Люди всегда стремились к удобству. Удобно спать, удобно… оправляться, а не как-нибудь под мокрыми кустами, с удобствами вкушать пищу, и не просто живот набивать, а ещё и наслаждаться её вкусом. Одно другое дополняет, не так ли? Вот почему заботе о вкусной и здоровой пище люди начали уделять внимание издревле, и именно поэтому приправлять её всяческими пряностями, о применении и распространении которых мы рассказали в предыдущем материале. И пообещали рассказать о той поистине смертельной опасности, которую приносила именно такая пища. Правда, не всегда и не везде…Однако прежде следует уделить некоторое внимание и истории современной кулинарии. Насколько древней она является? Оказывается, что, хотя ещё древние египтяне записывали рецепты своих блюд, в Европе самая старая книга рецептов приготовления пищи появилась, конечно же, в Риме. Называется она «Апициевский корпус», и это единственная сохранившаяся до нашего времени кулинарная книга, составленная или в IV, или начале V в. н. э. и написанная на поздней латыни, близкой к простонародному языку. Её создание ошибочно приписывается легендарному гурману I в. н. э. Марку Габию Апицию, поэтому-то её так и назвали. В ней целых десять разделов и 468 рецептов различных кушаний. О её популярности не только на момент появления, но и впоследствии свидетельствует тот факт, что в эпоху Возрождения и массового интереса к римской культуре, она выдержала шесть изданий в первой половине XVI века. Причём самое первое издание её вышло в Милане в 1498 году, а второе — в Венеции спустя два года.
Существует её перевод на русский язык, доступный всем и каждому сегодня в Интернете, и там масса всевозможных рецептов, хотя в большинстве своём и довольно-таки странных. С другой стороны, показательно использование в них множества пряностей, что указывает на развитые торговые связи Римской империи. В них встречается чёрный перец, в том числе и молотый, кумин, зёрна сельдерея, тмин, мята, нард, тимьян и фенхель, кориандр, имбирь и розмарин, орегано и корица! То есть пища, по крайней мере у знатных и состоятельных римлян, была очень пряной и ароматной. И… европейцам – их наследникам, в этом плане было у кого учиться и с кого брать пример.Позднее, а именно в начале XIV века, в 1324 году, в Испании появляется кулинарная книга с рецептами блюд валенсийской кухни «Libre de Sent Sоvi», правда, автор её так и остался безвестным. Книга эта – важный исторический источник наших знаний о Средневековье, так много она содержит различных сведений по истории еды. В ней 200 глав и в каждой дан рецепт какого-нибудь блюда. Причём опять-таки в них используются многие продукты, которые в то время получали с Востока: сахар, рис, корица, шафран, баклажаны, а ещё артишоки и спаржа.
И всё это пошло в Европе от арабов! Потому что традиции римской кухни в период «тёмных веков» были утеряны. Варварам было не до кулинарных изысков, хорошо, что хоть соль у них была.А потом арабы захватили Испанию и принесли туда свою культуру, несравнимую по своему уровню с европейской. Но на дельнейшее завоевание сил у них не хватило и поселились они там и стали жить-поживать, и теперь уже христиане-европейцы начали им досаждать со своей Реконкистой.
Интересно, что уже тогда в силу ряда обстоятельств одному из королей Испании, а именно Альфонсо Х Мудрому повезло создать национальную испанскую… закуску, без которой современная испанская кухня попросту немыслима. А было так, что король издал указ, по которому к каждому бокалу, стакану или кружке вина следовало в обязательном порядке, к тому же бесплатно, подавать закуску, чтобы его солдаты, да и местные жители, слишком уж быстро не пьянели и дольше сохраняли бы свою боеготовность и работоспособность. Тарелок тогда попросту не было, а если и были, то не подавать же к каждой кружке ещё и тарелку. Так никакой посуды не напасёшься! Поэтому закуску просто клали на бокал вина. Отсюда и пошло её название – «тапа», «тапас», то есть по-испански – «крышка», «крышки». Ну а множественное число понятно откуда возникло: ну кто же удовлетворялся тогда одним бокалом вина и… соответственно, одним тапасом?!Понятно, что «крышки» из хлебного основания владельцы питейных заведений старались делать поменьше, размером с самый бокал, а класть на них, что подешевле. Так, например, и появились тапас с огурцом, тапас с креветками, тапас с сыром. И тут оказалось, что эти «крышки» ещё и уберегают напитки от мух, которых в то время, время массового распространения лошадей и, соответственно, «конских яблок», было весьма немалое количество!
Сегодня тапас – это всё то же самое (спасибо мудрому Альфонсо!): маленькие кусочки хлеба, а уж на них и маринованные анчоусы, и маленькие жареные перцы, и крупные, жареные в чесночном соусе королевские креветки, и кусочки разноцветного сыра, ломтики румяного картофеля с кружочками королевских оливок, и даже просто ложка «русского салата», как называют в Испании наш любимый новогодний салат оливье!Зато нехристи мавры изменили сам подход к еде. Простое насыщение чрева хлебом насущным они превратили в удовольствие высокого порядка, без которого здоровым пищеварение ну просто не могло считаться. Пища, по их мнению, должна была радовать не только язык и нёбо, но и обоняние и глаза! Ими же был разработан и порядок подачи блюд на стол: сначала закуски, затем бульоны и супы, и, наконец, жаркое из мяса или рыбу, а под конец трапезы – десерт из чего-то сладкого и фруктов.
Арабы придумали мёд из шафрана, тимьяна, розмарина и лаванды, насадили по всей Испании миндаль и апельсины с лимонами, научили испанцев мариновать рыбу в рассоле с пряностями, выращивать и есть баклажаны, а местные евреи, к которым у арабов-мусульман никаких претензий не возникало, – печь пресные лепёшки, бездрожжевой хлеб и готовить блюда в горшках на следующий день – явная традиция шабата, то есть запрета на приготовление пищи в субботу. Зира, чечевица, нут, сок лимона – всё это не европейское. Всё это пришло к испанцам от сефардов – этнических пиренейских евреев!А потом арабов и сефардов изгнали и начали борьбу за чистоту христианской веры, в том числе и в области кулинарии! Вообще-то церковь и государи не раз и в разных странах по-разному вмешивались в процесс приготовления и употребления пищи. Например, у нас в России Иван Грозный под страхом смертной казни запретил «
», тогда как церковь запрещала в процессе приготовления разнимать пищевое сырьё на части, например, резать грибы в пироги (отсюда пироги с мелкими грибами и кашей!), ну а рыбу в пирогах и вовсе требовалось запекать целиком, то есть с чешуёй и костями!Однако в Испании пошли ещё дальше! Победив их на поле брани, испанцы решили победить их ещё и духовно, стереть саму память о мавританской культуре во всех её проявлениях. Фердинандом и Изабеллой были начаты гонения на мавров и морисков, чтобы заставить их покинуть страну. Даже привычные восточные сладости оказались под строжайшим запретом, потому как их рецепты были придуманы маврами. Запрещены были многие специи, соусы, и блюда, содержащие запретные ингредиенты. Дошло до того, что многие рецепты средневековых испанских блюд были восстановлены не по кулинарным книгам, нет, а по… протоколам тюремных допросов в святой инквизиции. Причём нарушителям грозила не тюрьма – костёр!
Так, в 1486 году (ещё до падения Гранады!) сеньора Мари Санчес была сожжена на костре за… приготовленные по мавританскому рецепту тушёные телячьи ножки. Другая сеньора по доносу её же собственной христолюбивой служанки была признана еретичкой, подвергнута жестоким пыткам и сожжена на костре только потому, что приготовила рагу по рецепту сефардов. Правда, сжигали не всех поварих и не всегда. Некоторым… «везло». Некую донну Марию (по доносу её соседки) осудили на пожизненное заключение в тюрьме и конфискацию имущества лишь за аромат, который шёл из её кухни. Потому что такой сильный аромат мог быть не иначе как дьявольским!По одной из местных легенд, это и послужило причиной появления в Испании хамона. Дело в том, что выгоняли из страны только стойких в вере. Тем, кто решался креститься, разрешали остаться. Причём срок на это давали вполне приличный – три месяца. Но потом от новообращённых требовалась… стойкость в вере. И проверялась она очень просто: во всех харчевнях и трактирах в конце XV века стали развешивать солёные свиные окорока. А ведь ни один еврей или мусульманин в такое помещение не зайдёт. И если какой-то новообращённый христианин из мавров или евреев сторонился этих мест, то это был повод заподозрить его в неверии, и пытать, со всеми вытекающими из этого последствиями. Ну а свиные ноги, повешенные в помещениях, где двери на петлях не стояли, постепенно стали высыхать, и… вот так-то вроде бы и появился знаменитый испанский хамон. История, конечно, красивая, но, как уже писалось выше, не более чем легенда. Дело в том, что ветчину (хамон) готовило ещё доримское население Иберии, потому как горный климат очень способствовал получению особого вкуса вяленого окорока, о чём можно прочитать в «Географии» Страбона.И надо сказать, что и до сих пор в традиционной испанской кухне пряностей используется относительно мало. Но зато, как и в нашей российской – много чеснока. Причём особенно хорош традиционный каталонский чесночный соус айоли.
Делается он очень просто. Берутся 4-5 крупных зубчиков чеснока, соль и оливковое масло. Чеснок растирают в ступке с солью до образования однородной по составу массы. Сами испанцы затем благоговейно взбивают его руками, по капле вливая оливковое масло, но… это лишнее, ей богу. Есть блендер. С его помощью смесь чеснока и масла взбивают и подают. Просто сначала масла должно быть немного, а затем его можно по чуть-чуть подливать и взбивать, взбивать, взбивать. Можно добавить желток варёного яйца. Тогда соус станет жёлтым. В холодильнике он хранится всего лишь сутки, но эти сутки вам запомнятся надолго! Особенно хорош он со свежей ветчинкой или крупными сочными жареными креветками. Всё это накладывается на кусочки белого хлеба, запечённого в тостере, а сверху соус. Такие вот «тапасинки» можно употреблять как с белым вином, так и с красным, и… пусть весь мир тогда подождёт!
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!