Сегодня мы продолжим рассказ о Людовике IX и поговорим о VII крестовом походе, организованном этим французским королём (начало смотрите здесь
). Многие историки, кстати, считают, что у Людовика IX был шанс войти в историю как очень хороший король, если бы не организованные им крестовые походы, которые закончились просто эпическими провалами и нанесли огромный ущерб экономике Франции. Из фильма «Айболит-66» каждому советскому человеку известно, что «
Выбор направления
». Вот и Людовик IX, собираясь отвоевать Иерусалим, решил нанести удар по Египту. В этом месте, конечно, вспоминается известная советская песня:
«Он шел на Одессу, а вышел к Херсону.»
Но ещё со времён Салах-ад-Дина противоборствующими сторонами в Палестине практиковалась тактика «выжженной земли», в результате эта область превратилась в полупустынную территорию с редкими оазисами. Констебль Шампани Эрар де Валери, отличившийся ещё в сражениях против восставших баронов Пуату и армии Генриха III в 1242 г., на Лионском соборе заявил о трудностях снабжения армии в Палестине. Но Иерусалим тогда принадлежал египетским Айюбидам. Решив ударить по ним на родной для них земле, Людовик надеялся, что султан Ас-Салих Айюб ибн Мухаммад, напуганный нанесёнными ему поражениями, вынужден будет уступить ему Святой город. Однако получилось всё по известной поговорке: «Отправился по шерсть, вернулся стриженным».
Путь в Египет
12 июня 1248 года Людовик IX торжественно выехал из Парижа. С ним находились жена Маргарита, братья Робер, граф Артуа, и Карл, граф Анжу, Мэна и Прованса (будущий король Сицилии, Албании, основатель Анжу-Сицилийского дома). Третий брат короля Альфонс де Пуатье прибудет в Египет позже. Находившийся с ним тесть Раймунд умер по дороге, так что в захваченную крестоносцами Дамиетту он прибыл, имея дополнительный титул графа Тулузского.К походу Людовика примкнули также рыцари воинских орденов госпитальеров и тамплиеров. Из Англии с довольно многочисленным отрядом прибыл Уильям, граф Солсбери.25 августа 1248 г. в порту Эг-мор началась посадка на корабли, 28 августа французский флот вышел в море.
18 сентября 1248 г. французские корабли достигли берегов Кипра, где крестоносцы остановились, чтобы переждать период зимних штормов. В декабре того же года на Кипр прибыли монгольские послы: хан Гуюк предлагал французскому королю мирный договор и даже помощь в освобождении Иерусалима! Монголы в это время наступали на египетские владения с востока и в 1260 году взяли Дамаск, что стало их последним успехом. Вместо переговоров по существу дела, Людовик IX отправил в Каракорум католических миссионеров во главе с доминиканским монахом Андре де Лонжюмо (это ему ранее была поручена почётнейшая миссия доставить в Париж Терновый венец Спасителя). Позже, в 1253 году, уже после освобождения Людовика из мусульманского плена, в Каракорум был послан и францисканский монах Гильом де Рубрук, оставивший ценные воспоминания о своей поездке.С другой стороны, за помощью к Людовику обратились теснимые мусульманами Латинская империя и Антиохийское княжество. Свой план войны представил и магистр ордена Тамплиеров Гийом де Соннак. Однако короля эти предложения не заинтересовали. От Кипра крестоносцы могли бы отправиться к христианской крепости Акра. Однако решено было атаковать египетский город Дамиетта, который находился гораздо дальше от Иерусалима. Это, конечно, была стратегически важная крепость, от которой открывался путь на Каир – столицу Айюбидов, и на Александрию, важнейший египетский порт на Средиземном море. Весной 1249 года к берегам Египта отправились 1800 больших и малых кораблей, на которых разместились около 15 тысяч человек, в том числе более двух с половиной тысяч рыцарей и около пяти тысяч арбалетчиков.
Первые успехи
В пути шторм разбросал суда христианской эскадры, так что к Дамиетте подошли примерно две трети кораблей. Первыми на египетскую землю ступили тамплиеры во главе с маршалом Рено де Вишье. А из французов, как утверждают, первыми оказались король Людовик IX и Бодуэн де Реймс, отец Жана Жуанвиля. Мусульманская конница, встретившая крестоносцев на берегу, не смогла их остановить. Египтяне отошли от Дамиетты практически без боя, сдав её 5 июня 1249 года. Не очень давно, в 1219-1229 гг., армия V крестового похода осаждала этот город полтора года. Сейчас, в 1249 году, он пал за один день, и крестоносцев охватила эйфория. Между тем старый и тяжело больной султан Аль-Салих вступил в переговоры, предлагая обменять Дамиетту на Иерусалим, Назарет и Вифлеем. Предложение было более чем выгодным, однако Людовик IX опрометчиво отказался: он уже хотел Великой победы над исламом, не ведая, каким позором обернётся для него продолжение этой войны. В Дамиетте крестоносцы находились в бездействии почти полгода. Вначале праздновали победу и ожидали отставших соратников, потом пришло время разлива Нила. В октябре в Дамиетту с подкреплением прибыл ещё один брат Людовика – уже упоминавшийся Альфонс, граф Пуатье и Тулузы. К этому времени христианская армия уже испытывала трудности с продовольствием. Нужно было, наконец, двигаться дальше – на Каир или на Александрию. Ситуация в Египте, казалось, благоприятствовала крестоносцам: как раз в это время умер султан ас-Салих Айюб, а его преемник Туран-шах не подавал особых надежд.
Сражение при Эль-Мансуре
Людовик IX, оставив беременную жену в Дамиетте, направился к Каиру. Христианская армия медленно продвигалась вдоль Нила, её сопровождал флот из «». Через месяц, 21 декабря, крестоносцы подошли к крепости, которая позже будет названа мусульманами Эль-Мансур – «Победа». Вы уже догадались, почему она получила такое название? Здесь крестоносцев ожидала армия эмира Фахр ад-Дина, с которым они уже встречались у Дамиетты. Два войска разделял восточный рукав дельты Нила, называвшийся Танис. Чтобы перейти на другой берег, крестоносцы пытались перегородить Танис насыпной дамбой. Египтяне всячески старались им помешать. Два месяца христиане и мусульмане вели здесь позиционную войну, в которой крестоносцы использовали 19 камнеметов – требюше, а египтяне отвечали им из 20 тяжелых катапульт. Большое впечатление на европейцев произвёл греческий огонь, использовавшийся их противниками. Сохранилось такое описание Жуанвиля:
«Когда заряд летел в нас, то походил на огромную бочку с уксусом, за которой тянулся огненный хвост, и раздавались раскаты грома. Свет, который шел от этой огромной пылающей массы, был так ярок, что весь лагерь представал как на ладони, словно днем.»
Наконец, перебежчик-бедуин, польстившись на золото, показал брод через реку.Брат короля Робер д’Артуа возглавил отряд, которому было поручено переправиться на вражеский берег и удерживать плацдарм до подхода основных сил. В его подчинении оказались лучшие кавалеристы армии и рыцарских орденов. О высоком боевом духе этих воинов говорит тот факт, что несколько рыцарей утонули, так и не позвав на помощь находившихся рядом товарищей – чтобы не нарушить приказ о полной тишине. Убедившись, что переправа его отряда осталась незамеченной противником, Робер, вопреки воле короля, напал на ничего не подозревающих египтян. Внезапная атака мусульманского лагеря имела успех: был убит командующий – Фахр ад-Дин, сарацины бежали, пытаясь укрыться в крепости. Робер Артуа уже мог считать себя героем. Ему следовало всего лишь остановиться на достигнутом и дождаться подхода остальных частей, уже начавших переправу, в первую очередь – пехоты, без которой немыслим штурм любой крепости. Однако, вопреки советам магистра и маршала тамплиеров, он приказал своему отряду преследовать сарацин и ворвался в крепость. Здесь на узких улицах преимущество тяжеловооруженных рыцарей сошло на нет, а их противниками стали два полка мамлюков, только вчера вошедших в город. Контратаку возглавил Бейбарс – талантливый полководец, который скоро совершит государственный переворот, сам станет султаном и получит о многом говорящее прозвище «Лев Египта».О мамлюках и Бейбарсе было немного рассказано в статье Судьбы героев «Слова о полку Игореве». Падение половцев
.Из тысячи лучших воинов Европы спастись сумели лишь около 50 человек. Среди них был магистр тамплиеров Гийом де Соннак, который рубился с мамлюками, зажимая одной рукой выбитый глаз. Робер д’Артуа был убит, но Людовик IX узнал об этом лишь на следующий день. Через несколько месяцев жена Робера родила сына, который был назван в честь погибшего отца. К этому времени в семье уже была дочь Бланка, которая стала одной из родоначальниц английской королевской династии Ланкастеров.Вернёмся к плацдарму у реки Танис. Переправившиеся крестоносцы не знали о сражении в Эль-Мансуре и гибели авангарда. Они даже не успели построиться, когда мамлюки вначале обстреляли их из луков, а потом – врезались в их ряды. Вырвавшийся из города магистр тамплиеров Гийом де Соннак был одним из немногих, кто пытался организовать сопротивление, из его доспехов после той битвы извлекли 15 стрел. Другим героем сражения стал Людовик IX, который храбро бился рядом с королевским знаменем – Орифламмой. Битва у Эль-Мансура продолжалась ещё два дня, в ней погибли магистр Гийом де Соннак и почти все тамплиеры. Пали лучшие рыцари Франции, огромные потери понесли госпитальеры. Мамлюки отошли, оставив Эль-Мансур, но победа крестоносцев оказалась поистине Пирровой.
Катастрофа
Людовик IX совершил роковую ошибку, не отдав приказ сразу же отступать к Дамиетте. В Эль-Мансуре крестоносцы оказались в отчаянном положении. Перекрыв Танис, мусульмане лишили их возможности получать продовольствие. Армия буквально таяла от голода и болезней. По воспоминаниям современников, больше всего войско Людовика страдало от дизентерии, заразился и сам король. Жуанвиль сообщает:
«Король, заболевший цингой и тяжелой формой дизентерии, будь на то его воля, вполне мог бы спастись на галерах; но он сказал, что, если так угодно Богу, он не оставит свой народ.»
Одновременно мусульмане осаждали Дамиетту, где находилась беременная жена Людовика.В начале апреля 1250 года Людовик попытался, наконец, отвести войска к Дамиетте, но мамлюки нанесли ему поражение в битве при Фарискуре. Армия крестоносцев была полностью деморализована, и каждый отряд отступал сам по себе. В итоге страдающий от дизентерии Людовик, сопровождаемый всего лишь одним рыцарем, оказался в какой-то деревне, где 6 апреля и был без всякого боя взят в плен случайным отрядом мамлюков. Была захвачена и Орифламма. На этой гравюре Г. Доре пленение Людовика IX выглядит весьма торжественно и пафосно: выпрямившись во весь рост, король с гордо поднятой головой стоит среди окруживших его мамлюков:
На самом деле всё было гораздо неприглядней, и вряд ли Людовик тогда вообще мог находиться в вертикальном положении. Жан де Жуанвиль сообщает такие пикантные подробности:
«Король не раз терял сознание; а по причине тяжёлой дизентерии ему пришлось отрезать низ портов, так часто ему приходилось ходить по нужде.»
Ситуация в Дамиетте была уже такова, что Маргарита, жена Людовика, обратилась к одному из рыцарей с просьбой убить её в случае падения города. Тот простодушно ответил, что и «».В осаждённой Дамиетте Маргарита родила сына Жана, который получил второе имя Тристан – «Печальный». Между тем не пользовавшийся авторитетом в стране Туран-шах был убит.
К власти в Египте фактически пришёл мамлюк Айбек ат-Туркмани. Шаджар ад-Дурр – вдова прежнего султана, мачеха Турана, которая первоначально была провозглашена правительницей Египта, вышла замуж за Айбека и отказалась от власти в его пользу. Так начиналась эпоха многовекового правления мамлюков в Египте. Положения крестоносцев это нисколько не улучшило. Впереди были новые поражения и правление в Египте великого мамлюкского султана Бейбарса, который побеждал всех, даже монголов. Короля Франции пришлось выкупать за огромную сумму в 800 тысяч безантов (половина этой суммы была выплачена сразу). Впрочем, сам Людовик представил это дело так, что деньги будут внесены за пленных христиан, а платой за его свободу станет Дамиетта:
«Ибо я не то лицо, которое должно выкупать за деньги.»
В Дамиетте мамлюки потом перебили всех больных и раненых крестоносцев.А освобождённый Людовик с женой и остатками армии отплыл в Акру.
В следующей статье мы закончим рассказ о Людовике IX. Поговорим о пребывании короля в Палестине и странном «крестовом походе пастушков», который проходил во Франции в его отсутствие. О возвращении Людовика на родину, его реформах и религиозном рвении. О VIII крестовом походе и бесславной смерти этого короля.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю