Состояние мировых рынков если и не переступило невидимую черту, то, как минимум, находится на грани панического. Естественно, такие настроения не могли обойти стороной и Россию, ситуация в экономике которой сегодня многими экспертами считается едва ли не самой худшей на планете. Очевидными признаками кризиса является ослабление рубля по отношению к доллару на целых 13% с начала года (а точнее, за последние неполные две недели после окончания праздничных дней) и, как следствие, рост инфляции, увеличение нагрузки на финансовый сектор.
Для стабилизации ситуации уже были предприняты некоторые решительные меры: правительством РФ разработан новый антикризисный план – предвестник грядущего секвестирования бюджета; было проведено заседание ЦБ РФ, на котором, вероятно, обсуждался вопрос о возвращении льготного курса рубля.
Однако, в любом случае, все эти меры не решают главных проблем, из-за которых российскую экономику так «штормит». Сегодня на нее действуют 2 силы: экономическая в виде падения цен на нефть и политическая – введенные против России санкции.
При всем этом стоит отметить излишнее «перекладывание ответственности» за ослабление рубля на дешевеющую нефть. Так, некоторые эксперты говорят о достаточно жесткой связке и зависимости российской валюты от цен на «черное золото». Однако факты и статистика говорят об обратном.
Одновременно с этим умалчивается та роль, которую при определении курса рубля играют другие факторы: политические, природные или экономические, но при этом никак не связанные с сырьевым сектором.
Рассматривая параллельную динамику курса рубля и цен на нефть за последние 15 лет, изображенную на инфографике выше, можно сделать ряд достаточно однозначных и интересных выводов:
1. Непосредственная жесткая корреляция между этими двумя параметрами не прослеживается;
На протяжении большей части первого десятилетия 2000-х курс рубля по отношению к американскому доллару оставался достаточно стабильным. При этом если российская валюта находилась в диапазоне от 23,4 до 31,85 единиц за доллар, то цены на нефть марки Brent уже колебались от 18,77 долларов за баррель в декабре 2001-го до 135 долларов в среднем в июле 2008-го года.
Отсюда следует, что такие прогнозы, как, например, прогноз Bank of America Merrill Lynch (рубль 65 при цене за баррель в 50 долларов), имеют одинаковые шансы на успех: 50 на 50.
Часто, описывая различие между курсами рубля, скажем, в 2005 и в 2015 году, западные эксперты говорят о снижении инвестиционной привлекательности России, существенное влияние на которую оказала снижение привлекательности вложений в нефтяной сектор.
Такой аргумент также с полной уверенностью можно признать несостоятельным, причем опираясь на тех же западных экспертов: Россия в рейтинге «Doing Business», который как раз и оценивает привлекательность ведения бизнеса в той или иной стране, с 2006-го по 2016 год поднялась на 46 позиций вверх – с 97 на 51 место.
2. Если и можно говорить о какой-то зависимости рубля от нефти, то стоит отметить, что проявляется она лишь в конце 2014 года;
До этого момента рубль довольно уверенно (конечно, по сравнению с событиями 2015 года) пережил и мировой экономический кризис 2008-2009 годов в целом, и куда более резкие скачки стоимости нефти (например, падение июля – декабря 2008 года со 133 долларов за баррель до 43 долларов) в частности.
Особо стоит обратить внимание на то, что если в конце 2008 года при стоимости нефти в 43 доллара американская валюта оценивалась почти в 38 рублей, то в 2015 году при аналогичной цене нефти – уже в 63. При этом российскую экономику нельзя назвать «ослабевшей» (опять же, по сравнению с 2008 годом).
Такая разница в курсе может быть объяснена, хоть и не исключительно, политическим давлением, которое оказывается на Россию и ее экономику. Интересно, что резкое падение стоимости нефти началось в октябре 2014 года – аккурат после летнего пика санкционной войны.
3. Отсутствие жесткой привязки курса рубля к стоимости нефти подтверждается также и другими «побочными» факторами;
В этом плане на себя обращает внимание динамика января-февраля 2015-го года: даже несмотря на укрепившуюся нефть, стоимость которой выросла с 50,04 до 59,56 долларов за баррель, рубль ослаб более чем на 20% - стоимость доллара увеличилась с 56,23 до 69,66.
Такое развитие событий вполне можно объяснить возобновлением активных боевых действий на Украине в январе-начале февраля 2015-го и заключением Минских соглашений, в процессе обсуждения которых Россия находилась в позиции защищающейся стороны.
Таким образом, влияние политических факторов на курс рубля становится еще более очевидным.
4. «Тучные 2000-е» – не такие уж «тучные»;
Глядя на динамику рубля и нефти, нельзя не обойти стороной и мнение о «разбазаренных тучных 2000-х». Вся его суть сводится к констатации несостоятельности власти, которая не смогла распорядиться высокими ценами на нефть на протяжении всего начала третьего тысячелетия. Особо актуальными рассуждения на данную тему сделали слова Германа Грефа о России-«дауншифтере» и статья Владислава Иноземцева под заголовком «Державное бессилие: каковы итоги 16-летнего правления Владимира Путина».
Относясь с уважением к праву каждого человека высказывать собственную точку зрения, нельзя не заметить, что нефть «по 100» была далеко не все это время. Пики стоимости приходятся на первую (2008 год) и вторую (2011 год) волны мирового экономического кризиса, когда у государства забот явно хватало, а также на середину 2009 года, что связано с началом наиболее бурного роста развивающихся стран на фоне все того же кризиса.
Среднее же значение стоимости нефти за 15 лет приблизительно равняется 66 долларам за баррель. В современном представлении, это уже не такая значительная цифра – на уровне июня 2015 года. Хотя и вполне достаточная для успешного развития государства, факты которого в истории современной России отрицать тоже нельзя.
5. Нефть и другие валюты;
Помимо всего прочего, сегодня бытует мнение, что падение цен на нефть несет нагрузку только на рубль, при этом никак не влияя на другие валюты. Это мнение в корне неверно, чему можно найти немало подтверждений.
Например, параллельно с рублем свои антирекорды ставит и казахстанский тенгэ. Значительное падение вместе с ценами на нефть пережила и норвежская крона.
Да, факт, что стоимость саудовского риала осталась практически неизменной. Однако причина тому - не отсутствие влияния, а фиксированный правительством СА курс. На его поддержку и тратиться золотовалютный запас страны, который буквально «испаряется». В результате Саудовская Аравия уже была вынуждена прибегнуть к внешним заимствованиям.
Таким образом, давление стремящейся к нулю стоимости нефти отражается не только на России. При этом нужно учитывать, что положение РФ все-таки дополнительно ухудшается и политическим влиянием на нее.
Пожалуй, сегодня ответ на вопрос «где дно у бочки и когда прекратится падения цен на нефть?» не даст никто. Если обозначенная Вагитом Алекперовым цена рентабельной добычи нефти в 24 доллара за баррель верна, то можно сказать, что дно близко. Однако в истории уже были примеры, когда стоимость «черного золота» опускалась на порядок ниже этого значения, а страны продолжали торговать нефтью при цене ниже себестоимости - примеры современных Венесуэлы, Колумбии и Эквадора тому подтверждение.
В любом случае, минимизировать такие влияющие на нефтяные цены факторы, как спад китайской экономики, в ближайшее время будет достаточно проблематично.
Однако с каждым новым антирекордом вероятность того, что устранятся хотя бы факторы субъективные, а количество добываемой нефти будет снижено, становится все больше.
Источник: http://politrussia.com
Видимо, команда Стреляного Уха дожимают жидко наркофюрера под страхом устранения и изъятия нажитого непосильным трудом.
Руководство РФ несколько раз повторили