С шестидесятых годов в нашей стране эксплуатировались ракеты-носители легкого класса, построенные на базе боевых баллистических ракет разных типов. Регулярные пуски таких ракет проводились до недавнего времени, после чего их пришлось приостановить на неопределенный срок в связи с наличием характерных проблем. Однако были приняты необходимые меры, и в ближайшем будущем переделанные МБР вновь смогут отправлять полезную нагрузку на орбиту.
Недавняя история
Первые проекты РН на базе боевых баллистических ракет были реализованы еще в шестидесятых годах. В течение нескольких следующих десятилетий такие комплексы использовались только в интересах военного ведомства. В начале девяностых появилось предложение о коммерческом использовании подобных ракет. За счет этого можно было получить прибыль, а также избавиться от имеющихся МБР, подлежащих уничтожению в соответствии с новыми международными соглашениями.
В ноябре 1990 г. состоялся первый испытательный запуск новой РН «Рокот», разработанной в Центре им. Хруничева при участии украинской компании «Хартрон». Новую ракету выполнили на базе серийного изделия УР-100Н УТТХ путем замены системы управления и доработки ступени полезной нагрузки.
В 1994 г. ракета этого типа впервые вывела на орбиту реальную нагрузку. Годом позже Центр им. Хруничева и европейская компания EADS Astrium создали совместное предприятие Eurockot Launch Services, которому предстояло принимать коммерческие заказы. Первый коммерческий запуск «Рокота» состоялся в мае 2000 г.; последние старты провели в 2019 г. В общей сложности провели 34 полета, включая два испытания и одну аварию. На орбиту вывели почти 80 космических аппаратов, в основном российской разработки.
К концу девяностых годов совместными усилиями российской и украинской промышленности была создана РН «Днепр», базой для которой послужила МБР Р-36М. Проект вновь предусматривал максимально возможное использование готовых компонентов с заменой отдельных систем и адаптацией головной ступени к новой нагрузке.
Эксплуатация новых РН осуществлялась компанией «Космотрас». Первый коммерческий запуск «Днепра» с иностранным спутником состоялся в апреле 1999 г. Регулярные пуски продолжались до марта 2015 г., и к этому времени осуществили 22 запуска. Все, за исключением одного, были успешными. Полезной нагрузкой ракет стало более 140 аппаратов из двух десятков стран.
В 1993 г. состоялся первый запуск легкой РН «Старт». Она была разработана Московским институтом теплотехники на базе МБР из состава комплекса «Тополь». В связи с ограниченными техническими характеристиками такая ракета-носитель не привлекла особого внимания заказчика. С 1993 по 2006 гг. выполнили всего семь запусков, причем один завершился аварийным уничтожением ракеты. Вскоре после проведения последнего запуска проект заморозили ввиду отсутствия реальных перспектив.
В 2003 г. состоялся испытательный пуск ракеты «Стрела». Этот вариант конверсии изделия УР-100Н УТТХ был создан в НПО Машиностроения в сотрудничестве с «Хартроном». Главные отличия от «Рокота» заключались в уменьшении степени переработки исходной конструкции. В частности, в качестве разгонного блока использовали штатную ступень разведения. В 2013-14 гг. «Стрела» совершила два полета с реальной нагрузкой, после чего дальнейшая судьба проекта оказалась под вопросом.
Проблемы сотрудничества
Таким образом, из нескольких предложенных РН на базе МБР лишь две поступили в полноценную эксплуатацию и пользовались успехом среди заказчиков. Однако полеты «Днепра» и «Рокота» завершились несколько лет назад, и с тех пор у нас нет легких ракет-носителей на готовой базе, отличающихся дешевизной и простотой подготовки.
Причины этого просты и связаны с ухудшением международной обстановки. В разработке целого ряда проектов конверсии участвовала украинская промышленность. Так, в проекте «Днепр» были задействованы КБ «Южное» и компания «Хартрон». Последняя также поставляла аппаратуру для изделий «Рокот» и «Стрела».
В 2014-15 гг. новые украинские власти приказали своим предприятиям разорвать сотрудничество с Россией в военно-технической сфере и в области двойных технологий. Это сделало невозможной дальнейшую эксплуатацию «Днепра» и «Стрелы». Проект «Рокот» тоже пострадал, но в меньшей мере, из-за чего пуски продолжались до 2019 г. – до израсходования накопленного запаса агрегатов.
Вторая жизнь «Тополя»
В связи с проблемами РН «Рокот» и «Днепр» российский МИТ предложил возродить свой проект «Старт». Концепт доработанного подвижного грунтового комплекса для запуска нагрузки на орбиту представили на форуме «Армия-2016». В дальнейшем звучали различные заявления об особенностях и перспективах такого проекта.
Утверждалось, что обновленный вариант «Старта» имеет ряд важных преимуществ. На тот момент РВСН запускали процесс снятия с вооружения МБР «Тополь» с заменой более новыми образцами. Это позволяло получать базу для РН «Старт» в достаточных количествах. Кроме того, проект не зависел от недоступных импортных комплектующих. Запуск новых ракет можно было бы производить с космодромов Плесецк и Восточный.
В начале 2019 г. сообщалось, что «Роскосмос» изучает потенциал РН «Старт» и возможность ее использования на Восточном. Осенью того же года Российский фонд прямых инвестиций подписал соглашение с компанией TAQNIA из Саудовской Аравии о совместном проведении работ по новой версии «Старта». Готовую ракету новой модификации планировалось использовать в интересах двух стран. В дальнейшем новости о ходе «Старта» не поступали. Возможно, пока ведется проектирование, и готовый ракетно-космический комплекс представят позже.
Второй «Рокот»
В августе 2018 г. Центр им. Хруничева объявил о начале работ по новой модификации РН «Рокот». От базового изделия она должна отличаться, главным образом, современной системой управления, построенной без украинского участия. Основой ракеты, как и ранее, останется МБР УР-100Н УТТХ – в арсеналах РВСН все еще остается существенное количество таких изделий.
В СМИ появлялись некоторые подробности разрабатываемого проекта. Новую систему управления оценили в 690 млн рублей, а новый разгонный блок в 1,45 млн руб. Общая стоимость разработки достигала 3,4 млрд руб. При этом появлялась возможность провести до 40 запусков к 2028 г. Дальнейшая эксплуатация РН «Рокот-2» остается под вопросом по причине ожидаемого сокращения запаса базовых МБР.
В июне 2020 г. сообщалось о появлении заказа на разработку «Рокота-2» от российского министерства обороны. В марте 2021-го компания Eurockot Launch Services, фактически бездействовавшая несколько последних лет, объявила о скором возобновлении полетов. По ее информации, первый старт РН «Рокот-2» должен состояться во второй половине следующего года, и это будет коммерческий запуск.
Почти сразу Минобороны опровергло эту информацию. Оно сообщило, что модернизация «Рокота» проводится только в интересах российской армии. Новым ракетам предстоит запускать спутники военного назначения, и их коммерческое использование не рассматривается.
Прошлое и будущее
В последние десятилетия ракеты-носители на базе боевых образцов хорошо зарекомендовали себя в качестве надежного и удобного средства вывода нагрузки на орбиту. Начиная с девяностых годов, образцы такого рода позволяли избавляться от более не нужных боевых ракет, причем принося определенный доход.
Легкие ракеты по типу «Рокота» или «Старта» интересны определенному кругу заказчиков и имеют хороший коммерческий потенциал. Но с недавнего времени их производство и эксплуатация оказались невозможными, и потенциальные заказы могут уходить другим подрядчикам. Подобное развитие событий получило должную оценку, и в приемлемые сроки были приняты необходимые меры в виде новых проектов.
Уже в следующем году ожидается первый запуск новой модификации изделия «Рокот». Перспективы улучшенного проекта «Старт» пока остаются неясными, но и поводы для пессимизма отсутствуют. Другие разработки, такие как «Стрела» или «Днепр», похоже, окончательно ушли в историю.
Таким образом, через несколько лет в распоряжении «Роскосмоса» и Минобороны будет сразу несколько отечественных ракет-носителей легкого класса – некоторые изделия семейства «Союз», новая «Ангара-1.2» и не менее одного образца, выполненного путем конверсии боевой ракеты. У государственных и коммерческих заказчиков появится более широкий выбор, а утилизация устаревших МБР вновь будет приносить доход.