До настоящего времени НАТО воздерживалось от поставок бронетехники собственного производства, оснащённой хотя бы минимальным пушечным вооружением. На Украину идёт наследие Советского Союза, которого, к сожалению, ещё достаточно в Восточной Европе. По самым скромным подсчётам, танков и БМП из запасов стран Восточного блока хватит до конца 2023 года. Конечно, если натовский ВПК будет успевать замещать пожертвования Киеву современной техникой. Отсюда достаточно неожиданно выглядит информация от неназванного в правительстве США о возможности поставок БМП М2 Bradley на Украину. Напомним, что ранее американцы отправили Киеву немало гусеничных бронетранспортеров М113 и колесных M1117. Самым тяжелым вооружением у данных машин был 40-мм автоматический гранатомет Mk 19 – в остальном это были машины огневой поддержки пехоты, не более того. И вот сейчас заговорили о М2 Bradley, причём сразу в радужных тонах. Например, аналитик Марк Канчиан, работавший в своё время в Белом доме, утверждает, что
Первая ласточка
«Bradley обеспечит значительное увеличение боеспособности сухопутных войск, потому что это, по сути, легкий танк.»
С такой самоуверенностью экс-чиновника можно и нужно спорить, но не в этот раз. М2 Bradley – это типичная боевая машина пехоты стандарта НАТО, разработанная в разгар холодной войны и заточенная на борьбу с советской бронетехникой. Конечно, помимо основных задач – огневой поддержки танков и транспортировки живой силы. Необходимо определиться с несколькими базовыми моментами в истории с потенциальными поставками М2 Bradley на Украину. Первое – БМП появятся на театре боевых действий не завтра и не послезавтра. В лучшем случае, в конце весны текущего года. Американцам необходимо время как для подготовки экипажей, так и для создания необходимой инфраструктуры – машины где-то необходимо обслуживать и ремонтировать. Это не самоходные гаубицы, работающие на приличном удалении от фронта, М2 Bradley предполагается использовать на участках прорыва фронта, что неизбежно приведёт к потерям. Выведенные из строя БМП необходимо ремонтировать, то есть нужны квалифицированные механики и необходимый запас комплектующих. Вариант с доставкой каждой М2 Bradley с востока страны в Польшу, как это происходит с САУ PzH 2000 и Krab, слишком затратный. Второй момент относительно американских БМП – машины на Украину будут поставляться не из числа последних модификаций, а из наличия на базах хранения. За океаном скопилось около двух тысяч Bradley в модификациях М2А2 и М2А2 ODS. Сейчас самой современной версией американской БМП является М2А4, которая совсем недавно поступила на вооружение армии США. Здесь новый более мощный мотор, усовершенствованная трансмиссия, увеличенный клиренс с 380 до 510 мм, а также – главное – система активной защиты Iron Fist Light Decoupled (IFLD) разработки израильской компании Elbit Systems. Появление этой версии на Украине крайне маловероятно, так как у самих американцев таких БМП не более двух сотен. Поэтому будем исходить из варианта поставок машин серии М2А2 и М2А2 ODS (Operation Desert Storm), как наиболее массовых и сравнительно недорогих.
Часть экспертов рассматривает потенциальные поставки Bradley киевскому режиму как начало нового этапа ленд-лиза. БМП станут пробным шаром или, если хотите, первой ласточкой перед появлением всего спектра натовского вооружения. Как только машины из США появятся на восточном фронте, оживятся в Германии. Немцы не хотят быть первыми в поставках наступательного вооружения и после американского старта вполне могут направить на Украину свои Marder, и спустя некоторое время – танки Leopard 2. Насколько американская БМП хуже или лучше российских? Это мысль приходит первой на ум, когда слышишь о потенциальной возможности поставок Bradley на Украину. Здесь также необходимо расставить акценты. Во-первых, прямые огневые контакты между боевыми машинами пехоты на данном этапе спецоперации происходят не так часто. Это обусловлено и спецификой позиционного противостояния, и нехваткой БМП у националистов. Тем не менее, при постепенном насыщении украинской армии натовскими боевыми машинами пехоты, дуэли между машинами такого типа будут неизбежны. Во-вторых, БМП-1 и БМП-2 не могут составить конкуренцию Bradley в плане защищённости. Американская машина изначально разрабатывалась для борьбы именно с советской бронетехникой, что и обусловило её большую огневую мощь. 25-мм пушка М242 поражает БМП-1 и -2 практически с любых дистанций в любую проекцию. Особо опасны подкалиберные снаряды М919 с сердечником из обеднённого урана, способные пробивать более 70 мм гомогенной брони. При этом у Bradley достаточно серьёзное бронирование, ради которого пожертвовали возможностью плавать без предварительной подготовки. Для справки, плавать по совершенно спокойной водной глади могли машины только из самых первых серий М2 и М2А1. В дальнейшем повышение бронирования БМП привело к критическому повышению массы до 34 тонн и более. Первоначальная масса Bradley М2 не превышала 22 тонн. Но вернёмся к отечественным 30-мм бронебойным снарядам пушек 2А42 (БМП-2) и 2А72 (БМП-3), которые не способны поразить Bradley в лоб на дистанции 1500 метров. И в этом ничего удивительного нет – американская машина появилась гораздо позже советских БМП, что и обеспечило более высокий технический уровень исполнения. С немалой долей вероятности можно предполагать появление на Украине машин с блоками динамической защиты BRAT (Bradley Reactive Armor Tile), включающей в себя защитный блоки, монтируемые на корпусе и башне. Существует пять типоразмеров блоков динамической защиты: для лба корпуса М3 массой 13,48 кг каждый с 1,18 кг взрывчатки, также в лобовой части монтируются блоки М4 (масса – 2,68 кг с 0,27 кг ВВ), на борта вешают М5 (масса – 33,46 кг с 2,68 кг ВВ), на башне блоки М6 (масса – 13,7 кг с 1,32 кг ВВ) и блоки М7 (масса – 10,2 кг с 0,95 кг ВВ). В общей сложности на одну Bradley монтируют 96 блоков, что заметно повышает устойчивость к кумулятивным средствам поражения.
Bradley vs БМП-3
Всё вышесказанное говорит о том, что наиболее подготовленным противником для Bradley является отечественная БМП-3, которая появилась ненамного позже американской машины. И здесь для «американки» совсем нехорошие новости. Прежде всего, за счёт беспрецедентной для машин такого класса огневой мощи. Для примера – Bradley предназначен исключительно в качестве машины огневой поддержки танков, как самостоятельная боевая единица она используется только против слабовооруженного противника. 100-мм орудие-пусковая установка 2А70 в паре с 30-мм пушкой 2А72 обеспечивают возможность «». Пожалуй, вот об этой машине Марк Канчиан должен был отзываться как о легком танке, а не о Bradley. 100-мм нарезное орудие гарантированно наносит фатальные повреждения американской БМП в любом исполнении. За исключением машин с активной системой защиты. У российской пушки не самая высокая баллистика (начальная скорость снаряда – 355 м/с), что позволяет израильской системе перехватить её на конечной стадии полета. Кстати, однажды Bradley уже проигрывала БМП-3. Речь о тендере ОАЭ на поставку боевых машин пехоты, в котором победила российская техника. По разным данным, у арабов сейчас до 650 «троек». На 2022 год эксплуатантами БМП-3 являются не менее 13 стран, в которых служат более тысячи российских машин.
Наиболее устойчивой при встрече с Bradley будет вариант БМП-3М усиленным разнесённым бронированием. Но этой техники не так много в российской армии. К сожалению, дойти до массового оснащения БМП динамической защитой, в отличие от американцев, не смогли ни промышленники, ни армия. Хотя реализованные в металле проекты существуют – например, ДЗ «Кактус». Данное оборудование оказалось бы очень кстати перед угрозой применения Bradley штатных ПТУР TOW-2, способных пробить танковую броню, не говоря уже о легкой бронетехнике. Как утверждают американцы, именно противотанковые ракеты Bradley уничтожили в Ираке больше танков, чем Abrams. У российской БМП-3 также есть возможность ударить по противнику ПТУР, только через ствол 100-мм орудия-пусковой установки – речь о ракетах серии 9К116 «Кастет». Несмотря на всё вышесказанное, БМП-3 даже в «стоке» способна выдержать выстрел 25-мм пушки Bradley в лоб. Сложности могут возникнуть только при встрече 25-мм с урановым «ломом» M919. Главный калибр отечественной бронемашины, наоборот, не оставит шансов американцу. Превосходит российская бронемашина американского конкурента и в подвижности. Удельная мощность БМП-3 – 26,7 л. с./т., у Bradley – не более 21,7 л. с./т. Как уже неоднократно заявлялось, именно подвижность является одним из важнейших факторов выживаемости на украинском фронте. В чём Bradley превосходит БМП-3, так это в большем удобстве управления полностью автоматической трансмиссией. У отечественной машины механик-водитель выбирает передачи вручную, хотя и без педали сцепления. И, конечно, Bradley отличает большая эргономичность десантного отделения за счёт расположенного в передней части двигателя. Здесь всё по классике – массивная кормовая аппарель, а у БМП-3 вынужденное спешивание через люки в крыше корпуса поверх мотора. Впрочем, опыт боевых действий подсказывает, что ни американская, ни российская машины не используются для транспортировки пехоты в изначальном смысле этого слова.