Разгар Шестидневной войны, 8 июня 1967 года. Шестой флот США получает сообщение от одного из своих кораблей, USS Liberty: «Нахожусь под атакой противника позиция 31-23N 33-25E корабль торпедирован прошу немедленной поддержки». Через полчаса с авианосцев USS Saratoga и USS America в небо поднимаются самолёты. Уже после взлёта пилоты получают приказ — все атакующие Liberty силы признать враждебными и уничтожить на месте. В 15:05 радисты Шестого флота наконец отвечают на отчаянные призывы о помощи, обещая поддержку с воздуха.
Через пять минут самолёты… разворачивают в воздухе.
В 15:15 авиация Израиля, атаковавшая USS Liberty, начинает расстреливать спущенные на воду спасательные шлюпки.
Атака
USS Liberty оказался у берегов горящего Синая не просто так. Он дежурил в нейтральных водах — с заданием перехватывать все радиосообщения воюющих сторон и переправлять их NSA. Американцам нужно было знать, как идёт Шестидневная война — преданный американский союзник Израиль схлестнулся со своими арабскими соседями. На Liberty практически не было оружия, зато на палубе возвышалась большая и заметная тарелка передатчика.
Судно действовало без прикрытия. Капитана корабля, Уильяма МакГоннагла, это смущало: вокруг шла война, а из защиты у Liberty был разве что американский флаг. Как только вспыхнули первые бои, МакГоннагл решил не рисковать кораблём и командой, и обратился к вице-адмиралу Шестого флота США Уильяму Мартину с просьбой выделить хотя бы один эсминец. Вице-адмирал дал официальный ответ 6 июня: «Liberty чётко идентифицирован как американское судно, находится в нейтральных водах и не принимает участия в конфликте. Ни одна из сторон не имеет причин его атаковать. В просьбе отказано».
8 июня USS Liberty обнаружили израильтяне. Над кораблём описывал круги разведывательный самолёт, матросы махали ему руками и даже сумели сфотографировать. Никакой опасности они не чувствовали — Израиль и США были союзниками. Погода была ясная, на мачте развевался американский флаг.
В последний раз разведчик пролетел над Liberty в 12:35. Больше он не появлялся. Капитана МакГоннагла не оставляли дурные предчувствия, и он объявил учебную тревогу. К двум часам дня команда закончила учения — моряки сняли каски и спасательные жилеты и вернулись во внутренние помещения корабля. На cудне стояло много чувствительной аппаратуры и работала мощная система вентиляции. Матросы потом вспоминали, что служба там была похожа на курорт — море, солнце и кондиционер.
Курорт кончился в 14:00. Два боевых самолета «Мираж» приблизились к кораблю и открыли огонь. От первого удара погибло 8 моряков, 75, включая капитана, были ранены. «Миражи» чередовали ракеты и авиационные пушки. Американские радисты пытались связаться с Шестым флотом, но не могли — связь им заглушили заранее. Команда по мере сил отбивалась из пулемётов, но больше ничего не могла сделать. Отстрелявшись, «Миражи» развернулись и исчезли. А дальше появились два бомбардировщика — они залили палубу напалмом. Надстройки вспыхнули, и американцам осталось только спасаться в трюмах.
Но и это было ещё не всё. К Liberty подошли израильские торпедные катера — погода, как уже было сказано, стояла ясная, и если по поводу авиации ещё могли быть сомнения, то теперь Щит Давида на бортах катеров был виден американцам издалека — а израильтяне не могли не заметить американский флаг. Катера открыли пулемётный огонь, не давая команде выйти из трюмов и бороться с огнём. Моряки были заперты. МакГоннагл приказать уничтожить аппаратуру и корабельные компьютеры.
В трюме моряки молились и ждали подмоги. Очевидцы вспоминали потом, что один из матросов, Родни Кэмпбелл, пытался отвлечь товарищей от мрачных мыслей, но быстро передумал.
Брайс Локвуд, переводчик с русского, служивший на Liberty:
В общем, я понял, что жизнь моя кончается. А Родни сунул лист бумаги в печатную машинку и сказал: «Вы, ребята, делайте что хотите, а я напишу родным». И стал печатать: «Дорогая Айлин, ты не представляешь, что с нами случилось…»
Кэмбелл не дописал свое последнее письмо — израильские катера выпустили по Liberty пять торпед. Четыре прошли мимо, а пятая ударила ровно в то место, где сидел Родни. Кроме него от взрыва погибло еще 24 американких матроса. Локвуд выжил чудом. Через пробоину в трюм хлынула вода.
Как раз в этот момент радисты корабля, сумевшие из нескольких разбитых передатчиков соорудить один работающий, смогли послать сигнал Шестому флоту. К тому времени торпедные катера окончательно перестали стесняться и били из пулемётов по раненым на палубе и по спасательным шлюпкам.
И тут всё кончилось. Катера прекратили огонь и отошли от горящего американского корабля. Вскоре над Liberty завис израильский вертолет, и с него на закопченную, залитую кровью палубу сбросили бумажный пакет. В нем была табличка с вопросом на ломаном английском: «Потери есть?»
