Главная » 2021 » Июнь » 2
17:00

Крымская война: "Резня на Ханко" или "А нас за что?"

Крымская война:

"Резня на Ханко". Гравюра, Англия

18 июня 1855 г. парламент Великобритании бурлил: благородные лорды обсуждали очередное возмутительное военное преступление диких азиатских орд против ни в чем не повинных английских моряков. 24 мая эти достойнейшие люди прибыли под белым флагом с гуманитарной миссией по освобождению пленных на остров Ханко, где были коварно окружены, а затем изрублены топорами несколькими сотнями подлых русских, не ведающими жалости и норм приличия. Причем вместе с английскими матросами мученическую смерть приняли и русские пленные, ради освобождения которых и прибыла гуманитарная миссия Единственный оставшийся в живых мулат Джон Браун на поле боя прикинулся мертвым, а затем, выбравшись из-под тел погибших товарищей, отправился вплавь к родному кораблю. Именно от него Англия и широкая мировая общественность узнала об этом ужасном преступлении.

HMS Cossak

Инцидент под названием «резня в Ханко» (The Honga massacre) получил массовое освещение в мировой прессе. Видный демократ и ученый, корреспондент газеты «Neue Oder-Zeitung» Карл Маркс писал 23 июня 1855 г.: «Ежедневная пресса разразилась криками негодования по поводу “вероломного убийства”, совершенного русскими у Гангэ (он же Ханко — моё)». В другой статье 25 июня 1855 г. К. Маркс приводит мнение лорда Малмсбери: «Необходимо русского царя наказать морально, побудить все европейские дворы к тому, чтобы они направили протесты в адрес петербургского двора и таким образом вынесли России международный приговор...»

Английское общество кипело, мировая общественность негодовала, все передовицы пестрели красочными выдуманными подробностями боя, а на заглавной картинке бородатый русский казак с полковничьими погонами, злобно скалясь, вырезал сердце у темнокожего Джона Брауна. Для полного изучения всех обстоятельств дела на место преступления из Англии были направлены лучшие следователи III Отделения, которые установили... 

Но давайте здесь остановимся и поговорим о событиях, предшествовавших подлым действиям диких неблагодарных русских.

Место преступления, Ханко

Полуостров Ханко (он же Гангут) был занят русскими войсками в ходе русско-шведской войны 9 мая 1808 г. После победы России в этой войне по Фридрихсгамскому мирному договору от 5 сентября 1809 г. он вместе с Финляндией вошёл в состав Российской Империи. 

По ведомости штатных крепостей России Ханко числился во 2 классе. В 1832 г. генерал-инспектор инженерных войск докладывал, что «…нашел в сей крепости не укрепления, а одни развалины оных». Тогда же на имя великого князя Михаила Павловича, управлявшего русской артиллерией, поступил доклад, что, «несмотря на стратегическую важность Гангута, который во время войны есть единственный порт, где наш флот при остовом ветре может в случае нужды найти убежище и который, сверх того, есть ключ продовольственной линии шхерами», в нем налицо всего пять лафетов, из них четыре еще шведских, причем все они «сквернейшие». Вскоре крепость была кое-как подправлена: местами соорудили новые деревянные брустверы и освежили артиллерийское вооружение.

После начала Крымской (Восточной) войны 1853–1856 гг. было решено привести в надлежащий вид приморские крепости, в том числе Ханко. Но ни времени, ни артиллерии, ни гарнизонов в достаточном количестве не было.

Первый гуманитарный визит

Военные действия на Балтийском театре начались весной 1854 г., непосредственно вслед за вступлением Англии и Франции в войну против России. В этом же году Ханко впервые столкнулся с прибывшим на Балтику с гуманитарной миссией английским флотом.

23 апреля мирная английская эскадра под командой вице-адмирала Непира в составе 13 винтовых и 6 парусных линейных кораблей, 23 пароходо-фрегатов и пароходов подошла к полуострову Ханко.

Укрепления Ханко состояли из нескольких слабых старинных фортов. Главные из них находились на островах Густавсверн, Густав-Адольф и Мейерфельд. А один форт, казармы, дом коменданта и церковь находились на берегу. Всего на вооружении крепости состояло 100 орудий. Гарнизон состоял из 25 офицеров и 1187 строевых нижних чинов и 82 — нестроевых. Комендант крепости подполковник Е. И. фон Моллер, которому шел 66-й год, был ранен еще в Бородинском сражении, артиллерией Густавсверна командовал 70-летний капитан Семенов. Подполковник Моллер, как умел, готовил крепость к отражению неприятеля. На случай атаки превосходящих сил неприятеля и невозможности держаться в каком-либо форте приказано было ночью вывести войска и взорвать укрепления.

