Из "каждого утюга", соревнуясь друг с другом, нам услужливо разъясняют, что караваны газовозов с СПГ, которые плыли в Азию, но развернувшись ринулись спасать Европу, снизили своим разворотом цены на газ в ЕС. Скептики резонно вопрошают, а что будет, если они снова развернутся?
В этом ли вообще причина? Или даже иначе: может быть это - уже следствие, а причина в другом?
Намеренно фиксирую эту мысль отдельной заметкой и выношу на суд сообщества. Прекрасно понимаю, что далеко не я один единственный обратил на это внимание. Но очень многие просто не придают значения дополнительной информации, которую встречают в том числе и на АШ. А всего-то и требуется - правильно расставить приоритеты и картина полностью прояснится.
Давайте признаем очевидную вещь: если караван газовозов отправился в Европу, то это означает, что теперь газа не хватит в Азии. Таким образом, цена взлетит в Азии и через день-два газовозы развернутся и лягут на обратный курс. Это замкнутый круг, который не позволяет разорвать его логически. Не позволяет, потому что в рассуждения изначально заложена ошибка.
Если газовозы разворачиваются в Европу, то газа от этого не прибавляется. Он просто перераспределяется. Так что СМИ, падкие на внимание читателей, радостно тиражируют привлекательные заголовки, но... вопросов становится только еще больше. Поэтому в топку все эти объяснения, начнем думать сами. И просто вернемся из виртуального информационного зазеркалья в реальный мир.
Чтобы снизились цены надо два условия: падение спроса или увеличение предложения. Впрочем, можно и оба этих условия, причем в любых пропорциях. Мы понимаем, что спрос на газ из-за слишком высоких цен снижается. Это совершенно нормальная реакция покупателей - они начинают экономить. И спрос в Европе уже снизился, что позволило Газпрому не бронировать до конца года транзит через Польшу по МГП Ямал-Европа.
Спрос снизился, но потребность-то осталась! И ее надо удовлетворять физически, а не новостями про плывущие газовозы... Так что же произошло? В ЕС платили почти по 2200, а в Азии биржи закрывались максимум на 1810, затем 1670, а сегодня уже на 1290. Нам говорят, что именно из-за этого газовозы развернулись и поплыли в Азию. Но это уже след-стви-е. А настоящая причина в том, что в Азии был физически насыщен и удовлетворен спрос (ну, по крайней мере частично). И именно это вызвало там снижение цен и, соответственно, разворот газовозов. И будем надеяться, что теперь европейцы, у которых цена замерла на 1470, наконец счастливы тем, что купили газ по 2100 или кому особо "повезло" даже по 2200.
Но кто же успокоил рынок в Азии? Китай, конечно, кто же еще на такое способен? Те, кто читают или слушают Б.Марцинкевича, уже в курсе, что китайцы восстановили у себя добычу угля. И разница между ЕК и КПК в том, что последняя умеет признавать допущенные ошибки или просчеты. В Китае просто признали, что ситуация изменилась, а они ранее поторопились с закрытием своих угольных шахт и... восстановили добычу стахановскими темпами. Этим они уронили цены на уголь с 300 до 150 долларов и продолжают толкать их вниз к отметке в 130. Кроме того, это снизило цены на электроэнергию в КНР. Проще говоря, у гигантской экономики Китая вдруг добавилось собственной энергии и... позитивный результат не заставил себя долго ждать и это не смотря даже на уже пришедшее зимнее похолодание.
Конечно, морозы еще могут заставить цены подскочить вверх, не без этого. Но давайте отметим, что пока китайцы занимаются защитой своих национальных интересов, Европа (поддерживаемая из США) упрямо затягивает с запуском СП-2. Уже третий год пошел! Шмыгая носом и подтирая обледеневшие сопли они рассказывают, как им не хватает ветра и солнца. В итоге, теперь в Европе цены выше, чем в Азии, хотя прежде все бывало наоборот.
При этом цены в самих США на Хенри Хаб, если приводить их к единому показателю, находятся на уровне (барабанная дробь)
130 долларов за 1000 м3.
У меня всё.
ДОБАВИЛ: поправка, сперва график на другой месяц глянул, но разница не слишком велика. В Азии закрылись на 1386, а 1290 - это еще месяц вперед. Но фьючерсы - инструмент гибкий, могут как вырасти, так и еще ниже слететь, а при нынешних ценах +/- 100 долларов - это на пол дня поторговать.