Потом с одного из торпедных катеров просемафорили: «Нуждаетесь ли вы в помощи?». По официальной версии, капитан МакГоннагл вежливо отказался. По неофициальной он приказал отбить в ответ «FUCK YOU».
USS Liberty находился под огнем чуть меньше двух часов. Погибли 34 члена экипажа, еще 174 получили ранения.
Поиск виноватых
Как уже упоминалось, сигнал с Liberty дошел до Шестого флота только через полчаса после начала атаки. Вице-адмирал Уильям Мартин поднял в воздух свою авиацию и сообщил о нападении наверх. Всего через 15 минут ему пришёл неожиданный приказ: самолеты вернуть, держать командование в курсе ситуации. К чести Мартина, он не поверил, что ему предлагают бросить горящий Liberty, и поначалу решил, что дело в ядерном оружии, которое теоретически могли нести его самолёты. Ещё через четверть часа с авианосцев взлетели перехватчики с конвенционным вооружением — но и их было приказано вернуть.
Пока торпедные катера отходили от Liberty, американское посольство в Тель-Авиве было уведомлено об атаке. Израильское командование утверждало, что офицеры приняли корабль за египетское судно.
10 июня Госсекретарь США Дин Раск передал израильскому послу документ, который до сих пор остаётся единственной официальной реакцией правительства Соединенных Штатов на инцидент с USS Liberty. Израильская сторона обвинялась в «военном безрассудстве, повлекшим за собой человеческие жертвы». Американцы требовали «наказать командиров, отдавших преступный приказ» атаковать «судно, не представлявшее никакой угрозы ни для одной из воюющих сторон».
Но этим дело и кончилось. Сразу же после сообщения об инциденте Верховный военный прокурор Израиля начал дело против атаковавших корабль офицеров IDF — но дело не дошло даже до трибунала. Израильский судья не согласился с мнением США о «военном безрассудстве» и «не обнаружил в действиях вооруженных сил Израиля состава преступления, позволяющего довести дело до суда». Больше о вине израильских военных не говорила ни одна из сторон.
Американцы тоже не горели желанием разбираться в этой загадочной истории. ВМФ США создал комиссию по расследованию инцидента, куда кроме американцев вошли и англичане. Это было стандартной процедурой в такого рода делах, за исключением одной странной детали: по словам некоторых из членов комиссии, они получили устное указание разобрать дело за одну неделю. Комиссия отправилась в Средиземное море, опрашивать выживших членов команды и осматривать повреждения корабля — то, что осталось от Liberty, стояло на Мальте.
Через восемь дней комиссия закончила отчет о расследовании. С отчётом тоже понятно далеко не всё: начнём с того, что полностью он не рассекречен до сих пор, а в прессу попал в сильно отредактированном варианте. Этот последний вариант сообщал, что израильтяне, скорее всего, не смогли опознать в Liberty американский корабль. Но в 2003-м вышли мемуары Ричарда Хелмса, в 1967 году директора ЦРУ, и там он пишет об этой истории однозначно:
Правительство Израиля принесло США извинения за этот инцидент, но в Вашингтоне мало кто верил, что израильтяне могли принять американское судно за чье-то еще. В промежуточном отчете нашей разведки утверждалось, что евреи ошиблись, и их действия не были враждебны Соединенным Штатам… Я не состоял в комиссии по расследованию, но она пришла к выводу, что израильтяне без всяких сомнений прекрасно понимали, что делают. Я до сих пор не могу понять, зачем Израиль атаковал наш корабль и кто отдал этот приказ.
Чем Израиль оправдал нападение на Liberty? Сразу после боя командир группы торпедных катеров Моше Орен заявил командованию, что корабль шел без флага и обводами очень напоминал египетский корабль «Эль-Кусейр», якобы находившийся в районе. Орен утверждал, что Liberty не дал никакой информации о своей принадлежности, послав только сигнал AA с ручного семафора, что означает готовность к переговорам. А дальше бывалый морской волк якобы вспомнил, что именно так во времена Суэцкого кризиса вел себя египетский корабль «Ибрагим эль-Авал», и приказал продолжить обстрел.
Стоит заметить, что реально существующий египетский «Эль-Кусейр» был вооружен куда лучше Liberty, имевшего всего 4 пулемёта 50 калибра. И уж тем более посреди палубы «Эль-Кусейра» не торчала огромная тарелка.
Выжившие американские моряки утверждают, что Liberty шел под американским флагом, а погода была ясная. Мало того, после того как флаг сорвало с мачты огнём авиапушек, матросы подняли новый. Капитан МакГоннагл вообще говорил, что все время атаки сигналил торпедным катерам, сообщая, что корабль принадлежит Соединенным Штатам.
Не стоит забывать и о том, что израильский самолёт-разведчик нарезал над кораблём круги с шести утра. Сложно поверить, что низко летящий разведчик не заметил ни флага, ни опознавательных знаков на борту корабля, а толпу махавших ему американцев принял за враждебных египетских моряков.
Источник: http://sputnikipogrom.com