Российское законодательство прямо ограничивает распространение информации, которая относится к категории запрещенной. К данной категории причислена информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", далее – закон об информации).
Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует четкое определение запрещенной информации и ее единый список. Единственным нормативным актом, где более-менее подробно перечислена информация, распространение которой запрещено, является Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
В частности, в этом законе к ней относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;
- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
С целью ограничения доступа к сайтам в Интернете, содержащим такую информацию, была создана автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в России запрещено" (ч. 1 ст. 15.1 закона об информации, далее – реестр).
Реестр ведется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ч. 3 ст. 15.1 закона об информации, далее – Роскомнадзор).
Полный доступ к информации, содержащейся в едином реестре, предоставляется уполномоченным органам, Министерству внутренних дел Российской Федерации и иным правоохранительных органам, владельцам сайтов, провайдерам хостинга или операторам связи. Организации и физические лица могут получить информацию только по запросу о конкретном интернет-ресурсе.
Информацию о внесении конкретных интернет-ресурсов в реестр можно узнать на официальном сайте Роскомнадзора.
По мнению участников интернет-рынка, за первое время работы реестра выявлены некоторые сложности, которые в той или иной мере затрагивают всех участников.
Цитата
Глеб Шуклин, координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам "Принятие решений станет более прозрачным – по крайней мере будет ясно на каком основании принято то или иное решение. При этом количество решений вряд ли увеличится, так как очевидно, что критерии написаны не с точки зрения здравого смысла, а с точки зрения уже сложившейся практики решений об ограничении доступа к информации". |
Основной проблемой интернет-сообщество считает блокировку IP-адреса "запрещенной" страницы сайта, которая влечет за собой блокировку всего ресурса, либо блокировку сторонних добропорядочных сайтов находящихся на том же IP-адресе.
Другой сложностью является присутствие неясности в определении конкретной информации как запрещенной при принятии решения об ограничении доступа к интернет-ресурсу.
Для устранения различных толкований типов запрещенной информации были утверждены критерии оценки материалов и информации, вступившие в законную силу 2 декабря 2013 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 г. № 1022/368/666 (далее – приказ).
Интернет-сообщество положительно отнеслось к факту принятия этого документа. Так, по мнению координатора комиссии РАЭК по правовым вопросам Глеба Шуклина, учитывая крайне туманное описание в законодательстве типов запрещенной информации, утверждение критериев ее оценки было крайне необходимым.
В утвержденном тремя ведомствами приказе подробно определены критерии, согласно которым информацию необходимо причислять к разряду запрещенной при принятии решений о внесении записей в реестр (см. таблицу).
Таблица. Критерии оценки запрещенной информации
Тип запрещенной информации |
Критерии оценки материалов и информации |
Материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о их привлечении в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера |
|
Информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, местах их приобретения и прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений |
|
Информация о способах совершения самоубийства, а также призывах к совершению самоубийства |
|
Из таблицы видно, что появились четкие, закрепленные на законодательном уровне, критерии с помощью которых можно идентифицировать запрещенную информацию.
Следует предположить, что в дальнейшем это позволит более эффективно формировать и вести реестр интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию.
В тоже время, некоторых представителей интернет-индустрии принятые критерии не устраивают в целом. Так, координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам Глеб Шуклин отметил, что по их мнению утвержденные критерии требуют доработки, в частности, необходимо сделать исключение для информации новостного и юмористического характера, научной информации, энциклопедических знаний, а также учесть особенности общения между людьми, сложившиеся в Интернете.
Порядок включения интернет-ресурса в реестр
Основанием для включения в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие запрещенную информацию являются решения следующих уполномоченных органов:
- ФСКН России – в отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- Роспотребнадзора – в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- Роскомнадзора – в отношении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, в отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
По данным Роскомнадзора, за период с 1 ноября 2012 года по 1 ноября 2013 года поступило около 73 тыс. обращений о включении в реестр интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию. При этом, в 55% случаях заявители жаловались на сайты, пропагандирующие наркоманию, 30% – на интернет-ресурсы, содержащие детскую порнографию и 15% – информацию о самоубийстве. Из 73 тыс. обращений только около 20 тыс. были переданы на дальнейшую экспертизу. По результатам которой в реестр внесены 15 869 записей, что составляет приблизительно 22% от общего числа обращений. В тоже время, за текущий год, в связи с удалением запрещенной информации владельцами сайтов, из реестра исключены 12 470 записей. На 1 ноября 2013 года в реестре содержалось 3412 записей, в том числе 2885 интернет-ресурсов с информацией о наркотиках, 273 сайта, содержащих порнографию, 254 – самоубийства. |
Также, основанием для включения записи в реестр является вступившее в законную силу судебное решение о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информации
Кроме того, на официальном сайте Роскомнадзора создана в электроном виде специальная форма для принятия обращений о наличии на страницах сайтов в Интернете запрещенной информации. Обращения принимаются от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций и физических лиц (п. 6 правил).
В течение одних суток с момента поступления обращения, Роскомнадзор направляет уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией запрос с указанием страницы сайта о возможном содержании в нем запрещенной информации. Запрос направляется в электронном виде.
Уполномоченный орган предоставляет Роскомнадзору в течение одних суток информацию о принятом по запросу решении о признании информации запрещенной.
В дальнейшем, Роскомнадзор, также в течение одних суток с момента получения решения от уполномоченного органа, либо судебного решения о признании информации запрещенной вносит в реестр запись.
В записи должна содержаться следующая информация:
- доменное имя или указатель страницы сайта, содержащего запрещенную информацию;
- описание выявленной запрещенной информации;
- решение уполномоченного органа о включении доменного имени или указателя страницы сайта в реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной;
- дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации запрещенной.
При внесении записи в реестр, Роскомнадзор определяет провайдера хостинга, который обеспечивает размещение сайта в Интернете. После чего направляет ему в электронном виде уведомление на русском и английском языках о включении в реестр доменного имени или указателя страницы сайта. А также вносит в реестровую запись сведения о провайдере хостинга с указанием даты и времени направления ему уведомления (п. 11 правил).
Провайдер хостинга, получив уведомление от Роскомнадзора, в свою очередь уведомляет владельца сайта о незамедлительном удалении запрещенной информации (ч. 7 ст. 15.1 закона об информации).
Владельцу сайта, даются одни сутки с момента уведомления его провайдером на принятие мер по удалению запрещенной информации. В случае отказа или бездействия владельца сайта, провайдер обязан ограничить доступ к такому сайту в течение суток (ч. 7 ст. 15.1 закона об информации).
Если по истечении трех суток после внесения первичной записи в реестр, владелец сайта или провайдер не предпримут необходимые действия, то Роскомнадзор вносит в реестр сетевой адрес, позволяющий идентифицировать "запрещенный" сайт или страницу. На основании этой записи оператор связи, обеспечивающий доступ к Интернету обязан ограничить доступ к такому интернет-ресурсу, в течение суток (ч. 10 ст. 15.1 закона об информации).
Решение Роскомнадзора о внесении доменного имени, указателя сайта или страницы сайта, а также сетевого адреса в реестр может быть оспорено в судебном порядке в течении трех месяцев.
Исключение записи из реестра возможно по обращению владельца сайта, провайдера хостинга или оператора связи, обеспечивающего доступ к Интернету после удаления запрещенной информации, либо на основании вступившего в законную силу судебного решения об отмене решения Роскомнадзора о включении записи в реестр. Данные из реестра должны быть исключены в срок не позднее трех дней (ч. 11 ст. 15.1 закона об информации).
Ответственность в сфере распространения информации
Статьей 17 закона об информации предусмотрена ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
Нарушение требований закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Например, ч. 2 ст. 242 УК РФ за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.
За пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства предусмотрено наложение административного штрафа в размерах:
- на граждан от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;
- на должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
- на ИП – от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
- на юридических лиц – от 800 тыс. до 1 млн рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В тоже время стоит обратить внимание на то, что законом об информации предусмотрено, что провайдер хостинга и владелец сайта не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации или ограничение ее распространения.
Подводя итог, можно отметить, что утверждение критериев оценки материалов и информации должно положительно отразиться на всех участниках интернет-сообщества. Пользователям Интернета станет проще ориентироваться в понятии запрещенной информации. А для владельцев сайтов, провайдеров хостинга и операторов связи процедура внесения записей в реестр станет более понятна и прозрачна. Хотя, как отмечают представители интернет-сообщества, их необходимо дорабатывать с учетом специфики некоторых видов информации и сложившейся в Интернете практике общения.
Источник: Юристы компании "Гарант"