Неизвестные войны. Пришло время заметить, что… войну России с коалицией в составе Англии, Франции, Турции и Сардинии хоть и называют у нас «Крымской», на самом деле боевые столкновения в ходе этого конфликта имели место не только в Крыму, но и на Балтике, на Белом море и даже на Тихом океане! Да и главные силы российского флота тоже находились не на Чёрном море, а на Балтийском. И не мудрено, ведь он же прикрывал столицу империи!
Российский военный историк А. М. Зайончковский сообщал, что к началу Крымской войны списочная численность флота в 1853 г. составляла 90 985 человек. Из них на Балтийском флоте насчитывалось 2275 офицеров и 50 571 нижний чин, а на Черноморском флоте значительно меньше: 1472 офицера и 36 667 нижних чинов. Неплохо подготовилась Россия и к обороне крепости Кронштадт. В ней находилось 24 пехотных батальона и полк карабинеров, не считая матросских экипажей.Что касается противника, то английская эскадра адмирала Непира, пришедшая на Балтику, насчитывала 17 кораблей, а французская адмирала Парсеваля – 19. С такими силами нечего было и думать о том, чтобы нанести удар по столице Российском империи. Тем более что подступы к Кронштадту были прикрыты минными полями из гальванических мин Якоби с зарядом в 14 кг пороха и более лёгких мин Нобеля с зарядом в 2-4 кг. На последних в 1855 году подорвались три английских канонерские лодки, и будь заряды в них побольше, они бы наверняка затонули! В итоге союзники занимались на Балтике тем, что «ловили» каботажные шхуны, захватили крепость Бомарсунд на Аландских островах и бомбардировали Або, а также Свеаборг.
Кстати, от русских мин собственно англичан пострадало значительно больше, нежели их кораблей. А было так, что на 90-пушечном «Эхмаут» заметили мину, после чего её даже сумели вытащить из воды. По приказанию контр-адмирала Сеймура и капитана Уильяма Холла, е ё перенесли на ют, где начали изучать, и закончилось это «изучение» тем, что она взорвалась! Было ранено множество людей, включая Сеймура и Холла. На следующий день всё то же самое повторилось и на флагмане «Герцог Веллингтон». Правда, там жертв было поменьше. Стало очевидно, что Кронштадт взять совершено невозможно, но поскольку требовалось хотя бы как-то воевать, было решено ударить по Свеаборгу.Поскольку крепость находилась в шхерах, решили использовать небольшие боты, вооружённые тяжелыми мортирами. 6 британских ботов с одной 12-дюймовой мортирой и пять французских с двумя 13-дюймовыми мортирами, а ещё установить четыре французские мортирные батареи на островах около Свеаборга. Предполагалось, что стрелять они будут по крепости с расстояния в 3 км. Однако оказалось, что дальность огня 12-дюймовых мортир составляла всего 2,3 км, а 13-дюймовых – около 3 км. То есть эффективность такой стрельбы изначально представлялась невысокой.
Правда, решили увеличить пороховой заряд с 16 до 25 фунтов, что повышало дальность стрельбы 12-дюймовок до 3,3 км, а 13-дюймовок — до 3,5 км. Вот только вероятность разрыва их стволов при этом возрастала многократно.Силы российского флота и армии в Свеаборге на момент атаки состояли из отряда кораблей в составе: 120-пушечного линкора «Россия», 84-пушечного корабля «Иезекииль», 74-пушечного корабля «Святой Андрей», 44-пушечного фрегата «Цесаревич», 16-пушечной шхуны «Дождь» и 28-пушечного пароходофрегата «Богатырь». В самой крепости в 1854 году имелось 333 орудия, из которых 9 были бомбическими, 10 – 36-фунтовыми, 91 – 30-фунтовыми, и все прочие меньшего калибра. В 1855 году пушек в крепости было уже 565, из которых 200 были бомбическими с дальностью стрельбы до 2,5 км.
