«Турецкие и российские силы, а также иностранные боевики, завезённые теми или иными странами, должны уйти как можно скорее, поскольку только ливийские вооружённые силы обладают законным правом обеспечивать безопасность Ливии», — сказал президент Франции.
По его словам, ответственность европейцев в том, чтобы «все, кто дестабилизирует Ливию, прекратили это». Он подчеркнул, что рассчитывает на твёрдость в этом вопросе своих союзников по ЕС.
Насчёт того, кто в Ливии обладает «законным правом», — это г-н Макрон, конечно, «мощно задвинул». Учитывая весь кровавый абсурд, который творится там уже десятилетие. Начавшийся, смею напомнить, не без участия самой Франции. Когда «международное сообщество» длительный период считало законным правительство, контролировавшее несколько кварталов в Триполи.
Впрочем, это лирика. На самом деле заявление г-на Макрона гораздо примечательнее, чем может показаться. Причём, главным образом, уровнем своего лицемерия.
Евросоюз вообще и отдельные его члены в частности были активнейшим образом вписаны в ливийский конфликт с самого начала. Вот только были они там на вторых ролях и особых успехов не достигли. А интерес у них вполне конкретный и к установлению мира на данной многострадальной земле отношения не имеет.
Франция, имевшая там интерес с колониальных времён, длительный период прямо выступала на стороне одного из полевых командиров — Хафтара, делая это вопреки формальным дипломатическим усилиям ООН и ЕС. Одна из причин этого состояла в том, что к числу целей французского правительства относилось приведение в регион своей энергетической компании Total.
Впрочем, Хафтар в итоге начал следовать интересам игроков, более сильно представленных в данном регионе. Например, РФ.
С другой стороны, Италия, ещё одна бывшая колониальная держава, играла на стороне того самого правительства в Триполи и поддерживала стабильные контакты с племенными ополчениями в столице и на западе страны. Где действовали самые крупные группы по контрабанде нефти и беженцев.
Здесь сработал внутриевропейский конфликт: после того как ЕС, и особенно Франция, не предоставил Италии помощь в приёме «лодочных беженцев», в 2017 году Рим вновь принял на вооружение старую тактику: ливийским полевым командирам были предложены «стимулы» для предотвращения переправки беженцев через Средиземное море. Их попросту подкупили.
Итальянские деньги напрямую направлялись полевым командирам, что, разумеется, отрицалось тогдашним итальянским же правительством. Но очевидно, что сотни миллионов евро были распределены между вождями племенных ополчений через правительство в Триполи, по сути, ставшее брокером Рима.
И это не говоря уже о прямой поддержке частной армии могущественного семейного клана Даббаши, бойцы которой на протяжении многих лет надёжно охраняют нефтегазовый завод итальянской энергетической компании ENI в Западной Ливии. Разумеется, Италия всерьёз желает усиления своего присутствия.
Так же, как и Германия, у которой амбиции иного рода: она желает усилить свой международный авторитет, став главной переговорной площадкой по Ливии, что у неё также не выходит по ряду причин.
Вот это всё и стоит за «миротворческими призывами» г-на Макрона — он банально желает удалить конкурентов из региона. Вот и всё.
Вряд ли, правда, он на это всерьёз рассчитывает. Его высказывание, скорее всего, носит чисто ритуальный характер. Но в любом случае воспринимать его надо именно так — как отвратительное лицемерие, за которым стоит только желание получить доступ к ливийскому пирогу. Не более того.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю