Все чаще и чаще в заявлениях руководителей украинской разведки озвучиваются тезисы о том, что ГУР переходит к активной работе вне территории Украины. То, что сотрудники этой службы работают в других странах, известно давно. Советское наследие. Наличие агентов в других странах – это обязательное условие для работы дипломатии.Дипломаты должны «слышать» не только то, что говорят с высоких трибун, но и то, о чем говорят шепотом в кулуарах МИД тех стран, в которых они работают. Более того, разведывательная сеть в большинстве стран, включая ту же Украину, работает почти легально. Что не исключает наличия там и силовых подразделений для выполнения специальных задач.Понятно, что современный ГУР «незалежной» не имеет возможности серьезно влиять на политическую ситуацию в европейских странах. Хотя, благодаря огромному количеству беженцев, европейская разведывательная сеть ГУР достаточно разрослась и представляет реальную проблему для европейских контрразведчиков. Причин как минимум две. Во-первых, потеря суверенитета Украины. Политическому руководству страны просто нет необходимости иметь какую-то эксклюзивную информацию. Политические решения уже давно принимаются вне Киева. Практически все руководство Украины – это марионетки Запада. Да и весь киевский режим – это всего лишь кукольный театр под руководством Карабаса-Барабаса из Вашингтона.Во-вторых, даже при большом желании руководства ГУР стать серьезной разведывательной структурой – это физически невозможно. Напомню один тщательно забываемый всеми факт. Помните выпуск в академии СБУ, когда погоны и дипломы выпускникам вручал посол США Вильям Тейлор. Думаю, понятна степень контроля США над разведывательными и контрразведывательными структурами Украины.
Если врага нет, его надо придумать
Итак, перед руководством ГУР стоит сложная задача. Необходимо создать имидж серьезной спецслужбы и при этом не обидеть хозяев. Естественно, ГУР должен показать себя в зоне СВО. Но, увы, время успешных операций, вроде подрыва Крымского моста, прошло. Спецслужбы России успешно купируют такие операции. А диверсии, вроде поджога военкоматов или оборудования на железной дороге, особой славы не приносят.А последняя высадка ДРГ в Крыму вообще показала отсутствие веры в свои ССО даже у самих украинцев. Высадка ради высадки и селфи... Кто, кроме какой-нибудь малообразованной селянки, серьезно воспримет такую операцию? Что реально она даже при полном успехе могла принести Украине? Запугать жителей Крыма? Не получится. Аналитики давно доказали, что такие операции имеют обратный эффект.При отсутствии возможности выбора целей руководство ГУР вспомнило о... ЧВК «Вагнер». Работа против музыкантов, вот цель, которая может принести серьезные дивиденды украинской разведке! Единственная проблема состоит в том, что ЧВК больше не работает в зоне СВО. Теперь оркестр вновь переключился на работу в других регионах мира. На выполнение договоров с правительствами других стран.И вот тут-то появляется интересное интервью генерала Буданова в гостинице в Вашингтоне, которое опубликовало CNN. Приведу небольшую цитату из часового интервью:
« ... в любой точке мира мы будем искать и преследовать российских военных преступников, и рано или поздно это время настанет, где бы они ни находились. Вот почему мы не должны удивляться, когда на какой-либо территории что-то случается с российскими военными преступниками».
Понятно, что имел ввиду Буданов. «Какая-либо территория», где работает ЧВК «Вагнер» сегодня находится в Африке. В частности, музыканты сейчас работают в Судане. По слухам, бойцы «Вагнера» работают совместно с СБР (силы быстрого реагирования) (RSF) против правительства этой страны, которое развязало гражданскую войну внутри государства.Именно там и будем искать следы ГУР Украины. Это только наивные школьники думают, что можно жить, не оставляя следов. Просто надо уметь искать. Проще всего искать там, где тебя нет и не может быть. В данном случае – в западных закрытых интернет-сообществах. Правда, следует учитывать и то, что и там может находиться хорошо прикрытая дезинформация.
Немного фактов о ГУР в Судане
Начну с ещё одной цитаты. Из «Телеграм»-канала Babel. Это необходимо для того, чтобы понять, правильны ли наши выводы о месте работы сотрудников ГУР. С учетом того, что разведка Украины просто физически не имеет возможности использовать более или менее серьезное подразделение в этом регионе, естественно.
«...эта акция и несколько других имели место в Судане против сил частной военной компании «Вагнер» (ЧВК). Вагнер работает там с Силами быстрого реагирования (RSF), чтобы свергнуть правительство в Судане, где продолжается гражданская война против суданских вооруженных сил».
На этом канале опубликовано несколько видео без привязки к местности, на которых можно увидеть снайперов, которые ведут огонь с какой-то скалы. Ещё одна цитата из «Бабеля»:
«Украинские спецподразделения действительно проводили операции в Судане против «Вагнера» и RSF. Эта информация была подтверждена «Бабелю» источниками в разведывательных кругах, [которые] предоставили несколько видеозаписей. Подробности операции пока не разглашаются».
Всего на канале размещено три видео. Если не вдумываться в увиденное, особенно для тех, кто много смотрит видео из зоны СВО, то ничего особенного на этих видео не увидишь. Но есть нюансы. Например, использование не характерных для Африки, но привычных для Украины, FPV-дронов или самодельных камикадзе. Напомню, именно украинские подразделения впервые начали их использовать.На одном из видео мы видим кадры именно с такого дрона. Опять же, напомню для тех, кто внимательно следит за СВО, такие дроны создали совершенно другую картинку войны. Эффективность относительно, например, «Ланцета», конечно, меньше, но картинка гораздо телегеничнее. Полет в цель и... обрыв картинки. А если дополнить фрагмент кадрами с другого дрона, где видно попадание, то получается не хуже голливудского кино.Конечно, можно спорить о том, кто же изображен на видео. Европейцев в Африке достаточно. Однако никто из них пока не работает так, как работают бойцы именно в зоне СВО. И ещё одно, если вернуться к вышеупомянутому интервью Буданова. Украинцы имеют опыт работы в Судане. На вопрос корреспондента об участии ГУР в апрельских событиях в районе Хартума Буданов ответил, что ГУР действительно участвовал в спасательной операции, когда было эвакуировано почти 140 человек. А вот от ответа на вторую часть вопроса о том, участвовали ли бойцы ГУР в нападении на этот город, Буданов уклонился. Видимо, не хотел подтверждать участие украинцев в резне…
Несколько выводов из написанного
Понятно, что многое из того, что происходит в украинских спецслужбах, покрыто тайной. Это вполне обычная практика для любых специальных подразделений и служб. Специфика работы предполагает такой образ действий. Отсюда и сложности в изложении каких-то событий или фактов. Что-то просто на уровне выводов из косвенных фактов, что-то из открытых источников, что-то из утечек и т. д.То, что ГУР очень хочет стать в один ряд с серьезными спецслужбами мира, понятно. Это необходимое условие для эффективной работы. Не секрет, что даже сегодня существуют каналы общения, где спецы различных стран делятся информацией и таким образом предотвращают преступления на своей территории. Второй вывод гораздо серьезнее. Украина страстно желает расширения конфликта. Перевода его в разряд международных. Противостояние ГУР и ЧВК «Вагнер» в Судане, хоть и достаточно условно, но выполняет именно эту задачу. При соответствующей поддержке западных СМИ этот факт можно достаточно серьезно раздуть. А это в теории потянет за собой увеличение военной помощи.Ну и последний вывод. Это личные амбиции генерала Буданова. Мы уже видели, как из Буданова вдруг стали лепить национальную надежду, спасителя страны. Помните, как много материалов вдруг появилось чуть ли не о гениальности разведчика Буданова. Но потом эта кампания мгновенно прекратилась. Сегодня уже никто не может точно сказать, доживет ли Зеленский до выборов. Не придется ли украинцам выбирать президента досрочно. Даже сам Зеленский, судя по внешнему виду и состоянию, это понимает. Вот тут-то и может выскочить черт из табакерки в лице Буданова. Вот тут-то и понадобится национальный герой.Участие украинских спецов, учитывая их количество, никак не повлияет на ситуацию в Судане. Ни остановить, ни усилить гражданскую войну они не смогут. В лучшем случае это будут мелкие пакости. Что касается музыкантов, там тоже не мальчики для битья. При первом же столкновении отпор будет такой, что я сомневаюсь в том, что противники имеют шанс выжить. Так что будем следить за ситуацией...