Итак, как мы видим, именно Петербург и Одесса представляли собой для основоположников марксизма самое настоящее «бельмо на глазу», а всё потому, что именно через них на Запад осуществлялся в то время вывоз товарного хлеба из России, конечно, «добреньким дяденькам» Карлу и Фридриху очень хотелось поставить их порты под свой «международный» контроль. Именно поэтому «прямо по Марксу» союзники и ввели свои корабли в Чёрное море и начали с того, что принялись захватывать наши каботажные шхуны. Чтобы решить, как противодействовать этой угрозе, 7 апреля было проведено совещание у Меньшикова с участием Нахимова и Корнилова, на котором последний предложил ударить уже имеющимися у него 12 линейными кораблями по Варне, где базировался английский флот, поскольку французские корабли в это время ушли к берегам Кавказа. Но… ни Меньшиков, ни Нахимов его не поддержали!Между тем, пока суд да дело, союзные эскадры соединились и уже 8-го апреля двинулись к Одессе, «обрубать ей руки». О том, что в виду города появилось 19 линейных кораблей противника, а также шесть пароходофрегатов, Меньшиков был тут же уведомлён по телеграфу, и… выход флота в море был тут же отменён. Интересно, что союзные адмиралы отправили в Одессу пароход «Фьюриос» то ли на разведку, то ли ещё с какой-то целью.
Но… по нему был открыт огонь холостыми (напомним, что войну Россия союзникам всё ещё не объявляла!), и он возвратился назад, поручения не исполнив. Там было много всяких подробностей, но обращение к ним особой роли в данном случае не играет. Важен сам факт того, что наконец-то раздались выстрелы и с нашей стороны. Правда, пока лишь холостые.Здесь мы несколько отвлечёмся от самого повествования, чтобы напомнить читателям ВО о серьёзных изменениях культурной парадигмы россиян за прошедшее время. Что имеет важное значение в изучении историографии темы Крымской или Восточной войны. Если нас в первую очередь интересуют вполне конкретные факты, то в исследованиях дореволюционных, в частности, исключительно интересной работе «Описание Восточной войны 1853-1856. О. А. Гейрота. В описании помещено шестьдесят два рисунка. Санкт-Петербург, 1872 г.», ознакомиться с которой можно на сайте https://runivers.ru/lib/book7631/406264/. И обратите внимание, как часто в её повествовании идёт речь о божественном… Что нападение англо-французского флота 10 апреля 1854 года имело место в Страстную Субботу, когда по всему городу благолепно звонили колокола, и храмы были переполнены молящимися. Таких подробностей в «Описании…» очень много, а всё потому, что религия и жизнь в то время шли рука об руку. Так что и подробности отмечаются соответствующие.
В 06:30 отряд из 5 английских и 4 французских кораблей начал обстрел Одессы. К берегу приблизились английские баркасы, с которых начали запускать ракеты Конгрева. Город для обороны имел 32 полевых орудия, 10 единорогов и 6 мортир. Тем не менее и корабли союзной эскадры оказались под огнём. Причём особенно успешно вела огонь выдвинутая вперёд четырёхорудийная батарея № 6 прапорщика А. П. Щеголева, которому взялись также помогать… три студента. Её обстреливали 8 пароходофрегатов и линейный корабль, у которых в бортовом залпе насчитывалось 104 орудия. И, тем не менее, привести её к молчанию удалось лишь к 14 часам, когда на ней закончились боеприпасы. Во второй половине дня адмиралы Дандас и Гамелен зачем-то решили высадить десант на Пересыпи, но… их гребные суда были отогнаны картечным огнём. Лишь к 17 часам стрельба окончательно утихла. Ну а император Николай I, едва лишь узнав о подвиге артиллеристов прапорщика Щеголева, произвёл его сразу в чин штабс-капитана и наградил орденом св. Георгия 4-й степени. Награждены были и другие участники этого беспримерного боя, включая студентов.
Наследник престола Великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II) поздравил героя с царской наградой и прислал ему в дар свой Георгиевский крест («с моей груди») и написал ему личное послание:
«Любезный Щеголев!
Поздравляю тебя со славным твоим подвигом и с царскою за него наградою.
Посылаю тебе высочайший приказ о производстве тебя в подпоручики, поручики и штабс-капитаны, грамоту со статутом, на всемилостивейше пожалованный тебе орден св. Георгия и самый орден.
Прилагаю при сем же георгиевский крест с моей груди; прими его, как подарок признательного отца к почтительному сыну.
Благодарю тебя за твою мужественную, стойко уставную заслугу; благодарю тебя от военно-учебных заведений, в которых отныне имя твое будет произноситься с уважением и подвиг твой будет служить примером воинской доблести.
Запечатываю еще в мой конверт два на имя твое письма, оба тебе поздравительные и оба тебе благодарственные: одно от всего дворянского полка, другое от оставшихся еще в этом полку однолетних твоих ротных воспитанников.
Спасибо, голубчик Щеголев; наградил тебя государь — наградит тебя и Бог.
Обнимаю тебя.
АЛЕКСАНДР.»
Но… самое главное, что обстрел Одессы наглядно показал, что выучка у союзных комендоров плохая, так что в будущем это следовало иметь в виду! Так, лишь один фрегат «Tеррибл» произвёл по Одессе 572 выстрела. По многу выстрелов сделали и другие корабли, но повреждения нанесли лишь 52 городским домам, а полностью разрушено было лишь 14 (!), хотя портовые склады и 4 судна в порту были уничтожены полностью. С российской стороны из строя выбыло 250 нижних чинов, погибло 7 гражданских лиц, а ранено было 53, тогда как у союзников также были убитые (только у французов погибли три офицера, которых похоронили в море прямо на глазах у жителей города, наблюдавших всё это в подзорные трубы!) и раненые, а четыре корабля получили повреждения.Более того, 12 мая в утреннем густом тумане, под крутым берегом Малого Фонтана в 6 верстах от Одессы, на мель сел английский 16-пушечный колёсный пароходофрегат «Тигр» и был уничтожен общими усилиями русской артиллерии и артиллерии двух английских фрегатов, которые на следующий день его окончательно добили, чтобы он не достался в руки врагу. Однако пушки с «Тигра» снять всё-таки успели, как и демонтировать паровую машину (!), и пустить на усиление одесских береговых батарей.
Так что отнюдь не таким уж и лёгким делом оказалась эта война с Россией, которая, кстати, именно после обстрела Одессы, 11 апреля наконец-то объявила союзникам войну…Интересно, что одну из пушек с «Тигра» использовали впоследствии в качестве памятника, и в таком виде она наличествует в Одессе до сих пор. А в день 10 апреля 1944 года, то есть ровно через девяносто лет после бомбардировки Одессы англо-французской эскадрой, в день, о котором в 1942 году мечтал поэт Семён Кирсанов, он наконец-то написал стихотворение «Одесса»:
Хорошие стихи и какие-то не по-старинному… современные. Словно мы все сегодня тоже ожидаем именно этого!
"Есть мнение, что удары по России западными ракетами прекратятся из-за опасений дальнейшей эскалации"
С чего бы это? Из жалости к