В США всерьез обеспокоены ростом числа и качества кораблей китайского флота. Очередной кирпич в информационное озеро бросили специалисты организации FAS, некоммерческая независимая организация, отработавшие данные Управления военно-морской разведки ВМС США.FAS занимается помощью в планировании военного бюджета США и информация, полученная специалистами организации, способна оказать значительное влияние на формирование затрат.Флот КНР сегодня считается в США основным фактором, способным нейтрализовать обеспечение Соединенными Штатами контроля над Западной частью Тихого океана.Действительно, сегодня Китай демонстрирует способность не только строить корабли, но и грамотно их эксплуатировать. Кроме того, то, что известно о программах флота НОАК по оснащению его кораблями, самолетами и различными видами вооружений, подготовке различных специалистов – все это значительно напрягает военных аналитиков в США.Да, там пока не превозносят соперника, всерьез полагая, что Китай имеет пока очень много проблем и слабых мест в организации флота, но американские эксперты признают, что Китай делает огромные шаги по их устранению. Сегодня флот КНР превосходит по своему численному составу флот США. На начало этого года ВМС НОАК состояли их 333 боевых кораблей против 296 у США, но качественный ударный состав пока за американцами.А к 2025 году у КНР будет 400 боевых кораблей. 2030 год – 425. И речь идет не о водолазных ботах, а о боевых кораблях.
Однако патрульных катеров, корветов и фрегатов, которые охраняют рубежи Китая на море более чем достаточно, чтобы затруднить действие тех же подводных лодок вблизи китайских берегов. Да, ударная мощь флота США в лице ракетных крейсеров и эсминцев, поддержанных авианосцами и атомными подводными лодками – это все-таки мощь и сила. Даже учитывая то состояние, в котором находятся многие корабли, флот США все еще представляет собой силу.Другой вопрос, что уже сегодня американцы срочно перебрасывают все, что можно на Тихий океан, благо, воевать в Атлантике вроде не с кем.Главная задача США – это уравновесить силы в таком напряженном сегодня регионе, как Тихий океан. Это весьма серьезная задача, и у Штатов есть пока возможность ее решить. Пусть даже и за счет переброски кораблей и экипажей, которое вызовет перегрузку на базах флота в Тихом океане.
Делать это все равно придется, поскольку флот Китая растет за счет новых кораблей. Сегодня в США признают, что многое из того, что производит Китай сегодня вполне сопоставимо с американскими образцами. Так что персонал на тихоокеанских базах придется очень сильно напрячь, но другого выхода нет. Плюс, естественно, привлечение союзников. Благо, у Китая есть естественные недоброжелатели в лице той же Японии и Индии.Так что понятно стремление военных специалистов США разработать новые концепции для противодействия ВМФ КНР. Невозможно полностью полагаться на силы союзников в регионе, пусть даже таковые существуют и разделяют уверенность американцев в том, что растущий флот Китая – это страшная угроза.Но в этом случае необходимо представить себе реальные возможности и способности флотов двух стран и приплюсовать потенциальных союзников. Как уже говорилось выше, просто сопоставить количественный состав китайских и американских кораблей – это не совсем правильно. То же самое касается и совокупного тоннажа флотов.Главное – это количество ударных кораблей, способных решать оперативные задачи в регионе и способность баз осуществлять поддержку, ремонт и снабжение этих кораблей.Огромные цифры, касающиеся флота США здесь не являются аксиомой, свидетельствующей о том, что Америка имеет столь явное преимущество, нет. Количество кораблей, которое в состоянии выставить в случае необходимости военно-морское командование значительно меньше, чем указанное в статистических данных.Ведь если взять те же крейсера «Тикондерога», то из 22 остающихся в строю, 10 должны быть утилизированы в течении ближайших 6 лет. Это говорит в том числе и на тему того, насколько вообще американские крейсера представляют собой боевые единицы. Учитывая, что самые молодые корабли этого класса вошли в строй в 1993 году, а самые старые – ровно на 10 лет раньше, то понятно, какие выводы напрашиваются относительно американских ракетных крейсеров.Да, они есть. На бумаге. Насколько это сегодня реальные боевые корабли, отвечающие всем требованиям современности – вообще отдельный разговор.И если сравнивать «Тикондерогу» и тот же эсминец проекта 055 – очень сложно сказать, кто кого. Я бы поставил реально на китайца. Он и моложе, и толще в плане водоизмещения (эсминец крупнее крейсера – это забавно) и больше инструментов для нанесения вреда противнику.
Впрочем, сравнение «Тикондероги», «Арли Берка» и «Проекта 055» - это совершенно другая тема. И в нее стоит добавить на чашу весов еще и японские эсминцы. Хотя бы «Атаго», хотя это тот же «Арли Берк», но с японской начинкой.В любом случае, в наличии имеется три страны, желающих контролировать если не весь тихоокеанский регион, то его весомую часть. И две из трех стран находятся как раз в этой части. Япония и Китай. Можно еще приплюсовать и Южную Корею с ее тоже весьма динамично развивающимся флотом, который за последние 10 лет получил 7 ракетных фрегатов, 3 эсминца и 6 подводных лодок. Но КНДР хотя бы не имеет столь ярко выраженных амбиций, в отличие от Японии и Китая.Японский флот по динамике не хочет уступать китайскому и вскоре тоже обзаведется авианосцами. Переделанными из новейших (2015 и 2017 годы) вертолетоносцев. Плюс 2 эсминца и 11 подводных лодок за последние 10 лет.США. 1 авианосец, 12 эсминцев (из них два «Замволта», которые не очень получились), 14 атомных подводных лодок. Конечно, с тем, что делает Китай, тут нет никакого сравнения. 20 эсминцев разных серий, 1 авианосец, 3 подводные лодки, 26 фрегатов и 63 корвета за 10 лет.Ну и для сравнения стоит привести здесь и то, чем обогатился в этом плане Тихоокеанский флот России. 3 корвета, 2 АПЛ проекта «Борей», 2 ДЭПЛ класса «Варшавянка». Все. Строятся еще лодки, но в общем все весьма прискорбно выглядит.ТОФ не способен играть на одной доске с современными игроками. Увы. Для этого у нас слишком мало кораблей, и они слишком старые. К сожалению, Россию больше нельзя считать полноценным политическим игроком на тихоокеанской доске.Впрочем, у нас в акватории Тихого океана нет никаких интересов за пределами наших границ. Есть спорный вопрос по поводу Курил, как говорится, его бы удержать в вертикальном положении, коль он поставлен.Стоит вообще задать вопрос: а кому он нужен, этот передел Тихого океана? Все-таки это не Суэцкий канал, не Персидский залив, особо нет ископаемых и транспортных путей… Но стоит ли?В любом случае, если кто-то хочет бороться за сферы влияния и контроль – это не мы. В принципе, Россия не в состоянии поддерживать такой рост своих военно-морских сил, какой демонстрируют все участники данного обзора. И можно было бы сложить руки и спокойно наблюдать за тем, как станут разворачиваться события, но…Но у нас под боком Япония, усиленно дрессирующая свою новую армию и военно-морской флот. Оснащенный, заметим, новыми, с иголочки, кораблями. И имперские амбиции Японии, помноженные на реваншизм, рано или поздно, но будут устремлены на Курилы. Причем, понятно, почему. Потому что Китай, против которого Япония просто обязана дружить с США, может не просто дать сдачи, а сделать это очень болезненно.Мы опять же не говорим о применении ядерного оружия, с этим вопросом все ясно и понятно: мир будет частично поставлен на грань полного уничтожения, точнее, все зависит от тех, кто будет размахивать ядерными дубинами. Другой вопрос, стоит ли несколько островков того, чтобы затеять ядерный Апокалипсис?Не стоят. Потому и американцы перебрасывают корабли на Тихий океан, хотя запросто можно было бы обойтись подводными ракетоносцами. Но подводные уничтожители цивилизации – плохое средство для сдерживания китайских амбиций, и в Вашингтоне это прекрасно понимают. И в Пекине тоже, потому и продолжают наращивать свой флот.Сегодня в США всерьез опасаются, что завтра в Пекине могут решить попробовать изменить сложившийся порядок в Тихом океане, точнее, в его самой «веселой», западной части. Это вполне возможный вариант, контроль судоходства в этом регионе может весьма сильно осложнить бытие некоторых государств, очень сильно завязанных на морском транспортном снабжении. Нам же остается только наблюдать за происходящим, потому что на роль союзника мы вряд ли кому-нибудь из участников разворачивающихся действий будем интересны. Увы, старый крейсер, старый эсминец и четыре старых противолодочных корабля – это смешно. Особенно если сравнить с флотами реальных морских держав.Но именно таково современное место современной России в Тихом океане. Там, на мелководье, у пока еще своих бережков. В надежде на то, что «Бореи» испугают японцев и 40 японских эсминцев не придут у Курилам «за своим».Впрочем, нашему Тихоокеанскому флоту за глаза хватит половины японского флота, чтобы превратиться в металлолом.Необходимое послесловие. Кому-то может показаться, что это очередной опус на тему "ой, все пропало". Возможно, такая оценка будет даже справедлива, если бы не несколько моментов. Конечно, очень хотелось бы, чтобы нашу страну воспринимали великой, уважали или даже боялись. Ну, как это было раньше.Простите, но уважают и боятся сильных. Богатых и сильных, у которых есть, чем ударить, если что. Конечно, все эти мультики про "Посейдон", "Буревестник" и прочее - это очень сильно, и кого-то даже может испугать. Детей, случайно оказавшихся у экранов телевизоров. Но авианосцы, крейсера и эсминцы делают это намного лучше. Да, межконтинентальные ракеты, которые могут уничтожить весь мир - это неплохо. Но если посмотреть объективно, то сегодня флот России - это нераспроданные и неразобранные остатки некогда могучего флота страны, которой уже 30 лет как нет. Советского Союза нет, а корабли все еще служат.И кто станет уважать это? Кого испугает большая плавучая мишень проекта 1144? Как насчет единственного эсминца на ТОФе? Радоваться, что не порезали? И чем этот музейный корабль может удивить японцев? Хорошим состоянием музейных же "Москитов", составляющих его ударную силу? Ах, да, сейчас еще одна большая мишень проекта 1143 будет нагонять страх на всю Японию. И на Южную Корею останется немного страха.В общем, чтобы уважали - нужен флот. Чтобы боялись - тем более нужен флот с большой буквы. У нас его, к сожалению, нет и уже вряд ли будет. Так что как бы не было это прискорбно, удел России - это роль приморской местечковой страны, которая заботится о неприкосновенности своих границ и не лезет в большую политику. Просто потому, что лезть в нее не на чем.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!