К Ханко неприятель подходил несколько раз. 6 апреля к полуострову подошли несколько английских кораблей. Около 11 часов раздался первый выстрел неприятеля. В крепости пробили тревогу, русские ответили несколькими выстрелами, но боя не произошло. Неприятельские корабли остановились вне пушечных выстрелов.
В 3 часа утра 7 апреля с берега были замечены огни на мачтах судов. После рассвета защитники крепости увидели вдали только два парохода. Англичане занялись промерами рейдов и, когда приблизились к укреплениям Ханко, были встречены ядрами.
27 апреля вновь показались суда, но до настоящей перестрелки дело не дошло. У Ханко англичане простояли еще две недели, производя нападения на окрестные шхеры и разоряя прибрежные селения (это важно для дальнейшего изложения). Отдельные отряды кораблей действовали в Финском и Ботническом заливах, у берегов Курляндии.
В ожидании прибытия французского флота Непир избрал Ханко своей временной базой. 8 мая английская эскадра подошла к Ханко и бросила якорь на рейде, вне зоны огня русских передовых укреплений. На острове Мошер англичане возвели батарею. Прапорщик Данилов с 30 добровольцами атаковал и разрушил ее.
Английский адмирал не собирался атаковать укрепления Ханко без поддержки сухопутных войск. Но молодые офицеры его эскадры рвались в бой. Поэтому Непир вынужден был разрешить пароходо-фрегатам «Dragon», «Magicienne», «Basilisk» и «Hecla» и двум пароходам испробовать свои силы.
10 мая англичане предприняли решительное нападение на Ханко . К передовым фортам Густавсверн и Густав-Адольф подошли по два пароходо-фрегата. На рейде остались стоять до 26 судов, готовых поддержать атакующих. На огонь английских пароходо-фрегатов русские могли отвечать с Густавсверна огнем двух орудий, а с Густава-Адольфа — только одного орудия. Командир Густавсверна капитан Соколов, видя, что можно отвечать только из двух фланговых орудий, приказал остальной команде укрыться в казематах. Неприятельские суда подошли очень близко к обоим фортам, но не могли, несмотря на сильный огонь, заставить их замолчать.
Огнем с Густавсверна были нанесены повреждения обстреливавшему его трехмачтовому пароходо-фрегату. Его заменил другой, который вскоре также вынужден был отойти — бомба попала ему в корму.
В это время из-за острова, позади укрепления, стрелял по Густавсверну навесным огнем еще один пароход. Выйдя затем из-за укрытия, он был встречен двумя меткими выстрелами. Однако он подошел к поврежденному пароходу, прикрыл его своим корпусом, а потом скрылся вместе с ним из вида.
Ядро с Густава-Адольфа попало в корму парохода и заставило его отойти и заняться починкой.
Пароход, обстреливавший Мейерфельд, проходя мимо укреплений Густавсверна, также был настигнут двумя ядрами. Неприятель отошел к эскадре, которая в 4 часа пополудни двинулась по направлению к Свеаборгу.
Неприятель выпустил до 1500 зарядов, стреляя 68- и 96-фунтовыми ядрами и 3-пудовыми бомбами. Потери русских — 9 раненых.
Поединок трех орудий с шестью паровыми судами выиграли русские артиллеристы.

Гарнизон, воодушевленный примером своего коменданта, действовал с такими хладнокровием и меткостью, что пароходы вынуждены были отступить.
Получив доклад о поведении Е. И. фон Моллера и его гарнизона, Государь Император 13 мая собственноручно начертал на нем: «Коменданта в генерал-майоры, нижним чинам по три Георгиевских креста на батарею и всем по 1 руб. серебром».


Англичане убедились, что в Ханко у русских сильная позиция, особенно важны батареи на островах. Их необходимо прежде всего привести к молчанию. Непир считал, что вообще Ханко взять было можно, но с жертвами: людьми и судами.
Английский адмирал на это не пошел, не видя во взятии Ханко особой выгоды, так как без сухопутных войск удержать его за собой было нельзя.
Но полная неготовность крепости и отсутствие сухопутной обороны заставили русское командование решиться на ее упразднение. Упразднили ее ввиду того, что экенесский отряд генерал-лейтенанта Рамзая находился далеко, и форты могли быть легко взяты с северной сухопутной стороны. 15 августа 1854 г. все укрепления ее по указу императора Николая I были взорваны. Первым взлетел на воздух форт Мейерфельд, за ним остальные. На этот взрыв израсходовано 950 пудов пороха. 86 орудий крепости были затоплены в заливе. После разрушения фортов на Ханко остались только временные сигнальные телеграфы (семафоры) да заходили казачьи разъезды и гренадерские патрули.

Второй гуманитарный визит

С началом навигации 1855 года боевые действия на Балтике возобновились. 24 мая 1855 года британский паровой корвет Cossack приблизился к Ханко. Скажем пару слов и об этом корвете.

Вообще-то он был заложен 15 мая 1854 года на верфи W. & H. Pitcher в Нортфлит (Кент) по заказу России как корвет «Витязь». Но с началом Крымской войны джентльмены решили, что имеют право его конфисковать, а дабы еще поглумиться над недальновидными и доверчивыми русскими, назвали его "Казак".

Располагая информацией о том, что крепости теперь нет, с борта корвета на берег был высажен десант с целью уничтожения постов берегового телеграфа (семафора), захвата местных лоцманов и реквизиции продовольствия. Попутно отважные и благородные английские моряки подожгли финскую деревню. Ну, потому что могут! Но вот у них вышла промашка: получив сообщение о нападении на деревню, по тревоге поднялся и выдвинулся на побережье отряд русских в составе 50 солдат и 4 казаков под командой прапорщика гренадерского полка И. Д. Сверчкова. Атаковав противника сходу, отряд уничтожил часть десанта, потопил катер и захватил 76 (данные разнятся) пленных во главе с командиром десанта. На следующий день фрегат «Cossack», подобрав Джона Брауна и убедившись в уничтожении своего десанта, безрезультатно обстрелял Ханко, выпустив в течение 2 часов около 150 снарядов, после чего убыл.

...Ну а остальное Вы уже знаете.



Источник

Просмотров: 404 | Добавил: kravcov_ivan | Крымская война: "Резня на Ханко" или "А нас за что?" | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх