Главная » 2019 » Май » 27
21:15

Легендарный «подземный линкор» в Севастополе может быть модернизирован

Легендарный «подземный линкор» в Севастополе может быть модернизирован

Во время посещения 21 мая расположенной на окраине Севастополя знаменитой «тридцатки» — бронебашенной батареи №30 — командующий Черноморским флотом Игорь Осипов сообщил секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву, что дальнейшая судьба уникального фортификационного сооружения еще не определена.

«Сейчас решается: или это будет действующий музей, как крейсер «Аврора», или — модернизация», — сказал Осипов.

Слова комфлота дают Федеральному агентству новостей повод рассказать об истории «тридцатки» и попробовать спрогнозировать будущее батареи.

Шедевр фортификации

…Дождавшись от нас кивка, капитан-лейтенант направился за противоснарядную стену, прикрывающую вход в орудийный блок. Из железобетонного подземелья пахнуло теплом и машинным маслом. Да, батарея определенно не была музеем…

Обычно слово «шедевр» ассоциируется с холстом, красками, мрамором, бронзой и драгоценными камнями. Иногда — с нотными знаками. А как насчет шедевра, изготовленного из железобетона, электрокабелей, цейсовской оптики и стали? Да-да, именно из этих материалов отечественные конструкторы, инженеры и строители создали шедевр фортификации — бронебашенную батарею №30.

Ее история началась еще до Первой мировой войны, когда возникла необходимость качественного усиления береговой обороны Севастополя. Именно тогда, в 1913 году, севернее и южнее города начали возводиться две бронебашенные двенадцатидюймовые батареи. Южная впоследствии стала именоваться «тридцать пятой». Северной присвоили номер 30. Местом постройки последней выбрали возвышенность Алькадар (60 метров над уровнем моря) в 1,5 км восточнее устья реки Бельбек.

Октябрьская революция, а также последовавшие за ней иностранная интервенция и Гражданская война, прервали создание батарей на 11 лет. Решение о достройке батареи №30 по «царскому проекту» было принято лишь в 1928 году. Для орудийного блока пришлось практически вручную вырыть котлован объемом 32,5 тыс. кубометров. Объем последующих бетонных работ при сооружении «тридцатки» оказался столь велик, что специалисты считали его сравнимым с показателями постройки Днепрогэса!

В результате самого настоящего трудового подвига строителей и монтажников уже в 1934 году обе орудийные башни батареи №30 провели пробный отстрел. Полностью же батарея, чей личный состав насчитывал порядка 500 человек, вступила в строй в 1940 году. Ее командиром стал выпускник Московского артиллерийского училища капитан Георгий Александер.

Конструктивно основой бронебашенной батареи №30 был орудийный блок — монолитный железобетонный массив длиной 130 и шириной 50 метров. В 650 метрах на северо-восток от орудийного блока на господствующей над ним высоте находились рубка с дальномером фирмы «Цейс» и железобетонный блок командного пункта батареи. Под ним, на глубине 37 метров, — главный центральный пост с системой управления стрельбой.

Командный пункт и орудийный блок соединяла 650-метровая подземная шахта-потерна. Внутри орудийного блока находились погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные отсеки, а также фильтры противохимической защиты. Всего — 72 помещения общей площадью свыше 3000 кв. метров.

Батарея имела полностью автономное электро-, тепло- и водоснабжение. Крыша орудийного блока была выполнена в виде конструкции толщиной 3-4 метра из железобетона, песка, еще одного слоя железобетона, стальных швеллеров и асфальтобетона. Этот «бутерброд» мог выдержать попадание практически любых крупнокалиберных снарядов.

Над крышей орудийного блока возвышались две 305-мм двухорудийные башенные установки МБ-2-12, способные поражать цели на дистанции почти 28 километров. Таким образом, по калибру орудий «тридцатка» не уступала дредноуту, а по степени защищенности даже превосходила его. Вероятно, это и привело к появлению красноречивого прозвища батареи — «подземный линкор».

До последнего снаряда

Спроектированной для обороны Севастополя от вражеских кораблей «тридцатке» пришлось иметь дело совсем с другим противником. Утром 1 ноября 1941 года авангард 132-й пехотной дивизии вермахта в районе станции Альма, сам не подозревая того, пересек «красную черту» — максимальную дальность стрельбы «тридцатки».

В 12.40 развернутые в сторону суши и поднятые на предельный угол возвышения стволы батареи «подземного линкора» открыли огонь. На позициях немцев разверзся настоящий ад. Рассчитанные на сокрушение корабельной брони 305-мм снаряды оставляли в земле громадные воронки. Ударная волна плющила технику, а люди в зоне поражения просто испарялись…

С этого дня «тридцатка» и ее южная «сестра» — бронебашенная батарея №35 — стали артиллерийским костяком обороны Севастополя. Немцы «тридцатку» бомбили, расстреливали ее всеми доступными калибрами, включая 600-мм мортиры «Карл» и 807-мм сверхтяжелое орудие «Дора». Последнее метало в сторону батареи чудовищные семитонные снаряды, но «тридцатка» держалась.

Раз за разом в казематах звучала команда Георгия Александера «Батарея, к бою!» В тусклом свете плафонов из погребов в башни подавались снаряды и заряды. Глухо клацали замки орудий.

Наводка.

— Залп!

Выстрел!

Отдача отбрасывала «телеграфные столбы» орудий назад. Затем гидравлика возвращала их в исходное положение. Громко шипел сжатый воздух, продувавший стволы.

И вновь — «Заряжай!..»

С орудийного блока снесло всю маскировку и дерн, а окрестности сплошь испятнало воронками, но «подземный линкор» держался. Обозначенная на немецких картах как форт «Maxim Gorki» батарея помогла отбить два штурма Севастополя.

К лету 1942 года на боевом счету «тридцатки» официально числились уничтоженными 17 танков, паровоз с вагонами, около 300 автомобилей, 8 минометных и артиллерийских батарей, 7 огневых точек и до 3000 человек пехоты противника.

7 июня 1942 года немцы начал третий штурм Севастополя. Значительно превосходя оборонявшихся по задействованным силам и средствам, к 17 июня противник блокировал батарею №30 и вышел на крышу ее орудийного блока.

На «тридцатке» закончились снаряды, а из четырех орудий уцелело лишь одно, но батарея держалась. Запертые под землей артиллеристы сражались до последнего даже тогда, когда немцы стали «глушить» их подрывными зарядами и заливать внутрь орудийного блока горючие масла.

Сопротивление в башнях и казематах батареи продолжался до 26 июня. Большая часть защитников «тридцатки» погибла. Георгий Александер попал в плен, был немцами опознан и расстрелян.

Осмотревшие батарею после окончания боев немецкие инженеры признали ее шедевром современной фортификации — бетонированные укрытия «тридцатки» уцелели несмотря ни на что!

Восставшая из мертвых

Но на этом жизнь «подземного линкора» не закончилась. Послевоенное обследование показало не только высокую степень сохранности орудийного блока, но и то, что его спроектированная еще до Первой мировой конструкция способна выдержать даже воздушный атомный взрыв. По этой причине было принято решение батарею №30 восстановить.

Для ее «реанимации» использовали две 305-мм трехорудийные башенные установки, демонтированные с линкора «Фрунзе», отправленного в металлолом. После модернизации эти установки МБ-3-12 ФМ вместе с новейшей системой управления огнем, радиолокационной станцией и теплопеленгаторами были установлены на «тридцатке».

В ноябре 1954 года батарея ожила:

— К бою! По головному крейсеру! Азимут!.. Центральная наводка! Стрельба с АРЛС полный! Заряд!.. Снаряд!.. Взрыватель!.. Курс!.. Скорость!.. По наблюдаемым данным! Ввести поправки! Контроль отсчетов! Поражение, один прицел, темп!.. Поставить на залп! Залп!

Внутри башен оглушающий рык 305-мм орудий звучал не громче пистолетного выстрела, но снаружи залп шести линкоровских стволов вынес все стекла в радиусе 500 метров от батареи. Впрочем, обновленная «тридцатка» отстрелялась по учебной мишени все равно блестяще. Мало того, теперь батарея №30 могла вести огонь в любое время дня и ночи на дистанцию почти 46 км.

В 1950-е севастопольский «подземный линкор» считался самой мощной артиллерийской батареей в мире.

Кстати, об оценках объектов военного назначения. Любопытно, что другие две башни главного калибра линкора «Фрунзе» еще в 1934 году достались береговой батарее №981 на острове Русский. Это дало повод флотским острякам после восстановления «тридцатки» именовать «Фрунзе» самым длинным линкором в мире, нос которого находится на Дальнем Востоке, а корма — под Севастополем.

Но вернемся к «тридцатке».

Благодаря своей фактурности бронебашенная батарея №30 неоднократно служила съемочной площадкой. В советское время на батарее снимались такие кинофильмы, как «Далеко на Западе», «Море в огне», «Ответный ход». Уже в наши годы «тридцатка» использовалась для съемок картины «Адмирал».

Считается, что финальный выстрел бронебашенная батарея №30 сделала в 1968 году.

Несмотря на массовое принятие на вооружение ракетной техники, «тридцатка» де-факто оставалась на боевом дежурстве до самого конца существования СССР. Затем боезапас с батареи был вывезен, а личный состав сокращен до одного взвода консервации. Именно на долю этого взвода выпала новая оборона уникальной батареи — на сей раз от процветавшего при украинских властях вандализма и охоты за цветметом.

Большую часть оборудования «тридцатки» российские военнослужащие смогли отстоять. Что это значит? То, что изготовленные еще при «царе-батюшке» 305-мм орудия батареи теоретически до сих пор за 72 часа можно привести в боеспособное состояние.

Время и память

В последний раз я посещал батарею в 2017 году. Хорошо помню, как под железной бескозыркой, венчающей братскую могилу погибших в 1942-м артиллеристов, ветер теребил цветы. Правее памятника покрытые серой или, как говорят на флоте, «шаровой» краской высились ворота. Рядом на бетонной стене читалась надпись: «Запретная зона. Объект МО РФ».

Тогда, в 2017 году, начальник отделения обслуживания и регламента специальных фортификационных сооружений, хозяин и главный хранитель «тридцатки» капитан-лейтенант Сергей Воронков расставил все точки над «i».

«Прошу помнить: это не музей, это воинская часть. У нас будет не экскурсия, а ознакомительное посещение военного объекта», — объявил Воронков.

Да, батарея определенно не была музеем в полном смысле этого слова, хотя музей части в орудийном блоке вполне присутствовал…

Теперь самое время вернуться к тому, с чего начинается этот текст, — к словам командующего Черноморским флотом Игоря Осипова о дальнейшей судьбе батареи.

Собственно, вариантов тут немного.

Вариант первый — оставить «все как есть», позволив взводу консервации и дальше в одиночку биться за сохранность батареи. Честно скажем, что силы в этой борьбе не равны: время берет свое, грозя неминуемым уничтожением шедевру отечественной фортификации.

Вариант второй — упомянутый Осиповым «вариант «Аврора», подразумевающий сохранение на «тридцатке» присутствия военнослужащих, появление штата экскурсоводов из числа гражданского персонала, осуществление на батарее комплекса реставрационных работ и превращение всего объекта в полноценный музей с соответствующей инфраструктурой и оборудованием.

Вариант третий — это вариант №2, дополненный созданием на территории «тридцатки» севастопольского филиала военно-патриотического парка «Патриот». Это может сказаться на аутентичности батарейного хозяйства, но превратит «тридцатку» в многофункциональный объект, заметно повысив его востребованность, а значит и посещаемость.

Вариант четвертый — самый фантастический и дорогой. Он подразумевает понимание фразы Осипова о возможной «модернизации» батареи как возвращение «тридцатки» в строй в качестве сугубо военного объекта.

На первый взгляд, идея увенчать процесс укрепления обороноспособности Крыма появлением в Севастополе боеспособной (!) двенадцатидюймовой бронебашенной батареи, чьим снарядам будет откровенно «наплевать» на современные системы ПРО, ПВО и РЭБ, а также любую конструктивную защиту корабля, выглядит достаточно привлекательно. Но это только на первый взгляд. Потому что такая реанимация «тридцатки» неминуемо поставит министерство обороны РФ и ОПК России перед поистине колоссальным объемом задач. Причем необходимость с нуля восстанавливать полный цикл производства боеприпасов для «тридцатки» будет являться из этих задач едва ли не самой простой…

С этой точки зрения более осуществимой видится идея демонтажа артиллерийских башен и переоборудование «тридцатки» в хорошо защищенную стартовую позицию берегового ракетного комплекса «Бастион», выполненного в стационарном варианте с шахтным размещением ракет. Но для подобного «экспромта» куда лучше подходит, например, тот же заглубленный в скальный массив «Объект 100», расположенный восточнее Балаклавы и располагающий боеспособным дивизионом берегового ракетного комплекса «Утес».

В общем, при всей пафосности варианта №4, выбирать российскому военному командованию придется между вариантами №2 и №3. Впрочем, с учетом необходимости финансирования куда более актуальных для российских силовиков проектов, чем севастопольская «тридцатка», не исключена вероятность и варианта №1.

Но надежда, как известно, умирает последней, поэтому будем верить в лучшее. В то, что не только мы, но и наши потомки смогут прийти на «тридцатку», чтобы отдать дань памяти героическим защитникам Севастополя, восхититься талантом отечественных фортификаторов и с трепетом прикоснуться к броне артиллерийских башен «подземного линкора». 

https://riafan.ru/1181038-lege...



Просмотров: 448 | Добавил: vovanpain | Легендарный «подземный линкор» в Севастополе может быть модернизирован | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 3
avatar

-1
1
Уверен, что в Севастополе есть много других актуальных проблем, на которые стоило бы потратить необходимые для этой реконструкции деньги.
avatar

1
2
Извиняюсь за оффтоп.

Однажды на работе сэкономили около десяти тысяч рублей. Шеф раздробился и разрешил купить для коллектива что-нибудь нужное. Посовещались мы, офисный планктон, и приняли решение взять несколько кулеров для воды. Так и сделали. Купили и поставили их в коридоре, что бы все могли пользоваться.
Думаю, какой же начальник у нас молодец. 
Однако, не все были со мной согласны. Уборщица бурчала, что нужно было купить новое ведро со шваброй, водитель чертыхался, лучше бы приобрели запасное колесо (уже год просит), экономисты хотели микроволновку к себе комнату отдыха, а сторож остался недоволен, так как в дежурке диван старый и пружины торчат, спать ночью плохо.
К чему это я? Ах да, Севастополь....
avatar

0
3
Антон, не удивляйтесь! Этот яблочник из постоянных недовольных...
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх