Об этом сообщило украинское издание УНН.
Кравчук предлагает изменить место встреч Трехсторонней контактной группы в том случае, если не будет возможности собираться в Минске. Швецию он называет в качестве примера «совсем нейтральной страны». Вместо Минска - Стокгольм?
Собственно, у бывшего украинского президента есть основания считать Минск неудобным местом для встреч ТКГ. И дело даже не в том, что по Белоруссии после выборов президента прокатилась волна протестов, из-за чего возникает угроза безопасности участников переговоров. Судя по всему, волнения идут на спад, а белорусские правоохранители превосходно справляются со всеми угрозами.
Киев не признает Лукашенко президентом Белоруссии
Причиной возникновения проблемы стала официальная позиция Киева по отношению к президентским выборам в целом и к признанию Лукашенко законно избранным президентом в частности.
Уже на следующий день после голосования Владимир Зеленский обратился с призывом к сторонам белорусского противостояния перейти к мирному диалогу. И это вместо того, чтобы просто поздравить Александра Лукашенко с победой. По сути, заявление украинского президента косвенно демонстрирует непризнание Киевом белорусских выборов. Зеленскому вместо такого заявления лучше было бы сделать паузу и промолчать, пока не будут объявлены официальные и окончательные результаты.
Собственно, Лукашенко одержал безусловную победу на выборах и не намерен просто так отдавать власть, как это пару-тройку раз делал на Украине Янукович. Лукашенко – не Янукович. Он готов идти на жесткие меры, и оппозиция, похоже поняла, что киевский сценарий ей не светит.
Но после такого «поздравления» Зеленского возникают сложности с приездом в Минск украинской делегации. Теперь становится невозможным для представителей Киева приезд на переговоры в страну, легитимность президента которой Украина не признает.
Другой угрозой для сохранения Минском статуса переговорной площадки по Донбассу может стать судьба задержанных в Белоруссии 33 граждан Российской Федерации. Пока что они не освобождены и не вернулись в Россию. Хотя запрос Киева на передачу ему этих людей из-за их участия в конфликте на Донбассе вряд ли будет удовлетворен, такая вероятность все же остается. И тогда представители ЛДНР не станут приезжать в Минск на переговоры, опасаясь, что их тоже передадут Украине, где им грозит расправа.
Правда, сейчас, когда выборы прошли, а провокаторы выявлены, белорусским властям, думаю, нет смысла продолжать удерживать россиян и, тем более, передавать их Украине.
Кто, если не Минск?
После выборов в Белоруссии из-за позиции, занятой Киевом, приезд украинской делегации в Минск становится нежелательным для обеих сторон. Получается, что поиск новой переговорной площадки – не каприз Леонида Кравчука, а назревшая необходимость.
Собственно, выбор таких площадок довольно велик. Страны, в которых они расположены, должны подходить по ряду параметров. Во-первых, они нейтральны по отношению ко всем участникам переговоров. Во-вторых, они удобно расположены с точки зрения логистики. Ну и, конечно, руководство такого государства должно поддерживать переговорный процесс и быть готово к приему его участников.
Под эти параметры подходят несколько стран Европы и постсоветского пространства.
Изначально, когда только планировали первые встречи по урегулированию ситуации на Донбассе, рассматривалось несколько вариантов. В итоге из них оставили два – Белоруссию и Казахстан. Остановились на Минске, видимо, потому, что он был ближе и удобнее для всех участников переговоров.
Теперь, в свете последних событий, могут снова вернуться к казахстанскому варианту или выбрать площадку в Европе. Собственно, с подобной ролью неоднократно и блестяще справлялись Австрия, Швейцария и Финляндия. Кравчук, к примеру, предложил Швецию - Стокгольм. Можно ли назвать упомянутую Швецию абсолютно нейтральной к участникам переговоров? Вряд ли.
В целом, место встречи участников переговоров не играет решающей роли. Результат в большей степени зависит от желания сторон договариваться и находить точки соприкосновения.