Главная » 2022 » Февраль » 15
20:14

Малозаметность китайских истребителей 5 поколения

Малозаметность китайских истребителей 5 поколения

К настоящему времени авиационная промышленность Китая разработала два истребителя последнего 5 поколения. Один из них, Chengdu J-20, уже строится серийно и служит в ВВС НОАК, а второй, Shenyang J-31, пока проходит испытания. При создании этих машин учитывались все актуальные тенденции и идеи. В частности, оба самолета выполнены малозаметными, для чего используется весь спектр актуальных стелс-технологий.

Два самолета

Разработка будущего J-20, по разным данным, началась еще в девяностых годах. К концу двухтысячных корпорация CAIG / CAC построила и вывела на предварительные испытания первый опытный самолет. В начале 2011 г. он совершил свой первый полет. Испытания и доводка заняли почти шесть лет, и только в 2017-м самолет поступил на вооружение. В рамках серийного производства к настоящему времени построили не менее 150 новых истребителей.CAIG / CAC продолжает развитие проекта. Так, в октябре 2021 г. на одном из аэродромов был замечен недавно построенный двухместный вариант самолета, известный как J-20C. По всей видимости, этот проект пока остается на ранних стадиях и далек от серии.

Проект J-31 от корпорации SAC, также известный под обозначением FC-31, тоже создавался в двухтысячных годах. Первый полет такой машины состоялся в октябре 2012 г. По известным данным, летные и иные испытания продолжаются до сих пор. Для их проведения построено не менее четырех прототипов. Когда завершатся все текущие мероприятия, и готовый J-31 будет принят на вооружение, неизвестно.В октябре прошлого года начались испытания палубной версии J-31. Этот самолет в целом похож на базовый образец, но имеет несколько характерных элементов. Можно предполагать, что отработка этой машины займет несколько лет, и она поступит на вооружение ВМС НОАК одновременно с одним из будущих авианосцев.Проекты самолетов J-20 и J-31 в свое время стали поводом для гордости. С их помощью Китай смог войти в узкий круг стран, способных разрабатывать и строить истребители последнего поколения. Кроме того, два проекта подтвердили компетенции китайского авиастроения в разных сферах, включая т.н. стелс-технологии.

Как известно, заметность самолета в полете достигается несколькими способами, и основные связаны с конструкцией планера. Внешний вид J-20 и J-31 показывает, что при их разработке учитывались вопросы малозаметности. При этом получившиеся самолеты имеют как узнаваемые черты, так и свои собственные особенности.Истребитель J-20 построен по схеме «утка», не характерной для современных стелс-самолетов. Однако наличие переднего оперения, похоже, не помешало сокращению радиолокационной заметности. Для обеспечения таких характеристик фюзеляж и гондолы двигателей имеют характерные скругленные грани, а ровные поверхности располагаются с наклоном. Углы стреловидности плоскостей, развал килей и даже характерный скошенный воздухозаборник тоже работают на малозаметность.J-31 построен по нормальной схеме и внешне напоминает зарубежные разработки. При этом вновь используются прямые и скругленные грани, ровные поверхности и т.д. Любопытно, что такой экстерьер стал поводом для обвинений. Китайскую промышленность подозревали в использовании – или даже похищении – иностранных наработок.

Малозаметный планер

По известным данным, оба планера строятся из металлических и композитных деталей. Упоминалось использование радиопоглощающих покрытий и панелей, однако подробности таких технологий неизвестны. Также неизвестно, как две конструкции отличаются с точки зрения материалов. Доступные фотографии неокрашенных самолетов позволяют делать только предварительные выводы.Оба китайских истребителя имеют внутренние грузоотсеки, скрывающие полезную нагрузку от облучения. На J-20 использована комбинация из крупного отсека по оси и двух боковых, вмещающих ракеты ограниченного габарита. Конфигурация отсека / отсеков на J-31 неизвестна. Вероятно, самолет меньших габаритов имеет только один «бомболюк». С целью правильного отражения радиосигналов торцы створок отсеков имеют скошенную или зубчатую форму. Таким же образом оформлены створки шасси и различные технологические лючки.

С определенных ракурсов самолет демаскирует кабина. Вероятно, этот вопрос решен при помощи металлизированного фонаря оптимальной формы. Такое изделие должно отражать зондирующий сигнал и не позволять ему проникнуть внутрь и отразиться от сложных внутренних поверхностей.Определенные риски демаскировки связаны с двигательной установкой самолета. Так, турбореактивный двигатель дает мощную горячую струю, заметные для инфракрасных систем наблюдения. Кроме того, сопло традиционного круглого сечения может отражать радиосигнал обратно на локатор. В китайских проектах, вероятно, решаются обе эти проблемы.На ранних J-20 использовалась пара двигателей WS-10C со штатным круглым управляемым соплом. В 2014-15 гг. прошел испытания самолет с обновленным двигателем, получившим плоское сопло с зубчатыми створками. В дальнейшем такой двигатель пошел в серию и устанавливался на истребителях новой постройки. По всей видимости, новое сопло не ухудшило технические и летные характеристики самолета, но сократило его заметность во всех спектрах. К сожалению, точные изменения таких параметров остаются неизвестными.

Заметность двигателей

Малозаметность китайских истребителей 5 поколения

Проект J-31 пока не получил подобного развития. Все известные прототипы оснащены двигателями с круглым соплом. Соответственно, заметность с задних углов может быть выше желаемого предела, как для радиолокационных, так и для оптических средств.Во время скрытного полета стелс-самолет не должен проявлять себя каким-либо излучением, что предъявляет особые требования к комплексу радиоэлектронного оборудования. Истребитель не может обойтись только бортовой РЛС и нуждается в других средствах.По известным данным, основным средством обнаружения и управления огнем на J-20 является БРЛС с АФАР. При невозможности ее применения, самолет должен искать цели при помощи оптико-локационной станции, размещенной под носовой частью фюзеляжа. Также известно о наличии нескольких оптических приборов, дающих круговой обзор. Вероятно, J-20 может принимать целеуказание с самолетов ДРЛОиУ или наземных пунктов управления – это тоже способствует скрытной работе.

Режим радиомолчания

Схожим образом построена авионика истребителя J-31. Он может искать цели сам при помощи БРЛС или «распределенных» ОЛС. Также должна предусматриваться боевая работа по внешнему целеуказанию.В средней или дальней перспективе на вооружение ВВС НОАК могут поступить многоцелевые БПЛА типа «верный ведомый». Они будут работать вместе с истребителями 5 поколения и выполнять их приказы. Соответственно, пилотируемые самолеты смогут оставаться на безопасном расстоянии от противника и более полно использовать потенциал малозаметности. При этом требуется соответствующее совершенствование авионики – в нынешней комплектации или при дальнейших модернизациях.

Технологии и их реализация

Как сообщается, в двух проектах истребителей 5 поколения китайская промышленность использовала все свои новейшие наработки в разных сферах. С учетом требований к новому поколению авиационной техники, большое внимание уделялось вопросам сокращения заметности. Успех таких мер пока можно оценивать только эмпирически, т.к. точные данные о характеристиках, в китайских или иностранных источниках, пока отсутствуют.В китайских проектах J-20 и J-31 реализованы все основные принципы комплексного снижения заметности в полете и при решении боевой задачи. Это показывает, что авиационная промышленность Китая располагает широким кругом необходимых технологий, которые теперь позволяют ей строить полноценные стелс-самолеты. Для разработки и строительства истребителей нового поколения Китаю пришлось создать и освоить производство современных сплавов и композитов, новых двигателей, разнообразного авиационного оборудования и вооружения. Также требовалось создать собственную научную базу в сфере стелс-технологий.В то же время, рассматриваемые истребители все еще сохраняют некоторые недостатки. Прежде всего, имеются проблемы по линии двигателей с малой инфракрасной и радиолокационной заметности. Пока новую силовую установку получил только один из самолетов, тогда как перспективы второго в этом контексте неизвестны.В целом проекты J-20 и J-31 показали уровень китайского авиастроения и круг имеющихся передовых технологий, как минимум, на момент своего появления. При этом наибольшее внимание закономерно привлекают технологии малозаметности, поскольку они отразились во внешнем виде и в других особенностях истребителей – и их достаточно просто оценить. Вполне возможно, что в будущем Китай покажет новые малозаметные самолеты, и они вновь продемонстрируют, какие идеи и технологии удалось освоить промышленности за прошедшее время.



Источник

Просмотров: 362 | Добавил: Dmitrij | Малозаметность китайских истребителей 5 поколения | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх