Любители больших сделок. Теперь и Палестина!
Наконец то произошло то, что давно обещали американские власти, лица, близкие к американским властям и просто комментаторы, которые интересовались данной темой. Озвученная как план сделка по Палестине наконец то обрела параметры. Однако эти параметры больше удивили, чем воодушевили. Удивили своей неповторимой наглостью, так как предложения по сделке можно назвать чем-то типа предложения в подворотне «купить кирпич».
Хотя что можно было ожидать от Трампа, который до этого уже сделал два реверанса в сторону Израиля и серьёзно обозлили исламский мир (независимо от толка и лидера)? Политический «хайп» мастерски освоенный Трампом свидетельствует, что для американского лидера все это всего лишь информационный повод занять более благоприятную позицию в текущем раунде мировой глобальной игры.
Трамп не только раструбил миру, что он предложил некий план, который даст Палестине мир (о том так ли это чуть дальше), но и направил соответствующий план всем причастным, или не причастным. Включая ведущие мировые державы. Франция, Великобритания, Россия и даже Китай оказались проинформированными о содержании этой пресловутой «сделки века». А это уже определенный вызов, перчатка, брошенная в сторону других мировых игроков Трампом. Дескать, я решаю все мировые проблемы, а Вы тут только разговариваете. Трамп любит показывать себя активным и деятельным, заботящимся о мире и обеспечивающим стабильность. Увы на деле все наоборот. Большинство предложений – это высевание зерен конфликтов.
Сделка о которой идет речь сейчас в общем то это совершенно не новое решение. И Кемп-Девидские соглашения между Израилем и Египтом, и соглашения в Шарм-эль-Шейхе между Палестинской автономией и Израилем все по большому счету представляло предвестие этой «сделки века» - существенные уступки в обмен на формальное признание.
Невыгодность этих сделок для арабов заменялась одним и тем же – повышением политического статуса арабского политического образования. И несколько раз при таких переговорах арабов удавалось «прогнуть» для заключения невыгодных сделок. Так что у Трампа есть все основания полагать, что так будет и сейчас, палестинское руководство не будет упираться, а примет предложения Трампа в ответ на официальное признание со стороны Израиля и США Палестины как государства. И это при том, что Палестину признало большое число стран (более 70) и даже отдельные международные организации, в том числе такие, как ЮНЕСКО.
Тогда в чем состоит необходимость этой «сделки века», озвученной сейчас Трампом? Попробуем разобраться.
Предыстория
Предысторию Палестины можно начинать с библейских времен. Но вряд ли нужно. Все равно, фактическая современная история Палестины - это история искусственного конфликта, созданного для того, чтобы цели манипулирования Ближним Востоком всегда имели реальный способ перезагрузить ситуацию на новый лад.
Таким мощнейшим детонатором стал фактически искусственно созданный арабо-израильский конфликт. В конце концов мировое сообщество вполне бы могло пойти на принцип и сделать Палестину единым арабо-еврейским государством с большой ролью муниципалитетов (собранных по национальному принципу). Но идеи «национальных государств» все еще витали в воздухе, да и такой шанс на потенциальный конфликт, который открывался с созданием на одном пяточке сразу двух государств – арабского и еврейского вряд ли бы выдался при условии создания изначального общего государства.
Особый шик представляет нарезка первого палестинского арабо-израильского разграничения. Арабское государство представляло собой три несвязанных анклава в долине реки Иордан, а также на границах с Ливаном и Египтом. Такая расстановка могла бы пройти, если бы части будущей Палестины стали бы частями других государств. Например, «сектор Газы» примкнул к Египту, территория у границы с Ливаном к Ливану, а долина реки Иордан к Иордании. Но арабы палестины хотели свое государство, поскольку отношения в арабском мире порой напоминают серпентарий. Евреев расстановка сил также не очень устраивала как в части отсутствия коридора к Западному Иерусалиму, так и по другим вопросам. Конфликт был неизбежен, так же как и в других местах ,которые покидала Британская Империя, оставляя за собой мины ловушки в виде чудесно скроенной территории.
Во многом вопрос арабо-израильского урегулирования сталкивается с одной стороны с «умением» ряда еврейских лидеров и организаций не замечать присутствия в Палестине арабов, словно их там никогда и не было и не могло быть, а с другой с потрясающими чертами арабов.
Во-первых, это просто восхитительная «наивность». Арабские страны в самом начале становления Израиля поверили британским (а у Британии на новых израильтян был зуб еще за антиколониальную партизанщину последних в Палестине) россказням о том, что вновь созданное еврейское государство удастся очень быстро если не ликвидировать, то по крайней мере ужать, оставив за арабами Иерусалим и ряд других ключевых точек. Естественно, что, когда дело стало до войны (1947-1948 годов) британский след просто пропал, а коалиция в составе Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ирака и Йемена (практически весь арабский мир) не смогла справиться с вновь образованным Израилем (щедро поддерживаемым диаспорами). До сих пор эта война зовется у палестинских арабов «катастрофой».
Во-вторых, это не менее потрясающая способность решать свои геополитические проблемы за счет ближнего. По большому счету именно интересы сильных арабских государств проехались катком по интересам палестинских арабов, которые, если бы не «медвежья» помощь других государств уже давно бы обрели государственность в пределах того, что, собственно, предложила организация объединенных наций. Справедливо ли предложила? Вероятно - нет. Но последствия арабского демарша оказались еще хуже. Причем лишь на первом этапе хуже только для палестинцев, на следующих они оказались хуже для Сирии (потеря Голанских высот), для Египта (временная потеря суверенитета над Синайским полуостровом).
Сейчас в споре Израиля и палестинских арабов приоритет на стороне Израиля. И 70 лет государственности. И работающая экономика. И более-менее установившиеся отношения с рядом арабских стран. И безусловное наличие лобби в США. И отсутствие у посторонних игроков брать на себя какие-либо обязательства перед палестинскими арабами. Потому что не выгодно, муторно и по большому счету бесполезно. В результате арабская Палестина остается полу-созданным государством, потерявшим за эти самые 70 лет около половины своей территории по состоянию на 1947 год и рискующей потерять еще больше.
Значит ли это, что Палестине стоит согласиться на сделку с США? Даже если это и было бы рационально с точки зрения прекращения ползучей экспансии Израиля на оставшиеся арабские территории и окончательного обретения Палестиной своей государственности (логика в расчете – хоть что-то), это совершенно неприемлемо и с точки зрения не учета интересов арабских беженцев из Палестины до сих пол живущих в лагерях в других странах, да и с позиций палестинских политических организаций, которые при такой сделке просто теряют и свое лицо и политические возможности, а в перспективе и ХАМАС и ФАТХ просто прекращают свое существование, уступая место политическим партиям. А зачем им Палестина, если в ней не будет места им?
Трамп и большие сделки
Трамп – бизнесмен. Бизнесмен с большим опытом, как позитивным (империя Трампа не маленькая), так и негативным (несколько банкротств, пережитых в течение его жизни не добавляют повода ля оптимизма). И сделки он любит.
Сделки с Китаем, сделки с Ираном, похоже, что Трампу нравится сама концепция сделки, как что то, к чему стороны приходят постепенно, с выгодой для сторон и длительными последствиями. Себя он считает непревзойденным мастером заключать сделки, чуть лине гуру. Даже книжку об этом написал. Так что страсть Трампа к сделкам вполне понятна. Не понятна только та вольность, с которой Трамп относится к наполнению сделок и переговорам по этим самым сделкам. Иногда кажется, что Трампу более интересно делать предложения, а не добиваться его принятия. Одними лишь предложениями Трамп с одной стороны не может ухудшить сложившейся ситуации (максимум все останется таким, каким было раньше), а с другой стороны вполне может себе приписать усилия по решению проблемы. Да, это очковтирательство. Но такое очковтирательство - это нормаль для современного американского бизнеса, когда американские компании - это не то, как они работают, а то, что о них пишут в прессе и как на это реагирует биржа. Согласитесь, очень удобная позиция. Трамп, например, уже писал, что предотвратил несколько войн и недоумевал по поводу того, почему ему еще не вручили Нобелевскую премию мира. Все бы ничего если бы он не забыл указать, что это те войны, которые собственно США под его руководством собирались развязать и все миротворчество заключается в том, что Трамп решил не устраивать погром.
Что касается текущей сделки, то в конечном итоге может показаться не плохой со стороны тех, кто рационально смотрит на вещи. Ну предположим, что мы являемся премьер министром Израиля. Вокруг нас полно арабских государств, но они то борются с какой-то очередной внутренней смутой (как Сирия в недалеком прошлом), то переживают экономические сложности. Арабская улица хоть как ее облагодетельствуй никогда не будет смотреть на Израиль хотя бы терпимо. Среди арабских «диванных генералов» полно тех, кто призывает завтра же начать очередную все арабскую войну против Израиля. Но арабский мир сам не может разобраться в своем существе. Катар грызется с Саудовской Аравией, ОАЭ с Оманом, коалиция арабских стран доблестно получают удары от хуситов, пытаясь установить свои порядки в Йемене, идет непрекращающаяся грызня в Ливии. Арабскому миру откровенно не до Израиля. И настанет ли время, когда будет до него совершенно не понятно. На западном берегу Иордана уже масса еврейских поселений. В свое время Ариээль Шарон пытался ликвидировать некоторые из них. Безуспешно. Вариант того, что у кого-то другого появится возможность это сделать – нулевая. Рано или поздно появятся новые поселения, это практически неизбежно. Да и тот статус-кво, который сложился вполне устраивает. Существующие же сложности, типа Палестины в Юнеско, это то, что вполне можно пережить.
Вот и выходит, что Израиль идет на эту сделку охотно, но с ленцой, так как хуже точно не будет, а вот руководство Палестины наоборот, не может себе позволить практически неизбежную сделку (неизбежную в том плане, что лучшее никто все равно не предложит, а появление того, кто может и главное захочет к чему-то принуждать Израиль, а добровольно он не уступит). Вопрос о том, что какие-то шаги в пользу Палестины может сделать Россия – глубоко ошибочны. Никакого интереса у России принуждать к чему-то Израиль в пользу арабов палестины нет.
Имеет ли сделка смысл?
Сделка, предложенная Трампом, смысла не имеет. Израиль ее принял, Палестинская автономия - решительно отвергла. Что естественно. Более того она же (НПА) даже расторгла дипломатические отношения с Израилем и США (что в принципе уже лишнее, но для пущего демарша пойдет).
Сделка неприемлема для палестинских арабов по трем причинам. Во-первых, она урезает слишком большие пласты территории у и без того невеликой Палестины, во-вторых, она не решает вопрос с арабскими беженцами из Палестины, а они – это тяжелый груз для всего арабского мира, и, в-третьих, предусматривает разоружение ХАМАС и ФАТХ, что в итоге приведет к их медленному затуханию. Это неприемлемо. Гипотетически у США есть шанс решить данные проблемы, а именно: убедив лидеров других арабских стран дать палестинцам свое гражданство или подданство, нет не граждан, нет проблемы. Это будет сложно, но реализуемо, не такая уж это и проблема. Кроме того, полагаю возможно выкроить еще какую-то часть земель для Палестины, хотя бы в пустынных районах, чтобы хотя бы смотрелось более-менее равнозначно. Купить землю у Иордании чтобы отдать ее Палестине не вышло, может выйдет что-то другое. Наконец разоружение ФАТХ и ХАМАС вполне можно сделать путем перехода их в официальное военизированное формирование Палестины под международным контролем в рамках программы помощи. На такое, полагаю арабы пойти могут.
В сделке есть действительно сильные составляющие. Кроме денег (50 миллиардов это не мало, но представляется, что эта часть сделки может еще и подрасти) которые пойдут на строительство индустриального и сельскохозяйственного кластеров стоит учесть действительно прорывной вопрос со строительством коммуникаций в частности тоннеля (автомобильного и железнодорожного), соединяющего Западный Берег Иордана с Сектором Газы, совокупности мостов и тоннелей внутри Западного Берега. Это и возможность уменьшить безработицу, и транспортная артерия и превращение Палестины из совокупности анклавов в единое образование. Такого предложения Палестине вряд ли кто-то когда-то еще сделает. Хотя бы потому, что только США сейчас под силу «убедить» Израиль пойти на такие грандиозные меры.
Но без трех вопросов о которых уже говорилось сделка не жизнеспособна. И вряд ли Трампу удастся ее протащить. По крайней мере до выборов в ноябре 2020 года.
Спасти рядового Нетаньяху, или куда катится мир
Но если сделка, которую предлагает Трамп не имеет каких-либо вариантов к заключению, тогда зачем вообще предлагать такую «сделку»? Нет, разумеется, никто не предполагал, что американские власти чем-то обидят Израиль. В случае, если такое бы случилось израильское лобби в США постаралось бы осложнить Трампу жизнь в преддверие американских президентских выборов. Очевидно, что такое осложнение ни Трампу, ни членам его команды совершенно не нужны.
Но для чего же тогда Трампу эта странная «сделка века»? Которую никто не хочет заключать в арабском мире? Видимо ответ нужно искать в понимании существа момента и всей американской политики. Итак, для чего Трампу эта сделка?
Во-первых, реноме США в арабском мире пошатнулось. На Ближнем Востоке появилась Россия, которая в Сирии демонстрирует весьма существенные успехи, а из Ирака штаты уже просят с вещами на выход. Сделка является основанием для того, чтобы оживить американо-арабскую дискуссию став более важной частью обсуждения, чем вывод американских сил из Ирака. Таким образом – сделка уже служит аргументом в к отвлечению внимания.
Во-вторых, очень плохая ситуация на выборах сложилась для Б.Нетаньяху. Его пария может проиграть, а он сам в таком случае сесть на скамью подсудимых за коррупционные деяния. Этого он, разумеется, не хочет. Сделка, предложенная Трампом, для него возможность заявить, что именно благодаря ему появился свет в конце тоннеля арабо-израильских переговоров. При этом данный свет без ущерба для еврейских поселений в долине Иордана. Это должно дать новые очки рейтинга в копилку Нетаньяху. А уж он то постарается отблагодарить Трампа за щедрый подарок.
В-третьих, у самого Трампа скоро выборы. Заключить сделку и дать мир Палестине для Трампа было бы равносильно выигрышу выборов досрочно. Американские СМИ разнесут весть о роли Трампа, и он будет представляться в качестве миротворца и друга Израиля. Для американского избирателя это хотя и не критически, но важно. А на выборах лишних голосов не бывает.
В-четвертых, в США проходит голосование по импичменту. Обвинения с Трампа снимут. Это безусловно, но медийный шум останется. Этот шум будет перекрыт шумом от обсуждения сделки. Сделка, даже не заключенная позволит переключить внимание внутри США с обвинений Трампа на обсуждение его плана, который для американцев, привыкших судить все по числу нолей в цифрах будет выглядеть достойно. Сделка на 50 миллиардов, это звучит!
Наконец, в-пятых, предложением сделки США перехватывают инициативы по палестино-израильскому диалогу. Пока больше никто не внес конкретных предложений по урегулированию (ЕС и Россия предлагают пока только площадку для встречи, но не готовы брать на себя финансовые и иные гарантии) именно Трамп со своей кривой, но наличествующей сделкой будет вести ход игры. И это дает ему некоторые стратегически преимущества.
История американской сделки века поучительна. Она учит всех, что гегемон начинает прибегать к уловкам, лежащим за пределами политической морали (если у политики вообще есть мораль) и играть ресурсами, которые еще доступны. Хотя бы ля того, чтобы создать видимость.