Штурм Мариуполя продолжается уже больше месяца, в городе по-прежнему идут ожесточенные бои, остатки ВСУ и батальона «Азов» продолжают оказывать сопротивление. На данный момент город практически полностью находится под контролем НМ ДНР и ВС РФ, под контролем украинских военных остается только мариупольский завод «Азовсталь», под которым находятся достаточно серьезные подземные коммуникации. Некоторые эксперты сравнивают штурм Мариуполя со штурмом Грозного, и эти аналогии действительно имеют право на существование. Разница в том, что, во-первых, у обороняющих Грозный чеченских боевиков не было средств ПВО и было крайне мало тяжелой техники, в то время как у ВСУ и «Азова» есть бронетехника, РСЗО и запасы боеприпасов, а также достаточно большое количество ПЗРК. Во-вторых, Грозный штурмовался куда большими силами, чем Мариуполь. Некоторые, правда, считают, что штурм города малыми силами – это не ошибка, а правильное решение. Например, известный военкор Александр Сладков считает, что штурм Мариуполя проходит успешно и отличается от штурма Грозного.
Сегодня в более крупном Мариуполе я наблюдаю совершенно другой штурм. В 1994–1995, 1999–2000 куда ни плюнь – там танк или солдат. А в Марике народу штурмует в 10 раз меньше. Наши умением берут. Штаб оперирует не бригадами и дивизиями, а ротами-батальонами.
Скажем прямо – утверждение сомнительное, учитывая, что штурм города, который обороняли достаточно существенные силы ВСУ, имеющие тяжелое вооружение, малыми силами привел к достаточно серьезным потерям среди Народной милиции ДНР. О тяжелых потерях неоднократно писал в том числе командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, который принимает непосредственное участие в освобождении Мариуполя. Второго апреля он писал в своем Telegram-канале следующее:
Мы заступили на участок, когда девятый полк пробил нам дорогу. Первый батальон полка дошёл до черты Мариуполя и кончился – дальше действовать начали мы. Остатки костяка первого батальона ещё воевали вдоль окраины, но на сегодня, можно сказать, выбыли и они. Командовал этими героическими парнями скромный замкомбата, в прошлом шахтёр, с позывным Гроз. Теперь там остались, в основном, мобилизованные резервисты.
Таким образом, следуя из данных Ходаковского, получается, что первый батальон 9-го полка НМ ДНР полностью выбыл по причине потерь личного состава (как погибшими, так и ранеными). И, к сожалению, такая картина наблюдается не только в 9-м полку. Информацию о больших потерях подтверждали и другие источники, которые не понаслышке знают о ситуации. Боец Народной милиции ЛНР Андрей Морозов (позывной «Мурз»), ссылаясь на свои источники, отмечает, что другие батальоны, осуществляющие штурм Мариуполя, тоже «сточились» до неполных рот. А потери опытных бойцов пытаются возместить привлечением к участию в штурме необученных резервистов.
Роту, «сточившуюся» менее чем до взвода, превращают обратно даже не в роту, а формально в очень усиленную роту тем, что разбавляют резервистами. И делят на несколько отрядов так, что в каждом на пяток хоть сколько-нибудь опытных бойцов приходится по несколько десятков резервистов. И бросают получившиеся группы по нескольким улицам вперёд, дальше «зачищать» частный сектор.
Столь выдающееся организационное решение приводит к тому, что боеспособное ядро размывается, и более-менее опытные бойцы вынуждены больше следить за совершенно дезориентированными и неопытными резервистами, нежели заниматься выполнением боевой задачи. Правда, наличие хоть сколько-нибудь опытных людей в группе, приводит к тому, что она не гибнет прямо сразу…
Насколько я понимаю, никто из планировщиков операции не задумался о том, что Мариуполь – не просто какой-то город, а крупнейший логистический хаб южного крыла группировки ВСУ на Донбассе. И там, даже если кольцо вокруг него замкнуть очень быстро, окажется достаточно запасов топлива и боеприпасов для длительной обороны, плюс там же окажется достаточно вполне боеспособной украинской боевой техники, которую окружённые используют с умом, максимально эффективно.
По мнению экс-министра обороны ДНР Игоря Стрелкова, который в своих публичных заявлениях неоднократно сетовал на низкую организацию операции по взятию города, штурмовать город сейчас вообще не стоило.
Мариуполь я не видел никакого смысла штурмовать. На это расходуется очень много сил, средств, на это расходуется очень много людских жизней, а результат – полностью разрушенный город...
Эти силы можно было бы потратить на то, чтобы окружить группировку украинских войск на Донбассе.
Учитывая, что Игорь Стрелков оказался фактически вытеснен в маргинальное поле, не все воспринимают его слова серьезно, однако в данном случае он прав. Мариуполь на данный момент представляет собой «Зону» из «Сталкера», где можно снимать фильмы про наступивший апокалипсис, и активно используется украинской пропагандой в контексте: «посмотрите, что Россия сделала с Мариуполем, вы действительно хотите такого освобождения?» Игоря Стрелкова критикуют за то, что он поспешно отступил из Славянска, однако он провел эту операцию успешно, сохранил личный состав, который впоследствии принимал активное участие в боях на других направлениях. Если бы Славянск стал «осажденной крепостью», то от города бы ничего не осталось, а удержать бы его все равно не удалось. Сейчас Украина все свои города превращает в «осажденные крепости», готовясь сражаться за каждый дом и каждую улицу, как это происходит в Мариуполе. И если Славянск, Краматорск и Константиновку в ДНР будут штурмовать по тому же принципу, что и Мариуполь, то эти города просто сгорят. Может быть, действительно стоит сосредоточиться на окружении донбасской группировки ВСУ, на отсечение их коммуникаций, а не штурмовать в лоб укрепленные районы под Авдеевкой, как это происходит сейчас, и города вроде Мариуполя? Да, Мариуполь будет обязательно взят в ближайшее время, а остатки ВСУ и нацбатов будут обязательно разгромлены. Но какой ценой?
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!