Финальная атака крепости Бомарсунд 16 августа 1854 года. Военная коллекция Анны С. К. Браун
Современный вид крепостных укреплений крепости Свеаборг. Фото Мишеля ПайсаИнтересно, что одна 48-фунтовая пушка была поставлена на палубе «России» на мортирном основании, так что стоило поднять её ствол на 18 градусов, как она могла уже стрелять на 3 км по вражеским кораблям, но вот дальности стрельбы всех прочих орудий, увы, не хватало. Первая атака англичан началась 8 августа с обстрела порта и города. Но из-за неверного определения расстояния некоторые британские бомбардирские суда попали под огонь форта Вестер-Сворт, в результате чего одно из них было потеряно. Десант на остров Друмс закончился неудачей: его отбили русские и финские стрелки, которые именно здесь оказались поголовно вооружены нарезными штуцерами. 84-пушечный «Иезекииль», прятавшийся за небольшим островом, также открыл огонь по английским кораблям и заставил их отойти.
Британский линкор «Нептун» (однотипный с «Бульдогом») салютует королеве перед отправкой на войну. Иллюстрация из «Лондонских иллюстрированных новостей», 25 марта 1854 годаПравда, французы всё-таки смогли установить свои мортиры напротив форта Вестер-Сворт. Отвечать им могла одна лишь «Россия» из своего 48-фунтового одинокого орудия, бившего на 3 км, но и не больше.Но… падая сверху, бомбы ничего с гранитными стенами фортов поделать не могли. Правда, на форте Густавсверде бомба попала в склад боеприпасов. Начался пожар, произошёл взрыв, погибло 6 российских солдат, но этим всё дело и закончилось. Зато «России», стрелявшей из одной единственной пушки, удалось потопить ещё одна канонерскую лодку, а две повредить. Затем на батареях крайних фортов сумели увеличить угол возвышения своих пушек, и их снаряды также стали долетать до британских бомбардирских судов.
Вновь был обстрелян остров Друмс, и вновь десант на острове был обстрелян из штуцеров и повернул назад. Правда, экипаж линкора «Россия» понёс серьёзные потери от неприятельских бомб (всего их попало в корабль целых 85 штук!): 11 человек на нём было убито и 89 ранено. Хотя, с другой стороны, это говорит ещё и о невысокой их эффективности: 85 45-килограммовых бомб на 100 человек, выведенных из строя, никак нельзя отнести к выдающимся результатам.9 августа англичане, воспользовавшись попутным ветром, начали обстрел Свеаборга ракетами Конгрива. На форте Густавсверде вновь начался пожар. На Друмс двинулись баркасы с десантом, но русские стрелки его вновь отбили. В очередной раз выяснилось, что эти ракеты очень сильно зависят от ветра и обладают отвратительной меткостью.
На третий день бомбардировку решили продолжить, но увеличить заряды пороха. Но тут мортиры начали взрываться, и огонь пришлось прекратить. При осмотре оказалось, что на них образовались опасные трещины. Кто-то предложил залить их оловом (!), и это было сделано, вот только прочнее от этого они не стали. И когда сразу четыре «чиненых» мортиры взорвались, было решено судьбу не испытывать и операцию с обстрелом прекратить! Ну а 11 августа 1855 года корабли союзников и вовсе ушли в Киль.Потери в Свеаборгском гарнизоне составили 44 человека убитыми и 110 ранеными. Британцы потеряли немного: 14 убитыми и 18 ранеными, но взять-то ведь крепость так и не удалось! И это при том, что по ней было выпущено ни много ни мало 20 000 бомб и ядер. И это при том, что на саму экспедицию на Балтику было израсходовано 4,5 млн фунтов стерлингов, сумма по тому времени просто огромная! В общем-то получалось так, что на тот момент Россия на Балтике была попросту неуязвима. А раз так, то ни о какой скорой победе над ней речи даже и не шло.
Кадр из фильма «Петр Первый». Тогда у него тоже возникли проблемы с дальностью стрельбы, и он тоже приказал увеличить заряд в орудиях… Но у него, в отличие от англичан, всё сработало, и «Ключ-город» в итоге был взят!

