Показательно, что список заботящих россиян проблем «состояние экономики» возглавило впервые.
Как водится, мнений по поводу нашего экономического будущего столько же, сколько и людей. Для начала хотелось бы привести парочку, что называется, «официальных»:
«Мы должны были рассматривать самые худшие сценарии, жесткие сценарии. По уровню безработицы – мы думали, что она будет значительно выше. Ситуация не могу сказать, что хорошая, это неправда. Она достаточно сложная. Но она не такая сложная, как мы видели в октябре, ноябре, декабре прошлого года», — заявил на ПМЭФ Игорь Шувалов.
По прогнозам Минфина, в 2015 году из России может уйти около $70–80 млрд. «Это значительно ниже, чем оценки, которые были в начале текущего года: речь шла о порядка $120–130 млрд», — прокомментировал глава ведомства Антон Силуанов.
И еще парочка цитат пользователей журнала Politrussia.com, для того чтобы можно было перейти к сути:
Поводом к данной статье стала практически незамеченная, а может быть, и проигнорированная новость: Россия вслед за Украиной – лидер по падению ВВП. Согласно отчету Министерства экономического развития РФ, падение внутреннего валового продукта в нашей стране в годовом выражении уже составляет 4,9%.
Согласно все тому же отчету, спад промышленного производства продолжился, хоть и замедлился до 0,6%. Продолжается сокращение производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в производстве машин и оборудования, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Наибольший вклад в падение вносят отрасли инвестиционного спроса: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределении энергии. Темп падения инвестиций увеличился на 7,6%. В первом полугодии отток капиталов уже составил $52,5 млрд, а в конце года может достичь $100 млрд. «Но это значительно ниже, чем оценки…» - что ж, и на том спасибо.
Кстати, хотелось бы заметить по этому поводу еще одну вещь: в тройку лидеров по падению ВВП, кроме России и Украины, вошла Бразилия с показателем –1,6%. В противовес им, лидерами по темпам развития стали Китай (6,9%) и Индия (7,5%). Все это свидетельствует о том, что БРИКС становится все более поляризованной организацией. Теперь это нужно принимать во внимание, заявляя, что цель проекта - создание условий для эффективного сотрудничества и существенного усиления экономического и технологического потенциала стран-участниц.
Еще одна волнующая всех нас тема – импортозамещение. Наличие успехов в этом направлении отрицать глупо, бессмысленно. Санкции, сопутствующее снижение экспорта и импорта (согласно все тому же отчету МЭР, экспорт упал на 27%, импорт – на 42%, по сравнению с прошлым годом) подстегнули нашу экономику к развитию. За первые 4 месяца 2015 года в стране появилось 38 новых производств с капиталом от 500 млн рублей, не считая при этом развития уже существующих проектов, введения новых мощностей или модернизации устаревшего производства.
Интересная новость пришла из Москвы: доля отечественной молочной продукции на московском рынке составляет 90%. Это радует, особенно с учетом того, что 100-процентного импортозамещения добиться практически нереально. «Наша страна слишком сильно интегрирована в мировую экономику, и считать, что мы можем перейти на 100-процентное импортозамещение, — нонсенс» - пояснил глава АФК «Система» Владимир Евтушенков.
20 мая глава Минпромторга Денис Мантуров оценил суммарную стоимость всех проектов импортозамещения в 2,5 триллиона рублей.
Нет сомнения в том, что наша страна по ряду отраслей способна и должна переходить на собственное производство. Новость из Москвы же показывает, что это уже происходит. Еще в августе прошлого года Россия объявила запрет на поставки мясной продукции, фруктов и овощей, морепродуктов и охлажденной рыбы, молока и молочных продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Канады, Норвегии и США. Успех подтверждает и отчет МЭР: «Относительно стабильно в текущем году развивается сельское хозяйство».
Беспокойство вызывает другое – сфера высоких технологий, IT, вооружение, нефть и газ.
Возражения можно предвидеть сразу. Да, Россия занимает второе место после США по продаже вооружений, сумма экспорта в 2014 году составила $15,5 млрд. Да, Россия является очевидным мировым лидером атомной отрасли, перспективные проекты в которой есть по всему миру, которая приносит многомиллиардные контракты и совсем не попала под санкции. Да, Россия традиционно сильна своими природными ископаемыми, что позволяет ей успешно плести интриги на европейском энергетическом рынке и при этом активно взаимодействовать с нашим восточным партнером – Китаем. Да, в конце концов у нас есть космическая отрасль, которая, несмотря на все проблемы с падением «Протонов», остается локомотивом экономики России, ставя в зависимость от нашей продукции тех же американцев.
Отрицать все вышеперечисленное не имеет смысла, этим нужно гордиться. Но не имеет смысла также отрицать и частичного успеха санкций против России, что и отразилось на состоянии экономики.
Так, из-за санкций:
- «Рособоронэкспорт» столкнулся с проблемами получения средств, вырученных за счет продажи оружия;
- «Роснефти» пришлось попросить государственной поддержки размером в 1,5 трлн рублей для поддержания собственной ликвидности;
- Проблемы в 2015 году ожидает руководитель Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров, поскольку запаса электроники для российских проектов попросту может не хватить;
- Зависимость от ряда запчастей западного производства значительно осложняет модернизацию российского военного производства.
Из-за санкций Правительству РФ пришлось корректировать и без того «напряженный бюджет». И, к сожалению, нужно отметить, что запаса прочности остается все меньше и меньше. России нужны иностранные инвестиции, которые смогут подстегнуть ее экономическое развитие. Нужны инвестиции Китая, нужны свалившиеся как снег на голову инвестиции Саудовской Аравии (хотя по поводу последних еще рано радоваться).
Но еще больше нам нужно остановить бегство капитала из страны. Частично решить проблему возврата денег в страну может объявленная недавно амнистия капиталов. Однако в одиночку она вряд ли сможет что-то сделать. России нужно укрепление рубля, стабилизация финансов.
От дальнейшего падения ВВП Россию сейчас удерживает лишь экспорт. Это нужно принять во внимание «ура-патриотам», которые призывают создать из России нечто вроде Японии XVII-XVIII веков, искусственно самоизолированной от остального мира.
Мы всей страной гордимся, что в 2014 году доход от экспорта несырьевых товаров превысил доходы от экспорта сырья, составив 51,5%. Откройте глаза, друзья! Эти цифры показывают лишь денежный эквивалент, исчисляемый в долларах США. Между делом напомню, что с 1 сентября 2014 по 1 января 2015 года цена нефти марки Brent рухнула с 98,6 до 50 USD/баррель. Нефти и нефтепродуктов же продавать мы меньше не стали, наоборот, даже бьем рекорды.
Выходит, что успех-то на деле не такой уж и радужный. Кто знает, не будь такого падения цен на нефть - не было бы и такого соотношения экспорта сырьевых и несырьевых товаров?
Как бы то ни было, добиваться увеличения доли экспорта несырьевых товаров нужно. Благо, и потенциал для этого есть. Суметь бы им распорядиться.
«Откройте глаза, друзья!» – вот основной посыл этой статьи. Мы слишком многое принимаем за чистую монету, даже не пытаясь отнестись к материалу критически. Нам говорят, что ситуация могла быть хуже, и мы успокаиваемся. Нам говорят, что какие-то «оценки» не подтвердились, и мы радуемся.
Я призываю всех стать более требовательными. Безусловно, государством взят правильный курс на снижение зависимости от мировой экономики, иностранных товаров и услуг.
Глуп тот, кто не хочет быть самостоятельным. Вот только результата можно достичь, когда к нему стремишься постоянно, а не удовлетворяешься первым успехом (или тем, что за него выдается). Такое удовлетворение губительно как для нас, как для властей, так и для страны в целом. «Спокойствие – душевная подлость».
Сколько людей, столько и мнений, лишь бы они были во благо: