Главная » 2020 » Август » 9
17:00

Локотский "фюрер"– хозяин недореспублики

Локотский

О феномене Локотского автономного округа и доныне не утихают споры. Созданный в конце 1941-го года в тылах группы армий «Центр», он довольно быстро стал настоящим явлением. Уже через год после образования округа высокопоставленные немецкие генералы и политики обсуждали перспективы его дальнейшего существования. Что же это было на самом деле? «Национальная» альтернатива советской системе управления, или попросту сборище предателей? А может быть, лишь кратковременный успех удачливых авантюристов?

Воскобойник и Каминский

Подробно пересказывать биографии Бронислава Каминского и Константина Воскобойника, которые стали творцами и лидерами Локотского автономного округа, мы не будем. Отметим лишь несколько ключевых особенностей, роднивших этих двух людей. Во-первых, и Каминский, и Воскобойник были людьми пожившими, обоим к началу войны было уже за сорок. Во-вторых, они имели свои счеты с советской властью, т.к. были подвергуты репрессиям по политическим мотивам в 30-е годы. В-третьих, к 1941-му году Воскобойник и Каминский были уже вполне устроены в жизни, став соответственно преподавателем техникума и инженером на спиртзаводе. Самой же главной чертой характера, роднившей этих людей, стала непомерная амбициозность, которая просто не могла реализоваться в скромном брянском поселке Локоть. В спокойной обстановке их жизни могли пройти тихо и мирно, не оставив заметного следа в истории. Для того, чтобы эти деятельные натуры проявили себя, нужны были экстраординарные обстоятельства.

К.П. Воскобойник

Осень 1941-го года - немецкие войска стремительно наступают. В связи с приближением противника в Локте начинается эвакуация. Её Воскобойник и Каминский всячески постарались избежать. Немцы, вступившие в поселок, задерживаться там не стали. Что примечательно, судя по всему, в поселке не осталось даже небольшого гарнизона. Наступает период безвластия. Этим обстоятельством и воспользовались Воскобойник с Каминским.

Они быстро (за пару дней) собрали и организовали примерно два десятка крепких мужиков. С ними Воскобойник и Каминский явились на собрание жителей поселка Локоть. Можно предположить, что на местное население появление такого организованного отряда произвело определенное впечатление. В ходе проведенного собрания Константин Воскобойник был избран старостой, а Бронислав Каминский - его заместителем. Таким же образом была создана «Народная милиция» из 20 человек.

Локотский округ

По мере ухудшения ситуации на фронтах немцы все более благосклонно стали относиться к коллаборационистам всех мастей. Именно поэтому бурная деятельность, развернутая Воскобойником и Каминским в ноябре-декабре 1941-го года, была довольно успешной.

16 ноября немцы официально утвердили управу Локотской волости под началом обер-бургомистра Воскобойника и его заместителя Каминского. Управе были подчинены посёлок Локоть и близлежащие деревни. Отряд «Народной милиции» в посёлке Локоть было разрешено увеличить до 200 человек, т.е. в 10 раз. В окрестных деревнях было разрешено создавать группы «самообороны». Характерно, что начальником полиции стал бывший уголовник, Роман Иванин.

Не довольствуясь только наведением порядка и выполнением заданий немецкого командования, этот «тандем» решил окунуться еще и в большую политику. 25 ноября 1941-го года Воскобойник выпустил манифест о создании Народно-социалистической Партии России «Викинг» («Витязь»). Манифест сулил уничтожение колхозов, бесплатную передачу пахотной земли крестьянам и свободу частной инициативы, но только не сразу, а после создания русского национального государства. Беспощадное уничтожение коммунистов и евреев также было прописано прямым текстом. Очевидно, Воскобойник и Каминский не хотели быть простыми коллаборационистами. Они стремились выделиться из общей массы предателей, а, возможно, замахнулись и на главные роли в «будущей России». Немецкое тыловое командование встретило эти идеи прохладно, так как считало локотских националистов лишь расходным материалом. А о создании новой, пусть и полузависимой, России немцы даже не задумывались.

А.Н. Сабуров

Головокружение от успехов закончилось в Локте довольно быстро. Зимой 1941-1942-го года активизировались партизаны. В ходе декабрьско-январского рейда отряд Александра Николаевича Сабурова уничтожает полицейские гарнизоны в селах Красная Слободка, Суземка, Селечно и наносит большие потери «полицаям» в поселке Локоть. В этом бою 8 января 1942-го года был убит Константин Воскобойник. Его смерть поставила крест на стремительном развитии партии «Викинг» и общей политической активности руководителей локотского самоуправления. Занявший его место Бронислав Каминский был человеком несколько другого склада.

Ликвидация К.П. Воскобойника

«Инженер Каминский»

В обмен на назначение он предлагал:

«..милитаризовать его (район) таким образом, чтобы обеспечить защиту тыла германской армии и увеличить поставки продовольствия для германских войск».

Выполняя данные обещания, Каминский возобновил работу заводов, мельниц, мастерских и других предприятий в Локте. Также была приведена в порядок инфраструктура (дороги, мосты). Уделялось большое внимание и идеологической обработке – довольно быстро открылись школы, театры, религиозные учреждения. Естественно, их работа направлена была на защиту интересов «новых господ».

Современные поклонники «республики Каминского» часто пишут о его самостоятельности. Ссылаются они при этом на отсутствие немецких войск на данной территории. Но так ли это было? Для контроля над ним был поставлен советник — полковник Карл Рюбзам с охранным батальоном. Кроме того, здесь находились зондеркоманда 7b германских органов полиции безопасности и СД, занимавшаяся репрессиями в отношении мирного населения, подразделения охраны лагеря для советских военнопленных на станции Брасово. И, конечно же, «Абвергруппа-107», которая занималась борьбой с партизанами. Так что немцы на территории «республики» были. И говорить о полной самостоятельности обер-бургомистра Каминского не приходится.

Строго говоря, таких персонажей, как руководитель локотского самоуправления, у немцев было немало. Например, в Трубчевске (Брянская область) примерно такими же темпами в начале 1942-го года разрасталась организация коллаборационистов во главе с Петром Павловым. Под ружьем у этого «деятеля» было людей даже больше, чем у Каминского. Но именно «инженер Каминский» (как его называли немцы) сейчас на слуху.

Связано это было с тем, что локотского обер-бургомистра не трогали крупные партизанские отряды. Упомянутого Павлова, для сравнения, не оставлял своим «вниманием» Сидор Артемьевич Ковпак. Поэтому «поголовье» коллаборационистов в Трубчевске уже весной 1942-го года перестало заметно расти. А вот Бронислав Каминский продолжал упорно наращивать численность «Народной милиции». Немцы, видя его энергию, постепенно расширяли его «владения», которые стали объединять территорию нескольких районов с довоенным населением в полмиллиона человек.

Если в первой половине 1942-го года «каминцы» в большей степени занимались уничтожением коммунистов, евреев и просто неугодных, то летом они уже активно включились в проводимые немцами контрпартизанские операции. Обращает на себя внимание тот факт, что в ходе таких операций уничтожались сотни, а нередко и тысячи «партизан и их пособников», но при этом практически отсутствовали пленные. Немецкие офицеры помимо общей жестокости «инженера» заметили также его тщеславие. Служивший в Красной Армии рядовым еще в годы Гражданской войны, Каминский именовал себя в присутствии немцев «бригадным генералом». Этот факт не помешал, однако, "генералу" подчиняться приказам немецкого полковника Эрвина Йоллассе.

Эрвин Йоллассе

К осени 1942-го года Локотский округ уже был слишком большим, чтобы удерживаться силами милиции. Поэтому Каминский провел мобилизацию мужского населения в возрасте 18-20 лет. Местные жители не горели желанием вставать под знамена «инженера», поскольку к тому времени почти в каждой деревне уже были убитые «новой властью». Но самозваный «бригадный генерал» угрозами и насилием все же добился своего. Теперь в его руках была немалая сила – около 10 тысяч человек. Размениваться на мелочи Каминский не стал и объявил о создании Русской Освободительной Народной Армии (РОНА).

На новое явление решили внимательнее взглянуть видные немецкие сановники. В Локоть отправился эмиссар рейхсминистра восточных территорий Альфреда Розенберга. По итогам поездки отмечалось:

«… Четыре батальона носят старую немецкую форму. Остальные батальоны внешне выглядят как дикая банда».

Эта оценка очень точно передавала суть новой «армии». В начале 1943-го года худшие предположения немцев подтвердились полностью. При встрече с частями наступающей Красной Армии «каминцы» сдавались сотнями. Боевая выучка коллаборационистов также не выдерживала никакой критики. Бои под Севском в феврале-марте 1943-го года показали крайне низкую боеспособность войск РОНА. Ситуацию усугубило то обстоятельство, что на части Локотского округа резко активизировались партизаны. Особенно широко этим движением были охвачены оккупированные районы Курской области.

В Белоруссии и Польше

На этом история «инженера Каминского» вполне могла бы и закончиться – проигравших никто не любит. Но как только фронт стабилизировался «каминцы» приняли участие в целой череде удачных и крайне жестоких контрпартизанских операций. Сначала они «наводили порядок» в Брянской области, а после поражения немцев в Курской битве перебрались в Белоруссию. Общее количество жертв среди советских граждан от действий войск Каминского не поддается точному учету. По всей видимости, только за 1943-й год ими было убито не менее 25 тысяч человек (из них не менее 15 тысяч на территории Белоруссии). Такая жестокость пришлась по душе далеко не всем коллаборационистам. Незапятнанные в казнях бойцы РОНА старались перейти на сторону партизан при первой возможности.

Бронислав Каминский

В связи с тяжелым положением на фронтах немцы стали активно формировать различные националистические «легионы» и «дивизии», составленные из предателей всех мастей. Поскольку в рядах РОНА находилось несколько тысяч человек, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер санкционировал включение ее в ряды СС. Бронислав Каминский стал бригадефюрером и генерал-майором войск СС.

Вдоволь порадоваться карьерному росту он не успел. В августе 1944-го года его бригаду бросили на подавление Варшавского восстания.

Варшава в руинах

Грабежи, мародерство, жестокость, отсутствие дисциплины, невозможность справиться с организованным сопротивлением – вот далеко не полный перечень отличительных черт «каминцев», продемонстрированных ими на улицах польской столицы. За все эти «художетсва» должен был кто-то ответить. В конце августа Бронислав Каминский и несколько его сподвижников были расстреляны по приговору немецкого трибунала.

Так бесславно закончилась история человека, которого в наши дни стали называть «хозяином Брянских лесов».

Источник



Просмотров: 465 | Добавил: vovanpain | Локотский "фюрер"– хозяин недореспублики | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 2
avatar

0
1
Вот либералы жалуются на чистки НКВД в 30-х годах. А оказывается многие перевёртыши выжили и никто их не арестовал, и не сослал на Колыму.
avatar

0
2
Вот же сволочи. Ну и собакам собачья смерть. Всё получило логическое завершение в конце концов.
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх