Россия больше никогда не будет доверять Западу, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью телеканалу NBC. Одновременно Bloomberg пишет о том, что президент Путин, поздравляя с днём рождения главу Китая Си Цзиньпина, тем самым зашифровал для Запада послание о том, кто на самом деле друг России.
Почему Россия больше не сможет доверять Западу и о том, кто действительно является другом нашей страны, — в материале.
Конфликт цивилизаций
«Вообще о дружбе в политике говорить трудно. Потому что каждое государство несёт ответственность за благополучие своих граждан, а политик — за благополучие своих сторонников и политической команды. Интересы разных государств, народов и политиков совместимы далеко не всегда. Поэтому говорить нужно не о дружбе, а о взаимопонимании и взаимной поддержке», — сказал публицист и депутат Госдумы Анатолий Вассерман.
По его словам, если рассмотреть глубинные процессы формирования русской и западной цивилизаций, очевидно, что они стоят на совершенно разных фундаментальных принципах, которые в базовом понимании являются главным препятствием для нормального партнёрства.
«В русской цивилизации к числу высших ценностей относятся честность и добросовестность, а в англосаксонской цивилизации, наоборот, общепринятой нормой являются ложь и вероломство. Хотя они пытаются делать вид, что это не так. Европейская цивилизация, от которой отпочковались русская и англосаксонская, занимает промежуточное положение. Но сейчас Евросоюз находится под сильнейшим англосаксонским давлением», — сказал Вассерман.
Именно поэтому, по мнению эксперта, нормальное партнёрство между Россией и Западом невозможно.
«Цивилизации формируются на протяжении многих поколений. Цивилизационные различия также сохраняются на протяжении многих поколений. Поэтому есть все основания говорить, что Россия не сможет доверять Западу, по крайней мере на протяжении нескольких ближайших поколений», — сказал Вассерман.
Мы им не нравимся
Кандидат экономических наук Михаил Беляев объяснил, почему затруднено экономическое взаимодействие с Западом.
«Недоверие к Западу у нас сложилось не сейчас, а за последние тридцать лет, начиная с перестройки, когда Россия шла по пути развития экономики, навязанной Западом. Тогда были ссылки на то, что наша экономика неэффективна, что хорошо управляться могут только приватизированные предприятия. Под этими лозунгами был нанесён существенный ущерб нашей экономике. Остались только отрасли, которые интересовали Запад. Опять же это произошло под лозунгом, что если у нас эффективно добываются энергоресурсы, то остальное можно купить на Западе», — сказал Беляев.
Пока Россия шла по пути, который предусматривал интегрирование нашей страны в глобализационные процессы, Запад относительно лояльно смотрел на Россию. Однако, как только наша страна встала на путь экономической и как следствие политической независимости, лояльное отношение кончилось: оно сменилось сначала непониманием, а потом и санкциями, которые постепенно наросли, как снежный ком.
«Когда стала меняться наша внутренняя экономическая политика, вот тут как раз стали обостряться отношения с Западом. Стало понятно, что Запад наше такое самодостаточное развитие как сильной державы не устраивает. Спрашивается, как можно в таком контексте, который продолжался в течение трёх десятилетий, говорить о доверии? Взаимодействовать мы, конечно, можем, но речи о доверии точно не идёт», — сказал экономист.
Он напомнил, что подобного рода сценарии Запад разыграл по отношению к очень многим странам. Государства Восточной Европы, например, абсолютно все на себе испытали этот западный подход, что привело к утрате не только экономической самостоятельности, но и в немалой степени государственного суверенитета. Достаточно, например, вспомнить Польшу, которая может похвастаться некоторыми экономическими успехами, но, по сути, является сателлитом англосаксонского мира.
Новые центры силы
Сейчас мир меняется, в нём появляются новые экономические и геополитические центры. Внимание России естественным образом переключается на них. Одним из таких центров является Китай и вся Юго-Восточная Азия.
«Западу мы не можем доверять не из-за нынешней ситуации — это ведь не сбой в общей дружбе, а это глубинная история. Но что касается Востока, то сейчас принято о том же Китае говорить только в восторженных тонах. Я бы относился к этому сдержаннее. Говоря о наших стратегических партнёрах, нужно исходить из того, что центр мирового развития переместился в Юго-Восточную Азию, значит, и наши экономические интересы будут тяготеть туда, где есть это развитие. И это не потому, что Запад нам всё обрубил, а потому что на Востоке перспективнее», — высказал точку зрения Михаил Беляев.
По его мнению, именно так и стоит рассматривать Китай — как партнёра. Кроме того, по словам Беляева, на первые позиции в Азии постепенно выходит Индия, с которой у России вообще никогда не было никаких разногласий. Более того, Индия уже сейчас является одним из крупнейших партнёров России в области вооружений, а также лидером в закупке наших энергоресурсов. А помимо Индии в этом регионе есть быстро развивающиеся экономики других стран, например, Индонезии и Вьетнама.
К слову, партнёрство со странами Юго-Восточной Азии тоже кроет в себе некоторые цивилизационные различия.
«Китаю мы тоже не можем вполне доверять. Китай, во-первых, имеет слишком обширные собственные интересы. А во-вторых, в китайской цивилизации умение обыграть и обмануть также высоко ценится, но там имеют в виду не те виды обмана, что популярны на Западе. Как правило, уже заключённые соглашения китайцы выполняют, но в любом случае надо учитывать, что в каждом соглашении с Китаем обязательно есть какие-нибудь зацепки, позволяющие расторгнуть его вполне официальным образом», — сказал Анатолий Вассерман.
Он уточнил, что сейчас интересы Китая и России очень близки по многим направлениям, а поэтому «есть надежда, что заключённые соглашения будут соблюдаться ещё долго».
Старший партнёр
Экономист Беляев также выделил другие регионы, взаимовыгодное партнёрство с которыми в ближайшее время будет развивать Россия. Это Центральная Азия, в первую очередь Иран, и отчасти Латинская Америка, многие государства которой постепенно выходят из-под влияния США.
Важнейшим центром взаимных интересов России и Юго-Восточной Азии оба эксперта назвали Африку.
«Совместно с Китаем мы будем осваивать Африку. Там у нас несколько разные подходы, но они взаимодополняющие, то есть будет выгодно совместно и нам, и китайцам работать с африканскими странами, нежели перетягивать одеяло на себя», — сказал Анатолий Вассерман.
Экономист Беляев назвал развивающиеся страны Африканского континента — это Танзания, Марокко, Эфиопия, Кения, Ангола и другие — нашим специфическим плацдармом.
«Они стоят уже в низком старте для развития, и сейчас самый удобный момент для установления связей с ними. Тут мы уже будем выступать как старший партнёр по отношению к Африке», — пояснил эксперт.
К слову, если наши партнёрские отношения с Китаем и Индией являются сейчас постоянным поводом для сообщений в СМИ, то о сотрудничестве с африканскими странами мало что известно. Однако и на этом направлении Россия сейчас действует весьма активно.
«Совсем недавно состоялся очень успешный визит председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в Зимбабве и Мозамбик, где нашу делегацию приняли очень тепло. Готовятся поездки в другие страны. И как бы ни старались те же американцы настроить мир против нас, у них это не получается», — сказал недавно на пресс-конференции сенатор Владимир Джабаров.
Андрей Мединский