Недобор по главному источнику бюджета, «импортному» НДС, составил 33,3 млрд грн, или минус 10,4% от плана.
Уже 2 января 2020 г., очевидно не отойдя от празднования Нового года, Министерство финансов разродилось публикацией на своем сайте под названием «Комментарий к закрытию бюджетного 2019 года: оперативные данные».
После прочтения комментария хочется перефразировать известное высказывание Марка Твена. Оказывается, что есть не 3, а 4 вида лжи: ложь, наглая ложь, есть статистика, и посленовогодние комментарии украинского Минфина о выполнении бюджета предыдущего года.
Стоит, кстати, заметить, что в придачу к выдержанному в радужных тонах комментарию удивительным образом почти не оказалось официальных оперативных данных о выполнении бюджета на сайте Госказначейства… Которые обычно там появляются сразу после окончания месяца.
В комментарии Минфина внимание заострено на эффективности деятельности нового Кабмина в бюджетной сфере вообще и гениальности долговой политики Минфина в частности.
Нова Влада проанализировала, что же мы имеем по итогам выполнения бюджета-2019 на самом деле? На наш взгляд результаты анализа – лишнее подтверждение того, что «слитые» записи представителей правительства Гончарука могут быть аутентичными. Очень уж бросается в глаза схожесть в отсутствии компетентности в вопросах экономики: и в приведенных разговорах, и в результатах работы этой «дрим тим».
Недобор
Прежде всего, план сбора доходов в общий фонд госбюджета не выполнен на рекордные в абсолютном измерении 28,6 млрд грн. Или на 3,1% от плановых показателей в относительном измерении – хуже за много последних лет было только в 2013 и 2014 годах, когда план был не выполнен соответственно на 3,2% и 3,5% (см. «Доходы общего фонда госбюджета Украины»).
И это при том что НБУ максимально помогал, с лихвой перевыполнив план: перечислил в бюджет (в первой половине 2019 г.) 64,9 млрд грн. против 47,6 млрд грн. (согласно плану). Без этих вливаний невыполнение бюджетного плана бы составило 45,8 млрд грн. или 5%.
Но это не все.
По сообщениям бизнеса, в ноябре-декабре прошлого года Государственная налоговая служба (ГНС) стала под надуманными предлогами задерживать выплату возмещения НДС экспортерам. Как писала Нова Влада, подобная же практика применялась правительством Владимира Гройсмана годом ранее. Задержанные нынешним правительством Алексея Гончарука к возмещению суммы, которые теперь перейдут дополнительным «навесом» в бюджет-2020, по нашим оценкам составляют примерно в 6-7 млрд грн.
К этому стоит добавить факты невыполнения ГНС решений судов о разблокировке налоговых накладных в рамках работы СМКОР (системы мониторинга критериев оценки рисков – детальнее на Нова Влада). СМКОР оценивает операции плательщиков НДС – если произошла блокировка накладной, компания не получает право на налоговый кредит. По нашей информации, бизнес подал множество исков против ГФС/ГНС о том, что их налоговые накладные были заблокированы этой системой незаконно. Налоговики множество судов проиграли (пламенные привет авторам системы). Но не спешат выполнять их решения, на несколько месяцев затягивают разблокировку накладных, или проводят их с ошибками (без восстановления кредитного лимита).
По экспертным оценкам таких невыполненных решений уже накопилось в ГНС не менее чем на 5 млрд грн. Налоговики на эту сумму залезли в карман плательщиков НДС, но рано или поздно вокруг них грянет громкий скандал и их тоже придется отдавать.
Плюс в последние дни 2019 года, по признанию главы «Нефтегаза Украины» Андрея Коболева, возглавляемая им компания заплатила наперед 13 млрд грн. дивидендов и других налоговых платежей. На эту сумму Кабмин также влез в бюджет-2020.
Таким образом, если оценивать имеющиеся данные о выполнении доходной части бюджета-2019, то можно констатировать: если бы не спешащие на помощь Кабмину НБУ и «Нефтегаз», а также если бы правительство в наглую не залезло в карманы к плательщикам НДС, то недовыполнение по общему фонду госбюджета составило бы не 28,6 млрд грн. (что и так не мало), а примерно 70 млрд грн! А это уже почти 8% доходов!
За чей счет банкет
Красноречиво выглядят и источники доходов в 2019 году (см. «Сбор в общий фонд госбюджета Украины основных доходов в 2019 году»).
О перевыполнении плана по перечислению средств в бюджет со стороны НБУ уже было сказано выше – оно составило +36,3%, или 17,3 млрд грн. А сам этот платеж затянул на 7,4% в структуре доходов общего фонда госбюджета. И это точно нельзя отнести к экономическим успехам правительства.
Недобор же по главному источнику бюджета, «импортному» НДС, составил ни много ни мало 33,3 млрд грн, или минус 10,4% от плановых заданий! Разумеется, в Минфине это объясняют, прежде всего, укреплением курса гривны, которое сам же Минфин и спровоцировал. А заодно льготным (без обложения НДС) ввозом солнечных батарей, ветряков и иже с ними: соответствующие изменения в Налоговый кодекс действительно были внесены перед 2019 годом в интересах главным образом Рината Ахметова – самого нуждающегося человека в стране.
Указанным объяснениям можно было бы поверить, если бы не три «но».
Во-первых, сбор «импортного» НДС упал даже по отношению к прошлому году на 2,6%.
Во-вторых, даже «за минусом» льготного энергетического оборудования объемы импорта (в денежном выражении) по отношению к прошлому году выросли примерно на 4,4% (окончательных данных нет, это оценочные) – с $57,2 млрд до $59,7 млрд. Что компенсирует упомянутое Минфином укрепление на 5% среднегодового курса гривны.
В-третьих, помнится, еще весной и в начале лета 2019 г. представители нынешней власти вещали об огромных контрабандных потоках, которые оценивались для бюджета в $3-4 млрд прямых потерь в год. А в июле президент Владимир Зеленский даже подписал указ о борьбе с контрабандой. То есть, вывод «из тени» ввоза товаров в Украину должен был и вовсе дать небывалый эффект для бюджета.
Уже исходя из первых двух «но», поступления «импортного» НДС, даже при работе прежних теневых схем, должны были остаться на уровне 2018 года. А при их закрытии – за полгода увеличиться на 40-50 млрд грн. По факту же они, не только оказались меньше плана, но и сократились в 2019 г, по сравнению с 2018 г., аж на 8 млрд!
«Внутренний» НДС тоже недобрали – на 5,7 млрд грн, или минус 6% по сальдо поступлений (то есть, после возмещения налога). И это при задержках с возмещением НДС бизнесу на сумму 6-7 млрд грн. И «фокусах» с невыполнением решений судов по регистрации налоговых накладных, минимум, на 5 млрд грн, о чем говорилось выше. Без этих нюансов недовыполнение составило бы миллиардов 17, или минус 18%. Это довольно яркая характеристика и обещанного небывалого экономического роста, и борьбы с «тенью».
Впечатляюще также выглядят показатели выполнения планов по НДФЛ и рентным платежам за использование недр.
Со всех украинцев собрали на 3,6% больше плана. А вот самые богатые наши сограждане, которые добывают, находящиеся согласно Конституции в собственности народа, полезные ископаемые, недоплатили в бюджет почти 20% от запланированного – 11,5 млрд грн.
Сравнение с 2018 г. тоже показательно. Народ в 2019 г. со своих доходов заплатил на 12% больше, чем годом ранее. Олигархи же за доступ к недрам «аж» на 2,7%.
Перспективы-2020
Отдельно стоило бы остановиться на перспективах выполнения доходной части бюджета-2020 в свете столь «успешного» ее выполнения в 2019 году.
Нова Влада уже писала о том, что почему нереалистично выполнить бюджет-2020. Но теперь этих причин стало гораздо больше, так как тогда мы отталкивались от плановых показателей доходов и расходов бюджета-2019. А они по факту оказались существенно не выполнены.
Согласно закону, в 2020 году доходы общего фонда госбюджета должны превысить аналогичный показатель 2019 года (плановый на момент принятия бюджета) на 10,8%. На первый взгляд эта цифра выглядит реалистично с учетом того, что Кабмин опирается на макропрогноз роста реального ВВП на 3,7% и среднегодовой инфляции 6,4%. Правительство и президент в этой ситуации теоретически могли бы справиться с доходной частью даже продолжая игнорировать свои же обещания о борьбе с «тенью» и контрабандой. Плановые источники доходов см. «Основные источники доходов общего фонда госбюджета в Украине в 2019-2020 годах».
Но даже самые радужные предположения разбиваются о два фактора:
1. 24-25 млрд грн. бюджет-2020 недополучит за счет описанных нами выше переплат, необходимости гасить задолженности по возмещению НДС и по налоговому кредиту (разблокировка налоговых накладных)
2. Еще на 24 млрд грн госбюджет-2020 получит меньше, чем в прошлом году, за счет того, что Нацбанк не сможет выплатить свою «прибыль» в прежних объемах. На нынешний год запланировано получить от НБУ только 40,7 млрд грн. Снижение произойдет в том числе из-за варварской курсовой политики второй половины 2019 года, когда НБУ фиксировал даже убытки.
То есть, эти почти 50 млрд грн «потерь» надо будет компенсировать с лихвой за счет других источников, чтобы достигнуть запланированных 10,8% роста.
Даже если верить в реальность заложенного в основу бюджета роста ВВП, для поддержания которого правительство ничего не делает (промышленность падает), компенсировать эти потери получится, только если: «уронить» курс гривны, раскручивать инфляцию и/или уже по традиции «залезть в карман» бюджета 2021 года, изымая у экономики оборотные средства.
Долги
Особый предмет гордости авторов комментария посленовогоднего Минфина – это долговая политика. В этом смысле себя хвалил и премьер Алексей Гончарук в видеообращении касательно «слива» записей его разговора с членами правительства.
В этом вопросе гордость у них вызывает буквально все.
И то, что впервые за 5 лет был выполнен план заимствований – в отличие от плана доходов.
И то, что доля ОВГЗ в портфеле нерезидентов достигла 14,1%. Хотя на самом деле среди оборачиваемых на рынке бумаг (за исключением тех, что находятся в собственности НБУ и госбанков) их доля уже точно превысила 1/3, что только добавляет рисков.
И то, что Украина в марте присоединилась к сети Clearstream. А по сути разрешила хранить свои ОВГЗ в иностранном депозитарии и даже не знает, кто является их владельцами.
И то, что «доходность по ОВГЗ существенно сократилась: в гривне на 7,22 п.п. до 11,78% по 3-месячным ОВГЗ и на 7,08 п.п. до 1,42% по годовым ОВГЗ». Что является наглой и неприкрытой ложью, поскольку по данным НБУ, средневзвешенная доходность ОВГЗ со сроком обращения до 1 года в 2019 году составила 18,4%, а со сроком от 1 года до 3 лет – 16,73%.
И то, что план заимствований по общему фонду госбюджета был превышен лишь на 4% (см. скриншот ниже), что является не менее наглым враньем, поскольку в этом случае план должен был составить 389,4 млрд грн.
А на самом деле планировались займы в сумме 324,8 млрд грн., в чем может убедиться каждый по ссылке https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2629-19, (см. также картинку ниже).
То есть план заимствований был «успешно» перевыполнен почти на 25%!
А относительно 2018 года объем заимствований вырос почти в полтора раза!
Кстати, о том, что объем ОВГЗ в обращении за год вырос почти на 9% – с 756,1 млрд грн. до 822,7 млрд грн. авторы комментариев вообще не упомянули.
Равно как и не упомянули о том, что за год госдолг при расчете в долларовом измерении прибавил больше $5 млрд. И даже если рассчитывать госдолг в реальном измерении, с корректировкой на изменение курса, то, и в этом случае,как уже детально анализировала Нова Влада, он все равно вырос – примерно на $1,5 млрд.
Расходы
Разумеется, невыполнение доходной части бюджета, даже несмотря на рекордные заимствования, неизбежно привело к еще большему провалу с выполнением расходной части (см. «Расходы общего фонда госбюджета Украины»).
В итоге расходы общего фонда госбюджета оказались не выполнены на 3,3% или на 33 млрд грн. В абсолютном измерении этот недобор получился в полтора раза больше, чем годом ранее.
Выше мы уже писали, что для латания дыры в бюджете и финансирования бюджетных расходов ОВГЗ были размещены на 25% больше плана. Но даже этого не хватило, чтобы обеспечить достаточное финансирование. Напоминаем, что в декабре правительство приостановило выплаты из госбюджета, поясняя это необходимостью закупки «в ручном режиме» канцтоваров – чтобы коррупцию побороть.
Причем не выполнены оказались в том числе и защищенные статьи бюджета – по ним недофинансирование составило 7,4 млрд грн.
Постатейных данных о выполнении расходной части за год пока нет, но есть данные по итогам 11 месяцев, из которых понятно, какие именно статьи будут недофинансированы. Вот самые крупные из них:
1) развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования были профинансированы на 10,5 млрд грн. из 17 млрд грн. запланированных на год;
2) выплата льгот и жилищных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме была профинансирована на 17,1 млрд грн. из 25 млрд грн.;
3) субвенции из госбюджета местным бюджетам на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, лицам, не имеющим права на пенсию, лицам с инвалидностью, детям с инвалидностью, временной государственной помощи детям и т.п. были профинансированы на 50,1 млнд грн. из 61,9 млрд грн.
Очевидно, по этим статьям в итоге и будет крупнейшее недофинансирование, когда в подробностях огласят итоги 2019 года. Впрочем, Минфин и здесь обнаружил победу, заявив об «экономии по финансированию социальных программ».