Боеспособность армии США в значительной мере зависит от орбитальной группировки, включающей аппараты разного назначения. Любые угрозы для спутников приводят к дополнительным рискам для всех прочих структур армии. В связи с этим созданы Космические силы (USSF), одной из задач которых является обеспечение устойчивости орбитальной группировки. В этом направлении развернуты активные работы, но пока они в основном сводятся к теоретическим исследованиям, а проекты реальных образцов и систем все еще остаются на ранних стадиях.
Война в космосе
USSF и смежные структуры, показывая свою необходимость, регулярно поднимают тему реальных и потенциальных угроз в космическом пространстве. Также предлагаются те или иные решения этой проблемы. Несколько дней назад в г. Колорадо-Спрингс прошел очередной Космический симпозиум, на котором выступили представители разных структур Пентагона и коммерческих организаций, связанных с освоением космоса.В ходе симпозиума представитель Космического командования генерал Дж. Шоу в очередной раз напомнил, что бои в космосе перестают быть фантастикой и постепенно превращаются в реальный сценарий. Развитые страны разрабатывают оружие для применения против космической группировки, и на это необходимо реагировать.
Как сообщается, USSF активно прорабатывает вопрос угроз и ответов на них. Прямо сейчас формируется перспективная Доктрина войны в космическом пространстве. Кроме того, разрабатываются новые проекты с прицелом на практическое применение. Впрочем, все эти процессы находятся на ранних стадиях. Как отметил генерал Шоу, Пентагон только начинает понимать, что такое война в космосе.Особое беспокойство в настоящее время вызывает развитие зарубежных противоспутниковых вооружений. От КА зависит оборона США, но каждый спутник, по меткому выражению одного из американских генералов, является «большой, жирной и легкодоступной целью». При этом речь идет не только о поражении и уничтожении подобной техники. Негативные последствия может иметь и неразрушающее воздействие противника.Представители Пентагона напоминают, что у Китая и России, рассматриваемых в качестве геополитических соперников, уже имеются противокосмические вооружения. Это лазерные и радиоэлектронные средства подавления, а также специальные ракеты и спутники, способные поражать орбитальные цели. Вероятно, ведется разработка и иных систем с высоким потенциалом.
Большие и легкие цели
Дополнительной угрозой является зависимость вооруженных сил от коммерческих космических аппаратов, причем это связано с рисками как для армии, так и для гражданских структур. В случае начала конфликта коммерческие спутники, как и имущество USSF, станут целью для первых атак – и в результате этого пострадают не только вооруженные силы.Представители компаний L3Harris и Comspoc в своих докладах описали возможные варианты атак и эскалацию подобных боевых действий. Такие события могут начаться с «обратимой атаки» (reversible attack) – применения РЭБ или кибероружия для временного вывода из строя отдельных КА или целых группировок. Если такие меры не дадут желаемых результатов, противник может применить средства поражения, способные полностью вывести цель из строя.Отмечается, что «обратимые атаки» уже стали реальной угрозой. Регулярно фиксируются попытки взлома тех или иных спутниковых группировок и наземной инфраструктуры. Кроме того, в последние годы Пентагон неоднократно отмечал подозрительную активность третьих стран, направленную на создание помех текущим операциям вооруженных сил.
Меры противодействия
USSF несут ответственность за работоспособность космической группировки и предоставление «услуг» другим армейским структурам, и активно ведут поиск новых идей, концепций и конструкций для решения таких задач. Как сообщается, некоторые из них уже доведены до эксплуатации, но прочие разработки будут реализованы только в будущем.Имеются отдельные сведения о наличии на вооружение кибероружия и иных систем, способных защитить спутники от разных видов нападения. При этом подробности чаще всего не уточняются. В прошлом году сообщалось о принятии на вооружение USSF некоего наземного комплекса РЭБ разработки L3Harris. Это изделие имеет оборонительные и наступательные возможности, но иные подробности не приводились.Не так давно американские СМИ сообщали о скорой презентации некоего неизвестного оружия для Космических сил. Оно уже готово к постановке на вооружение и эксплуатации, но премьеру пришлось перенести на неопределенный срок. При этом какие-либо подробности технического и иного характера до сих пор не опубликованы.Параллельно прорабатывается целый ряд предложений разного рода, позволяющих повысить устойчивость группировки в целом и отдельных аппаратов. Самое радикальное заключается в изменении основных принципов формирования орбитальных сил. Вместо ограниченного количества «Больших и жирных» спутников на высоких орбитах предлагается использовать большее число более легких, дешевых и простых для запуска КА с аналогичными функциями.Такая группировка, при правильном ее построении, сможет решать все ставящиеся задачи, но покажет повышенную устойчивость. В случае конфликта большое количество спутников перегрузит противокосмическую оборону противника и не позволит нанести серьезный ущерб группировке в целом. При этом можно будет быстрее и дешевле восстанавливать потери.
Впрочем, не все спутники можно сделать легкими и дешевыми без потерь в характеристиках. На этот случай в DARPA прорабатывается другая концепция, предусматривающая увод КА из-под удара. В рамках проекта DRACO изучается возможность создания ядерной ракетной двигательной установки для монтажа на космические аппараты и корабли. В ближайшие годы планируется провести испытания демонстратора технологий.В случае опасности система DRACO должна будет переводить спутник на более высокую орбиту, делая его недосягаемым для ракет противника. После исчезновения угрозы предлагается выполнять обратный маневр. Ядерное топливо позволит совершать подобные переходы неоднократно, благодаря чему КА будет в безопасности в течение длительного времени, вплоть до завершения службы.Новые технологии, как ожидается, смогут обеспечить защиту аппаратов на орбите от разных вооружений противника. Однако реальный эффект от таких разработок удастся получить только в отдаленном будущем, тогда как вероятный противник уже сейчас имеет противоспутниковое оружие. Соответственно, в ближней перспективе Космическим силам придется полагаться только на доступные разработки и решения.
Необходимо развивать систему подготовки и осуществления запусков, а также создавать запас аппаратов для восполнения потерь. При разработке КА нужно учитывать вопросы защиты от оптических и радиоэлектронных помех, а вся инфраструктура должна быть защищена от взлома. Уже на уровне этих мер можно будет обеспечить достаточно высокую устойчивость орбитальной группировки, причем в разумные сроки и без излишних трат.Согласно текущим стратегиям Пентагона, недавно созданные US Space Force отвечают за эксплуатацию орбитальной группировки и за проведение различных операций в космическом пространстве. Космическим силам предстоит осуществлять оборону разного рода, а также участвовать в наступательных операциях.На данный момент USSF могут выполнять не все желаемые задачи, и фактически речь идет только об обеспечении деятельности космической группировки. Также принимаются первые меры по созданию и усилению ее оборонительного потенциала. Более того, судя по открытым публикациям и заявлениям, именно это направление является приоритетным. Также имеются основания полагать, что разрабатываются и ударные комплексы – но эти проекты засекречены и/или далеки от принятия на вооружение.Причины такого распределения усилий очевидны. Деятельность и боеспособность вооруженных сил США зависит от космической группировки, а вероятные противники уже имеют возможности для ее подавления или поражения. В таких условиях ресурсы разумнее направлять именно на защиту своих КА, а не на борьбу с чужими. Кроме того, акцент на вопросы защиты и устойчивости отвлекает внимание от закрытых разработок ударного назначения. И работает на образ Космических сил как храбрых защитников национальных интересов.