Вот и приспел очередной повод убедиться в том, что дорогие россияне очень любят свою Родину, но не очень любят разбираться и задумываться. Да и зачем задумываться, если кто-то крикнул, что Путин продал китайцам Байкал? Тут как в том анекдоте, «А что тут думать? Прыгать надо!» И мы, разумеется, прыгаем…
Поднявшаяся недавно волна по поводу строительства на Байкале завода по розливу питьевой воды в очередной раз показала, насколько нам необходим закон по борьбе с фейковыми новостями. Хотя новость вроде бы не фейковая: завод действительно строят. Но вот все остальное – фейк чистой воды. Касается это и страшных рассказов о том, что китайцы выпьют весь Байкал, и нам ничего не останется, и сообщений об огромном экологическом вреде данного завода.
Самое примечательное, что с первой частью обвинений разобраться оказалось очень легко. Буквально через пару минут поиска вы уже будете знать, какой объем воды будет производить данный завод и как сильно это скажется на обводненности крупнейшего в мире резервуара с пресной водой. Но автор добрый, автор не будет отправлять вас к страшному «Яндексу», поэтому вот всего несколько цифр.
Только сначала давайте сделаем одно важное уточнение. Байкал не является замкнутой системой. В это озеро впадают 336 рек и ручьев (данные девятнадцатого века, но с тех пор новой информации не появилось), вода постоянно поступает в озеро, и её излишки вытекают из него, давая начало реке Ангаре.
В свою очередь, сток Ангары на выходе из Байкала составляет примерно 2000 кубических метров в секунду. Это два миллиона литров той самой чистейшей байкальской воды. Завод, о котором мы ведем речь, планирует потреблять 192 миллиона литров байкальской воды. То есть объем, который Ангара «потребляет» примерно за полторы минуты. И говорить на этом фоне о том, что «Путин продал Байкал китайцам», как это любит наша псевдопатриотическая общественность, просто смешно.
Строго говоря, для того чтобы такими темпами вычерпать из Байкала всю воду, потребуется приблизительно 120 миллионов лет. То есть даже без постоянного обновления воды в озере это было бы совершенно непосильной задачей как для одного этого завода, так даже и для сотни таких производств. И на этом вопрос, наверное, можно было бы и закрыть. Но на всякий случай держите это в памяти, когда натыкаетесь в интернете на страшные заголовки новостей из Прибайкалья.
Разумеется, разоблачения этого фейка уже есть в интернете. Но все-таки ещё много тех, кто пытается сыграть на высосанной из пальца проблеме. В свою очередь, появившиеся разоблачения и достаточно трезвые статьи заставили изменить тональность экологов и прочих борцов за экологическую девственность Байкала. В частности, теперь они говорят, что у них нет вопросов по забираемому объему воды, но в остальном данные экологической экспертизы неполны, и строительство все-таки может нанести ущерб экологии региона.
Например, указывается на то, что завод строится недалеко от Таловских болот, имеющих определенное природоохранное значение. На этих болотах останавливаются перелетные птицы, в том числе и занесенные в Красную книгу. Излишняя антропогенная нагрузка на данный биоценоз действительно не пойдет на пользу ни его обитателям, ни экологическому здоровью самого Байкала. И эту обеспокоенность можно было бы признать обоснованной, если бы не несколько «но».
Прежде всего нужно отметить, что основное строительство идет на территории поселка Култук. Причем под него отведена территория то ли бывшей базы ГСМ, то ли какого-то другого обанкротившегося предприятия, связанного с перевалкой топлива для местных нужд. И если говорить о самом заводе, его влияние на экологию даже самой ближней прилегающей территории просто ничтожно в сравнении с тем, что там уже было и есть. Также нужно отметить, что в данной местности разрешена охота, в том числе в период миграции птиц. Разумеется, ограничения, касающиеся краснокнижных представителей орнитофауны, никуда не деваются, но давайте будем честны перед самими собой: вряд ли контроль за местными охотниками такой уж жесткий, и надеяться нам остается только на их сознательность.
Затронуты Таловские болота только тем, что через них на протяжении нескольких километров протянуты трубы, по которым будет идти забор воды из Байкала. Да, это тоже антропогенная нагрузка, с этим мы спорить не будем. Но верно и то, что подобные вещи можно решать даже на стадии строительства, внеся соответствующие изменения в проект. Решение же о закрытии согласованного и утвержденного проекта можно назвать очень спорным: инвестор, уже серьезно потратившийся на строительство, вряд ли захочет заново проходить через все круги нашего бюрократического ада. Да и другим будет наука…
Вместе с тем производства, подобные этому, именно с экологической точки зрения можно назвать оптимальными для Байкала и прилегающей к нему территории. Используя имеющийся возобновляемый ресурс и практически не нанося ущерба природе, заводы по розливу воды могли бы обеспечить занятость в поселках, расположенных на побережье, да и местные бюджеты наполнить прилично. И это в конечном итоге было бы благом для экологии региона, потому что в противном случае люди, оставшиеся без средств к существованию, самой жизнью подталкиваются к браконьерству и незаконной вырубке леса.
Завод, который планировала построить компания «АкваСиб», должен был обеспечить работой 140 жителей поселка. Для этих мест – большое число. И таких заводов, повторюсь, на берегу Байкала, без малейшего для него ущерба, можно разместить десятки.
Что же касается привлечения именно китайского инвестора, то это как раз очень даже неплохо: он не только вложил в строительство деньги, но и обеспечивает выход продукции на огромный китайский рынок, где байкальскую воду готовы покупать в действительно больших объемах.
Так откуда же взялась истерика? Ну, с одной стороны, дело понятное: Байкал для россиян — место сакральное, и когда кто-то истерически кричит, что его хотят упаковать в бутылку и вывезти в Китай, миллионы наших сограждан, не рассуждая, готовы если не броситься на амбразуру, то, по меньшей мере, подписать какую-нибудь петицию. И они её подписали – соответствующая петиция набрала больше миллиона подписей, что, будем откровенны, даже близко не соответствует масштабу проблемы.
С другой стороны, не оставляет ощущение, что весь этот спектакль хорошо срежиссирован. Вон, даже Сергей Зверев вышел на Красную площадь с плакатиком. Да, он уроженец тех мест, о которых идет речь в данной статье, но как-то ни его образ, ни его предыдущая деятельность не вяжутся с подобным поступком. Конечно, никогда не поздно стать взрослее и ответственнее. Но в то же время не будем забывать – у них там «все понарошку, кроме денег». И в такую версию я поверю гораздо проще.
Скоординированность и массированность этой атаки вызывают даже некоторую зависть – эх, нам бы так научиться. Причем, что самое интересное, она создана на минимальном информационном фоне – кто-то ловкий связал вместе слова «Байкал, экология, китайцы, продажные чиновники», и всё, мы уже представляем себе, как страшные путинские олигархи (а куда же без них?) выкачивают из нашей природной жемчужины последнюю воду и контрабандой продают её ушлым китайцам. Именно это проходит красной нитью во множестве публикаций, именно это если не утверждается прямо, то подается намеком, исподволь.
Все это как никогда походит на анонсированную мною ещё в 2014 году «стратегию тысячи пощечин» Путину, когда наши «партнеры», не имеющие возможности сменить в России власть с помощью одного решительного наскока, будут тысячами мелких уколов и пощечин расшатывать российское общество и пытаться как-то подорвать тот «крымский консенсус», который, казалось, намертво консолидировал Россию перед лицом любых внешних атак.
Увы, как оказалось, крымский консенсус на атаки изнутри не распространяется. И это очень тревожно…