Украинские работницы рассказывают об отношении поляков к украинским заробитчанам.
Украинка, вали на Украину: заробитчанки рассказали об отношении поляков
Майдан превратил Украину в самую бедную страну Европы. В ситуации тотального обнищания украинцы, не видя никаких перспектив в собственной стране, обращают взоры на соседнюю Польшу. Многим украинкам эта страна кажется этакой «землей обетованной», где они смогут реализовать себя, сделать карьеру, добиться успеха и исполнить свои мечты. Однако в реальности «польская мечта» чаще всего оказывается горькой на вкус.
«Львов прекрасный, потому что польский»
Издание Wirtualna Polska рассказывает историю украинки Алины, которая уже несколько лет находится в Польше. Когда девушка впервые приехала в Варшаву, то «пережила шок», ведь для украинцев Польша — это мечта, где «все элегантно, красиво и просто». Но, по словам Алины, Польша в значительной степени напомнила ей Украину.
«Я была уверена, что у вас нет бездомных и алкоголиков. Что никто не мусорит, а люди с улыбкой пропускают на переходе», — рассказывает она.
Сразу по приезде Алина устроилась в торговый центр продавщицей косметики. Начальница запретила девушке отлучаться в туалет во время работы, «потому что боялась, что кто-нибудь украдет продукцию».
Из-за постоянной задержки мочеиспускания Алина заболела хроническим циститом.
Несмотря на это, она работала дальше, получая на руки от 800 до 900 злотых (около 13400–15000 рублей — прим. RuBaltic.Ru). Основная часть этой суммы уходила на оплату общежития, на еду и транспорт оставалось около 300 злотых (около 5000 рублей — прим. RuBaltic.Ru) в месяц.
Когда Алина решила получить образование, то и в вузе столкнулась с неприязненным отношением. Один из студентов похвалил ее за хорошее владение польским языком, но добавил: «Только вот такие, как ты, забирают у поляков места в высших учебных заведениях». Подобные высказывания она слышала не единожды.
Со временем Алина отказалась от работы в торговом центре и устроилась кассиром в супермаркете.
Здесь ее трудоустроили официально, но зарплата, которую она получала, составляла только половину от минимальной в стране.
«Клиенты тоже могли вести себя по-хамски после того, как сами спрашивали, откуда я. Самое плохое, что «клиент — наш господин», и нужно было спокойно выслушивать, что это украинцы плохо покрасили стену в гараже и что «Львов прекрасный, потому что польский», — вспоминает она.
В итоге на вопросы о происхождении Алина отвечала, что она белоруска, так как у поляков, как правило, нет претензий к гражданам Беларуси.
На данный момент Алина закончила обучение в вузе, работает по специальности и очень неохотно вспоминает первое время пребывания в Польше.
Ментальность трудового мигранта
На хамское отношение со стороны польских клиентов жалуются и другие заробитчанки. Издание Polityka взяло интервью у украинки Оксаны (имя вымышленное, так как женщина опасается, что если ее идентифицируют менеджеры отеля, то она больше не сможет устроиться на работу).
Оксане 48 лет, у нее два высших образования: изучала историю в университете в Киеве и польскую филологию в университете во Львове. Она разведена, содержит двух сыновей-студентов, которые живут и учатся в Киеве.
До недавнего времени Оксана работала преподавательницей истории, а с 2015 года по 4 месяца в году трудится в отелях на Балтийском побережье и, по ее словам, за это время зарабатывает больше, чем ее украинские коллеги за год.
Впервые Оксана приехала в Польшу, будучи преподавательницей пищевого техникума. Владелец польского люксового отеля решил подписать контракт с этим учебным заведением и привлечь к себе учеников на практику. Была договоренность, что практикантов обеспечат жильем и питанием, но в реальности учеников поселили в «микроскопических комнатах на двухъярусных кроватях, в качестве питания давали объедки, которые оставались после посетителей».
Практиканты жаловались и плакались своей преподавательнице, но терпели, боясь вернуться домой ни с чем. Как отмечает женщина, у украинских детей уже присутствует «закодированная ментальность трудового мигранта».
«Мы, на Западной Украине, гораздо более иммигрантская нация, чем вы, поляки. У вас уезжают на работу, может, миллион, может, два, а у нас пустуют целые села», — констатирует она.
Через некоторое время Оксана решила поработать самостоятельно и устроилась в отель на должность официантки-барменши с функцией менеджера по польско-украинским вопросам. Ее заработок составил 2,5 тысячи злотых (около 42 тысяч рублей — прим. RuBaltic.Ru) на руки в месяц, но работа оказалась очень тяжелой, и женщина спала не более 5 часов в сутки.
Здесь же она столкнулась и с презрительным отношением со стороны польских клиенток, и с сексуальными домогательствами со стороны мужчин.
«Почти каждый день я слышу обращения с сексуальным подтекстом, молодых девушек просто преследуют, требуя номера телефонов. У клиентов столько наглости, что они сидят за столом с семьями, а когда жена выходит в туалет, выпрашивают у украинок номер телефона», — возмущается Оксана.
Поначалу женщина дала себе обещание, что отработает в Польше только три сезона и вернется к работе преподавателя, но вот уже четвертый год подряд она работает в этой стране.
В сентябре Оксана планирует вернуться на Украину, где, по ее словам, будет работать «за гроши», получая зарплату в четыре раза меньше той, которую она получает в Польше.
«Сделаешь мне секс»
Украинки в Польше довольно часто подвергаются сексуальным домогательствам. Так, Gazeta Wyborcza описывает историю, произошедшую с Анной. Девушка возвращалась домой с букетом цветов. Рядом с ней медленно проехал белый автомобиль, в котором сидело трое мужчин-строителей. Водитель спросил ее: «Где пани купила такие красивые цветы?»
Анна с украинским акцентом ответила, что за углом. Пояснила, что не может объяснить точнее, потому что она не отсюда.
«С Украины?» — убедился мужчина за рулем. Потом девушка услышала: «Садись в машину». Мужчина оскорбительным жестом руки пояснил, что он имеет в виду. И бросил ей: «Сделаешь мне секс!» Его коллеги рассмеялись.
Однако Анне было не до смеха. Придя домой, она заплакала и долго не могла успокоиться, задавая себе вопрос: «Неужели можно оскорблять женщину только потому, что она украинка?» Позже девушка обратилась в полицию.
Впрочем, подобное отношение поляков к украинкам имеет свое объяснение. В интернете полно объявлений на польском языке с заголовками типа «Украинка ищет спонсора», в которых сообщается, что «молодая девушка с Украины ищет польского спонсора в обмен на секс-встречи».
«Украинка, возвращайся на Украину»
Интернет-издание Ofeminin.pl, задавшись вопросом: «Как украинкам живется в Польше?», взяло интервью у нескольких заробитчанок. Большинство девушек, с которыми беседовала репортер, побоялись называть свои фамилии, так как они работают в стране нелегально и опасаются последствий.
«Украинка, возвращайся на Украину», — услышала Мари на работе.
Много девушек с Украины бывали в подобной ситуации.
Они слышали призывы «катиться» домой даже от незнакомых людей, например, во время прогулки или пока ждали автобус на остановке.
Мари в Варшаве уже 3,5 года. Начинала с помощницы в суши-ресторане. Позже она начала «работать с рыбой», трудилась 18 дней в месяц по 12–14 часов в день. Когда девушка стала мастером, работодатель неоднократно обещал ей уладить все формальности и подписать трудовой договор. Она ждала три года и, так и не дождавшись, ушла. Для Мари самой большой проблемой в Польше являются именно работодатели. «Они знают, что ты с Украины и тебе нужны деньги, и пользуются этим. Потому что нам действительно нужна работа. Речь не идет о том, чтобы реализовать себя. Часто речь идет о том, чтобы выжить», — говорит девушка.
Молоденькая Елена приехала в Польшу пять лет назад. Сначала мыла посуду в ресторане, затем, подучив польский, устроилась официанткой в надежде на то, что будет получать хорошие чаевые.
Однако выяснилось, что поляки не хотят оставлять «на чай» гастарбайтерам с Украины.Одним из самых больших сюрпризов для Елены было то, что люди обращаются к ней на «ты».
«Оскорбления — это одно. Но почему нормальные люди, сидя в ресторане, другим официанткам говорят "Вы можете дать нам меню?", и только мне "принеси нам то или это"? Я не понимаю. Ведь речь идет всего-навсего об обычном уважении», — удивляется она.
«Прекрасно знаю это!», — подтверждает Олена, которая работает продавщицей в магазине. За пять лет в Польше она побывала в разных негативных ситуациях и слышала в свой адрес много нелицеприятного.
Когда Олену впервые обвинили в краже, она не спала два дня. Позже «украденная» вещь, впрочем, нашлась, но заробитчанка так и не дождалась никаких извинений. А через месяц то же самое повторилось еще раз.
«Тогда я сменила семью, но в целом все оказалось не лучше. Хозяйка ожидала, что кроме ребенка я займусь уборкой, глажкой и готовкой. Это было нереально. Она много на меня кричала. Называла меня "старая русская". И говорила, например: "А старая русская не знает, что мусор нужно выбрасывать?" А как я могла все это делать, если ребенок спал днем всего два часа, а когда просыпался, то сразу начинал кричать?», — вопрошает она.
В следующей семье Олену ударили по лицу за разбитую посуду.
«Я разбила тарелку, правда, но чтобы за это бить? Теперь меня не бьют, поэтому все не так плохо. Но они говорят обо мне так, будто меня нет в комнате. Например, "украинка снова забыла обдать кипятком бутылочки; у украинки, кажется, склероз; украинка никогда не купит хорошего желтого сыра..." И все такое. Но это можно стерпеть», — заключает она.
«Польская мечта» для многих украинок обернулась разочарованием и унижением.
Тем не менее, несмотря на все свои злоключения, большинство из заробитчанок не планирует возвращаться на Родину, потому что не видит для себя никаких перспектив в стране «победившего майдана».
«Революция достоинства» лишила достоинства многих украинских граждан, превратив их в безропотных трудовых мигрантов, готовых терпеть любые лишения на чужбине.
Сергей Широколюбов
https://www.rubaltic.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас