Трудно говорить о том, что у Герберта Верле была «фирма». На самом деле это был магазин, где он продавал охотничьи ружья и патроны к ним, а также всё, с этим связанное. Но… при магазине была мастерская, где он на досуге занимался очень специфическим творчеством, а именно: переделывал пистолеты Георга Люгера Р.08 в нечто весьма новое, то есть занимался оружейным тюнингом. И почему бы и нет? Кто-то ведь занимается автомобильным и мотоциклетным тюнингом, так почему бы кому-то не заниматься тюнингом оружейным?!Кем он был и какова его рабочая, так сказать, биография, приведшая его к этому делу? Верле родился 23 января 1954 году в Киррлахе на севере Бадена, долгое время жил в Оберхаузене, а в 1977 году приехал в Дуденхофен, и в том же году начал службу в американских вооруженных силах в Гермерсхайме. Сначала он работал инспектором по контролю качества, а с 1983 года руководил ремонтной мастерской, в которой работало до десяти человек, и которую американцы построили за 1,3 миллиона долларов. В то же время он организовал небольшую мастерскую в частном порядке, а в 1993 году в Дуденхофене открыл магазин: «Охотничье оружие, пистолеты, револьверы, спортивные винтовки, ремонт и продажа». Причина была банальна: из-за сокращения численности персонала американских вооруженных сил в Европе его уволили, и ему пришлось открывать собственное дело. Но выполняя рутинную работу оружейного мастера, и ремонтируя чужие ружья, он часто возвращался к любимому занятию, суть которого заключалась в том, что он в это оружие вносил определённые изменения, которые, по его мнению, его улучшали.



Его любимым занятием стала конверсия бывшего военного оружия для спортивной стрельбы.

«У меня полное отвращение к военному оружию, – говорил Верле, – и вообще-то я пацифист. И слава богу, что мы родились после войны. Но… мне нравится работать с оружием.»
Интересно, что, когда Михаил Калашников в 1990-х годах посетил Шпейер, один из друзей Верле вручил ему пистолет из Дуденхофена, восстановленный его руками.В числе его любимых образцов оружия был, как вы сами понимаете, пистолет «Люгер», и у него были свои собственные разработки по производству на его основе карабинов, установки на них прикладов, стволов и креплений для оптических прицелов с возможностью взаимозаменяемости. То есть приходил к нему человек и приносил один пистолет, а в итоге – уходил, унося совсем другой! Кроме того, у него со временем собралась большая коллекция моделей Р.08, в которой, однако, отсутствовал очень интересный образец – «Люгер» калибра 11,43-мм, который был сделан для армии США. И тут ему пригодился его опыт работы с американскими системами вооружения, и он пришёл к мысли о том, что… малыми партиями для любителей этот пистолет вполне можно было бы начать выпускать!




И закончилось это тем, что в содружестве с австрийским мастером Карлом Недбалом им была выпущена малая серия «люгеров» в калибре .45 ACP. Вполне историчный, кстати, вариант — для тестирования в США такие пистолеты действительно делались в своё время.Потом он сделал… двуствольный «Люгер», и у него возникла идея модифицировать американскую винтовку «Гаранд» и адаптировать её к современным требованиям. Вопрос заключался в том, можно ли на эту винтовку установить магазин? Кроме того, ещё и сделать её более удобной? Он обнаружил, что обе внутренние планки ствольной коробки могут быть модифицированы под магазин от винтовки М14, если заменить патрон .308 WIN патроном 30-06. Родилась идея укоротить ствол, получить более сильное давление газа в системе, а также за счёт этого сделать «Гаранд» более удобным. Не чуть не менее важным было и то обстоятельство, что на таком вот обновлённом «Гаранде» снайперский прицел Спрингфильдского арсенала можно было устанавливать сверху, а не сбоку, как раньше.






А потом ему в голову пришла довольно странная мысль использовать парабеллум в соответствии с его концепцией «универсального оружия» и применением самых современных военных технологий. В результате её реализации получилось оружие, которое напоминает автомат Калашникова и спереди, и сзади, но посередине представляет собой Р.08.




«Сложность заключалась в том, чтобы максимально сохранить внешний вид AK47 из-за его узнаваемости, – сообщил потом Верле репортерам, – и мне это удалось, и я был удовлетворен результатом!»
Кроме того, за отдельные экземпляры такого оружия он получал до 7500 евро, что лишний раз подтверждает, что продать на рынке можно всё что угодно.Самое интересное в этой конструкции то, что ствол «парабеллума» в этом гибриде АК и Р.08 проходил через газоотводную трубку нашего автомата и… он упирался бы в мушку, если бы Верле не вварил в неё специальное кольцо, служащее для пропуска через него пуль. Мушка как служила для прицеливания, так и служит, а «автомат» благодаря магазину-улитке может стрелять как «автомат». Причём внешне оружие хорошо узнаваемо и выглядит совершенно законченным.



Одобрил бы такое «творчество» господин Люгер? Верле заявлял, что он искренне верит в то, что он бы признал, что этот метод идентичен его собственному подходу. Ведь сам Георг Люгер переработал и улучшил громоздкий и неудобный пистолет Борхарда C. 93, чтобы сделать его удобным и практичным для использования в военных целях. Правда, многие считают пистолет Люгера частью истории, а её, мол, нельзя изменять. Но зато очень ценно извлекать из истории уроки и её возрождать. Джон Марц в США, Недбал в Вене, Хакан Шпур в Швеции, Боддекер и Вагнер, и многие другие оружейники именно по этому пути и пошли. И по нему же пошёл и сам Герберт Верле, создавший «Бэби Люгер», «Карабин Люгера», и ещё ряд оригинальных образцов на основе всё этого же самого пистолета.Первый пистолет «Парабеллум» имеет стандартный калибр 9 мм и оснащён деревянным прикладом и длинным стволом с дульным тормозом. Второй пистолет, который прикреплён к первому калибра .22 LR, имеет сошки, а также позаимствованную от пистолета-пулемета Томпсона часть деревянной ложи и пистолетную рукоять. Но магазин при этом находится не в рукояти, а перед спусковым крючком. Сам Верле отмечал, что когда-то это оружие в руках держал сам М.Т. Калашников.






Вот только новых оригинальных конструкций он нам больше не подарит – скончался 20 января 2021 года, три дня не дожив до своего дня рождения.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно