Европе американские экономические проекты. В частности, заставить ЕС покупать дорогой американский СПГ вместо дешевого трубопроводного российского газа. Думаю, это вызовет растущее раздражение Евросоюза, который чувствует себя все более независимо от США.
Но самое главное — документ фактически объявляет Россию врагом США. Это, я считаю, полезная информация. Мы знали это и раньше, но часть российской элиты тем не менее колебалась и считала, что возможно примирение с Америкой. Теперь понятно, что нам следует принимать США как жестокого соперника, который хочет уничтожить Россию — и никак иначе.
«СП»: — В чем ключевое отличие предлагаемых санкций от прежних, принятых при Бараке Обаме?
— Санкции против РФ фактически становятся вечными. Их будет невозможно отменить — до тех пор, пока существует независимая Россия. Важно, кроме того, что законопроект создает механизм работы по всем российским олигархам. Де-факто богатые люди в России ставятся перед выбором: либо они сотрудничают с американскими спецслужбами по свержению президента РФ, либо уходят из пространства американских банков и американского бизнеса. Какой выбор они сделают, мы вскоре увидим.
— Чтобы противостоять новым санкциям, нам необходимо реальное импортозамещение, — убежден председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — От импортозамещения, которое сводится, как сейчас, к переключению с одного зарубежного поставщика на другого, нужно уходить.
Необходимо, кроме того, внутри страны перестать делать ставку на компании с участием иностранного капитала. Как показала практика, именно они являются главными бенефициарами нынешней политики импортозамещения.
Взять, например, пищевую промышленность РФ, где больше половины предприятий эффективно контролируется иностранным капиталом. Сейчас иностранные мажоритарные инвесторы этих предприятий радостно потирают руки: в России у них не осталось конкурентов, они получили ряд преференций от правительства РФ, и могут зарабатывать на полную катушку. Это не вполне нормальная ситуация.
Новые санкции заставляют всерьез задуматься об укреплении нашей экономической безопасности. Даже представители оборонного комплекса признают, что так называемая локализация производства носит, к сожалению, эфемерный характер. По моим данным, до сих пор значительное количество комплектующих для конечной продукции выпускаются предприятиями с участием иностранного капитала. А что это такое, хорошо показал скандал с поставками в Крым турбин Siemens — показал, что в любой момент схемы таких поставок могут быть сломаны.
На деле, нам нужно более активно развивать экономические отношения с соседями. Пока на этом направлении нам особенно похвастать нечем. С Китаем, конечно, выстраивать отношения очень непросто, но жизненно необходимо. И здесь, я считаю, мы тоже не дорабатываем.
В целом, к новым санкциям следует относиться как к горькому лекарству. Лекарству, необходимому для выздоровления российской экономики.
«СП»: — Сегодня многие надеются, что ЕС выступит на стороне России: ответит США на введение дополнительных ограничений в отношении Москвы, в частности, ограничит доступ американских компаний к кредитам европейских банков. Насколько реален этот сценарий?
— Я бы на встречные санкции в отношении США со стороны Евросоюза не рассчитывал. Действительно, невооруженным глазом видно, что от новых американских санкций сильнее всего пострадает Европа. Экономический ущерб ЕС от санкций будет в несколько раз выше, чем ущерб России. Это обстоятельство дает европейским радикалам повод утверждать, что голосование в Конгрессе направлено, на деле, против ЕС.
Но вряд ли Европа «встанет с колен», и начнет бороться с Америкой. Достаточно посмотреть торговую статистику, чтобы убедиться: американцы покупают Европу за счет преференций, которые позволяют ЕС иметь большое положительное торговое сальдо с США. Если европейцы начнут сейчас брыкаться, эти преференции будут пересмотрены, и положительное сальдо очень быстро исчезнет.
Между тем, половину этого положительного сальдо с США европейцы тратят на покрытие торгового дефицита с Россией — на закупку российских углеводородов. Так что едва ли Брюссель захочет всерьез ссориться с Вашингтоном.
«СП»: — Подпишет ли санкционный законопроект президент Трамп?
— Думаю, подпишет: Трампу новые антироссийские санкции на руку. Законопроект дает «зеленый свет» американскому сжиженному газу в Европу. В условиях новых санкций, я считаю, нам вряд ли удастся построить «Северный поток-2». Это значит, что американцы получат возможность постепенно захватывать европейский газовый рынок, а Трамп — возможность выполнить предвыборные обещания, данные американским энергетическим компаниям.
«СП»: — Если американцы будут выдавливать «Газпром» с европейского рынка, насколько это критично для нас?
— Если в российской экономике все останется по-прежнему, если мы не начнем реформы, — России придется очень тяжело. Следование прежним инерционным курсом, я считаю, обернется серьезным ударом и по экономике РФ, и нашему бюджету. А главное — по благосостоянию всех без исключения российских граждан.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас