Гуидо Олимпио в итальянской газете «Corriere della Sera» пишет, что «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещены в РФ) на Ближнем Востоке являются не только «конкурентами», воюющими «за сердца и умы», но и «реальными врагами».
Алькаидовцы фактически находятся в конфронтации с игиловцами. В Сирии, в Йемене, Афганистане и в Ливии группировки и их противоборствующие филиалы сводят друг с дружкой счёты. В последние месяцы «Аль-Каида» подливает масла в огонь вражды. Примерно восемь месяцев тому назад Айман аз-Завахири записал видеоролик, где унизил Абу Бакра Аль-Багдади, лидера «ИГ». Айман аз-Завахири сообщил, что «не признаёт» халифата «ИГ». Это была пропагандистская атака на конкурирующую джихадистскую группировку.
В то же время аз-Завахири попытался «договориться» с «ИГ», заметив, что, действуя в Сирии, он «стал бы сотрудничать» в уничтожении «крестоносцев», а также «тех, кто хочет вести светский образ жизни», а заодно и «шиитов».
Конкуренция за умы и сердца идёт не только между собственно «Аль-Каидой» и «ИГ». Достаётся в междоусобной борьбе и алькаидовским филиалам, выступающим под собственными «торговыми марками».
Журналист напоминает, что несколько недель тому назад боевики «ИГ» вывесили в Интернете пару лозунгов, содержащих призывы к устранению определённых деятелей терроризма суннитского толка. Это может показаться странным, но это так и есть.
Речь шла в первую очередь о Мохтаре Бельмохтаре по кличке Косоглазый, алжирском джихадисте из группировки «Мурабитун».
Дело в том, что этот бородач сохранил верность идеологии «Аль-Каиды». Он разделяет убеждения и политику «Совета моджахедов» (ливийской группировки). Это автоматически превращает бородача в глазах «Исламского государства» в противника, поскольку «Совет моджахедов» давно находится в состоянии войны с так называемым «халифатом». В междоусобной войне в Ливии нашли свой конец многие боевики. В «ИГ» считают Бельмохтара «коллаборационистом», потому как он отказывается присоединиться к «халифату». Все, кто не разделяет идей «мирового» плана, проводящегося в жизнь под «чёрным знаменем», маркируются как враги «ИГ».
Кроме упомянутого Бельмохтара, пишет итальянский автор, в «ИГ» объявили своими противниками египтян Имада Абдель Хамида и Хишама Али Ашвами. Эти двое ранее были бойцами спецназа, а затем примкнули к движению «Ансар Бейт аль-Макдис», поскольку последнее имело сильные позиции на Синае. Позднее бородачи, как предполагается, переехали в Ливию: прибыли туда ради войны на стороне моджахедов из «Аль-Каиды». Эти люди были объявлены врагами «ИГ» по той же причине, что и Бельмохтар: они нелояльны по отношению к «халифату» и самому «халифу».
«Исторические разногласия» террористов, продолжает автор, имеют давние корни. Ещё в 1990-х годах экстремисты-такфиристы планировали убить Усаму бин Ладена в Судане. Почему? Бин Ладен казался им… слишком мягким! По крайней мере, недостаточно радикальным.
Со смертью бин Ладена и появлением «ИГ» алькаидовская деятельность вообще была поставлена под сомнение. «Халиф» аль-Багдади не признал власти нового лидера «Аль-Каиды» — «не очень-то харизматичного аль-Завахири», с иронией отмечает итальянец. В свою очередь, аз-Завахири считает, что «Исламское государство» несёт в себе угрозу для «единства».
Яростные долгие споры между аз-Завахири и аль-Багдади, а также между различными филиалами, каждый из который готов переметнуться на противоположную сторону, идут без конца.
Никто, кстати, не удивится, если боевики «ИГ» ударят по подразделениям «Аль-Каиды» на самом широком фронте: «в Йемене, Афганистане, Северной Африке, Нигерии и даже в Узбекистане».
С другой стороны, эксперты находят много точек соприкосновения у двух группировок. Общее у обеих в том, что «ИГ» и «Аль-Каида» ведут «священную борьбу» против светских режимов и правителей, выражают недовольство Западом, используют тактику «одиноких волков».
Но при этом «Аль-Каида» — практически полностью тайное движение, существующее в подполье. «Наверху» оно «едва заметно». Его идеологи придерживаются стратегии израильско-палестинского конфликта, т. е. «оборонительных действий» по «защите мусульман». В качестве основного оружия используются устрашающие акты терроризма.
Иначе действует «ИГ». Эти боевики хотят управлять территориями, выступают как некое правительство, предоставляющее государственные «услуги» гражданам, сочетают террор и армейские операции, а также вводят «строгие правила поведения» в оккупированных районах.
Между тем бин Ладен и аз-Завахири — противники страшных атак на шиитские общины. Такого рода эксцессы считаются контрпродуктивными и ведущими к проблемам.
А вот аль-Багдади «превратил кровь в свой брэнд»: об этом свидетельствуют массовые убийства, совершаемые ежедневно в Ираке. Разрушительные и страшные деяния, одобряемые «халифом», направлены на «отлучение старой гвардии» «Аль-Каиды» и её сторонников вроде Бельмохтара от власти. Все, кто «не уважает приказы нового руководства», объявляются его противниками.
Журналист предполагает, что у аз-Завахири едва ли найдётся «альтернатива» сложившейся системе. Он лишь способен напомнить о себе — например, призывами к моджахедам, «одиноким волкам», ударить по западным государствам с Америкой во главе. Он объявил взрывы в Бостоне и убийства «Charlie Hebdo» в Париже образцами для подражания и адресовал эти «образцы» халифатчикам из «ИГ». Поступать иначе значит подрывать основы общего «исламского фронта», уверен аз-Завахири.
Критики обвинили аз-Завахири в том, что он мало делает. Ему нужно сделать больше, в противном случае у тех, кто давно уже критикует его за белые одежды, получат новый повод обвинить его в нежелании «пачкать руки и бороться».
На днях по СМИ прошли сообщения, добавим, о жесточайшей и дикой тактике, которой стали придерживаться боевики «Исламского государства».
Полицейские Ирака предотвратили теракт с участием завербованного игиловцами подростка. Полицейские задержали смертника в торговом квартале Киркука.
Этому мальчику всего четырнадцать лет, то есть столько же, сколько было юному игиловскому террористу, устроившему ад на свадьбе в Турции, в Газиантепе.
Президент Эрдоган, выступая по ТВ, рассказал, что смертнику, подорвавшему себя на свадьбе в Газиантепе, было не больше 14 лет. В результате ужасного теракта погиб 51 человек, пострадало ещё 69, из них 17 госпитализировано в критическом состоянии.
Кровожадные идеологи «Исламского государства», строящие «халифат» такими способами, и вправду могут дразнить бородатого аз-Завахири за «белые одежды».
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас