В конце ХIХ века французский социолог и психолог Гюстав Лебон призывал изучать психологию толпы и уметь управлять её поведением. Такое умение он называл последним средством защиты буржуазной системы.
Толпа не рассуждает, рабски покоряется страстям, а потому,– говорил Г.Лебон, – необходимо внушение, создание образов, чувственных ассоциаций, использование эмоциональных состояний. В своей книге «Психология народов и масс» он подчеркивал, что главным является умение «вводить толпу в заблуждение», а подобное достигается с помощью понятий, имеющих «самый неопределенный смысл», например, абстрактные свобода, демократия, честные выборы и т.д. Иными словами — за все хорошее и против всего плохого. Впрочем, чаще против всего плохого.
«Словом, толпу чаще всего делает общностью только то, что она «против», против «них»». (Б.Ф.Поршнев «Социальная психология и история»).
«Разжиганием дурных страстей темной массы» называл В.И.Ленин попытки царского правительства вдохновить толпы черносотенцев на погромы и избиения. Один из первых советских исследователей проблем социальной психологии М.А.Рейснер в работе «Проблемы социальной психологии» отмечал, что «подобно тому, как это делал Бонапарт во Франции, современные диктаторы реакции стремятся сорганизовать люмпенпролетарские отбросы в качестве вооруженного авангарда фашизма, линчевания и всевозможных Ку-Клукс-Кланов».
История знает многочисленные примеры использования психологии толпы реакционными силами: события, происходившие в нацистской Германии, контрреволюционные выступления в Чехословакии и Венгрии, многочисленные «цветные революции» в период разрушения СССР и постсоветскую эпоху.
Обыватель, обработанный буржуазными средствами массовой информации, привык жить внушаемыми ему эмоциями. Взвинтить его националистическими, шовинистическими и другими деструктивными настроениями не представляет особого труда.
Буржуазная социальная психология, обслуживающая нужды правящего класса, предоставляет инструментарий, с помощью которого реакционные политические организации и заинтересованные группы широко используют малосознательные массы обывателей и люмпен-пролетариат в своих целях.
До высокого накала подогреваются страсти, наступательно осуществляется воздействие на общественное мнение, активно применяются манипулятивные технологии, создаются массовые истерии.
Марксистская социальная психология не относит к здоровым общественным явлениям манипулируемую толпу. Случайное множество людей, безыдейная, несознательная общность которых, основана на эмоциях по отношению каким-либо лицам, событиям, информации, - не может быть движущей силой положительных общественных преобразований. Одурманенные бараны, сбившиеся в стадо, способны лишь в панике прыгнуть в пропасть.
Чудовищным обманом и подменой понятий является отождествление понятия «толпа» с понятиями «народ», «массы», а также преподнесение действий толпы как воли народа, как действий революционных. Косное, обывательское, случайное сборище не имеет и не может иметь ничего общего с творческой, сознательной, по-настоящему революционной деятельностью масс.