Страны Запада упорно и последовательно пытаются нанести максимальный ущерб Российской Федерации. Одним из последних агрессивных шагов стал ввод потолка цены на нефть, реализуемую компаниями-резидентами РФ. Существующих нефтепроводов может быть недостаточно для того, чтобы оперативно переориентировать поставки нефти и нефтепродуктов иным потребителям, например, в страны Азии.В связи с этим появилась информация о том, что российские компании приобрели и продолжают приобретать большое количество нефтяных танкеров, с помощью которых будет осуществляться экспорт нефти и нефтепродуктов по их рыночной стоимости. Однако возникает вопрос – а не получится ли так, что доставка нефтепродуктов гражданскими танкерами по морям и океанам будет сопряжена с рисками их ареста флотами стран Запада с последующей конфискацией, в точном соответствии с введёнными ими против России санкциями?К примеру, ещё 26 февраля 2022 года, практически сразу после начала специальной военной операции (СВО), в проливе Ла-Манш был задержан российский сухогруз, по причине «подозрений в связи с российскими интересами, на которые распространяются санкции». Случаев арестов российского имущества и активов сотни, если не тысячи. Для многих стран сам по себе факт ареста их активов мог бы стать поводом для нанесения удара, но не для нас – мы готовы договариваться, даже с Украиной, ждать, терпеть, искать пути мирного разрешения конфликта.При таком отношении к национальным интересам, что помешает странам Запада обеспечить конфискацию российских танкеров с нефтью? Да и не только им, потому что нефть – это дело такое, она всем нужна. Может, даже не всё будут отбирать, как «братки» в 90-х, оставляя кое-что «на развод», так, процентов тридцать-сорок, чтобы интерес не терялся.Как защитить российские суда в таких условиях? Можно предложить несколько возможных вариантов.
Конвой
Казалось бы, самый простой вариант – это обеспечить сопровождение российских танкеров с нефтью судами Военно-морского флота РФ, однако на деле всё не так просто.Во-первых, численность Российского ВМФ не позволяет организовать сопровождение каждому танкеру или иному гражданскому судну, на которое потенциально могут «положить глаз» страны Запада. Во-вторых, конвоировать каждое транспортное судно – не напасёшься ни денег, ни ресурса у корабельных силовых установок. Впрочем, этот вопрос отчасти можно решить путём формирования конвоев, как это делалось во времена Второй мировой войны.
Есть и ещё подводные камни, например, ограничение на проход военных кораблей. К примеру, танкеры, следующие из Чёрного моря, придётся конвоировать до пролива Босфор, а затем передавать на сопровождение российским боевым кораблям «на той стороне». Поскольку Турция не пропускает (или не всегда пропускает) российские военные суда через проливы, то встречу придётся организовывать судам, базирующимся в Тартусе.Существует альтернативный вариант – это превращение гражданских танкеров в военно-транспортные суда.Чуть более двух лет назад, в материале Универсальные модули: решение проблемы разобщённости четырёх флотов России
Военно-транспортные суда
‚ мы рассматривали возможность обеспечения манёвра огневой мощью с помощью сменных модулей вооружения, которые могли бы оперативно перемещаться с помощью авиации или по железным дорогам для усиления ударных возможностей Российского ВМФ на угрожаемом направлении. К сожалению, модули вооружений для флота так и не появились, в результате чего мы видим появление «мутантов», когда на боевых кораблях ВМФ РФ, не обладающих эффективными средствами противовоздушной обороны (ПВО), монтируются сухопутные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) «Тор». Что ж, будем реалистами... Даже в отсутствие модульных образцов вооружений нефтяные танкеры вполне можно обеспечить какой-никакой, но защитой.В первую очередь военно-транспортные суда должны быть обозначены как военные суда, с соответствующей окраской и прочими атрибутами военного корабля. Таким образом, их атака будет считаться нападением на вооружённые силы (ВС) РФ. С технической точки зрения первоочередной задачей является установка систем связи, совместимых с кораблями и береговыми объектами ВМФ РФ.
В простейшем варианте это могут быть устройства постановки аэрозольных завес, способные не только значительно снизить вероятность попадания противокорабельных ракет (ПКР), но и сорвать высадку десанта с транспортно-боевых вертолётов. В качестве простейшего летального оружия могут быть установлены крупнокалиберные пулемёты на турелях и/или зенитные установки ЗУ-23-2. Дополнительно экипаж может быть вооружён противотанковыми управляемыми ракетными комплексами (ПТРК) и переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК).В случае необходимости дальнейшего наращивания огневой мощи, с учётом полученного опыта размещения на боевых кораблях «сухопутных» ЗРК, на палубах военно-транспортных судов могут быть установлены, например, танки Т-55/Т-62/Т-64 со складов хранения МО РФ. Их орудия калибра 100/115 мм, вполне способны серьёзно повредить небольшое патрульное судно, тогда как патрульному судну повредить массивный танкер будет значительно сложнее. Дополнительно в хвостовой части может быть установлено устройство для постановки морских мин – сложно преследовать корабль, с которого за борт падают противокорабельные мины.
Вряд ли удастся разместить на военно-транспортных судах ЗРК – скорее всего, они крайне востребованы в зоне СВО. Ограниченные возможности будут у упомянутых выше ПЗРК. Всё вышеперечисленное не сделает военно-транспортные суда полноценными боевыми единицами, но пошлёт противникам недвусмысленный намёк на то, что «просто забрать» не получится, придётся драться. Кроме того, превращение танкеров в военно-транспортные суда не отменяет возможности их конвоирования или нахождения в зоне досягаемости ИКР кораблей и подводных лодок ВМФ РФ.Однако самым надёжным средством от применения противником ПКР станет его содержимое, причём, чем больше будет танкер, тем эффективнее это будет работать – вряд ли кому-то понравится, если рядом с его берегами будет разлив нескольких десятков-сотен тысяч тонн нефти.
Несчастный случай
А ведь нефть может разлиться и без атаки ПКР, например, при насильственном задержании российского танкера и транспортировки его в порт противника, возникает ситуация, когда «...незаконные действия, повлекли за собой разгерметизацию и утечку нефтепродуктов». И вот уже берега прекрасной Франции омывают не лазурные воды, а грязная чёрно-бурая жижа – всего лишь «закладка» в программном обеспечении автоматики судна.Возможен и более жесткий вариант, когда при захвате противником танкера, после транспортировки его в порт и снятия экипажа, происходит мощнейший взрыв, в результате чего противник получает, не только разлив нефти, но и пожар в порту, разрушение портовой инфраструктуры и стоящих рядом кораблей. Такой фокус можно провернуть не только с нефтью – куда интереснее будет смотреться арест противником транспортного судна с аммиачными удобрениями и, ну Вы понимаете... Последствия взрыва в порту нескольких десятков тысяч тонн взрывчатки мы ранее уже рассматривали в статье Операция «Балтийский балет»
.Чем дольше длится спецоперация на Украине, тем сильнее наглеют наши противники. Что нам ещё ждать после удара по аэродрому со стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами, носителями ядерного оружия – ударов по Московскому Кремлю? Визита Зеленского в Крым? Убивать-то его нельзя, а то с кем же потом переговоры вести?Арестовывают наши активы – мы молчим, взорвали «Северный поток» – мы смолчали, захватывают коммерческие суда – никакой реакции. Нет, какие-то заявления делаются, вот только это не адекватная реакция, а жалкое овечье блеянье – а всем известно, что происходит с овцами в конечном итоге...Так почему же подобное не может случиться и с российскими танкерами с нефтью? А почему не может, если всё будет развиваться как сейчас? Ещё как может!А вот если бы «они» взорвали «Северный поток» – и почти сразу же «взорвались» оптоволоконные кабели, связывающие Америку и Европу по дну океана. Арестовали российское судно – и Российский ВМФ «ловит» первые попавшиеся суда страны агрессора, конвоирует их в российские порты – отпустим только после освобождения нашего судна. Заморозили активы – и ВС РФ, пограничная служба ФСБ и другие структуры забирают всё имущество, оказавшееся в зоне досягаемости – летит вблизи границ РФ самолёт страны агрессора, заморозившей активы – догнали, посадили, конфисковали, разобрали на запчасти.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!