Сегодня мы продолжим и закончим рассказ, начатый в статье Андре Массена. «Ребенок, избалованный победами»
.Генерал Бартелеми Жубер, которого выбрал своей «шпагой» директор Сийес, погиб, сражаясь против Суворова в битве при Нови (15 августа 1799 года). Об этом было рассказано в статье Фатум генерала Жубера
. Однако скоро в Париже появился другой молодой, но очень честолюбивый и решительный генерал. Директория была обречена. Менее чем через три месяца после смерти Жубера, вернувшийся из Египта Бонапарт стал Первым консулом и быстро оттеснил опытного интригана Сийеса на второй и даже третий план. Мнения авторитетных генералов по поводу переворота 18–19 брюмера разделились. Массена, находившийся в то время со своей армией в Северной Италии, Наполеона поддержал. Он даже сместил со своих постов подчинённых ему генералов Виктора и Лемуана, которые посмели открыто высказаться против фактической узурпации власти Бонапартом. Правда, Массена не одобрил идею сделать должность Первого консула пожизненной. Наполеон оценил его лояльность, назначив командующим Итальянской армией. Здесь Массене противостоял австрийский генерал Мелас, стоявший во главе стотысячной Лигурийский армии.
Массена в Италии
Воспользовавшись оплошностью Массены, австрийцы разбили отделившиеся от основной армии дивизии Сульта и Сюше. Сам Массена с 20 апреля 1800 г. оказался блокирован в Генуе. Чтобы установить связь с Сюше и попытаться скоординировать действия, начальник штаба армии Массены – генерал Удино, с риском для жизни прошел потом на небольшой лодке через строй английских кораблей. Но осажденная австрийскими войсками фон Ботаркеца Генуя была обречена. В конце мая в городе начался голод. Не видя другого выхода, 4 июня Массена подписал соглашение о почетной капитуляции, согласно условиям которой французы ушли из Генуи с оружием и развернутыми знамёнами. Никто Массену за сдачу города особенно не упрекал. Лорд Кейт, командовавший под Генуей английской эскадрой, в 1800 г. говорил даже, что один Массена стоит 20 тысяч человек. А Бонапарт именно ему потом передал командование своей армией. Однако, подписывая договор, Массена не знал, что уже 14 июня Наполеон разгромит австрийцев в битве при Маренго. Продержись Массена ещё немного – и он бы мог занести героическую защиту Генуи в список своих военных достижений. Итак, Массена после отъезда Бонапарта снова оказался командующим Итальянской армией. Но на этой должности он находился всего 2 месяца. И опять его подвела неудержимая страсть к воровству и грабежам под видом «контрибуций». Армию ему пришлось сдать генералу Брюну.
Возвращение в Париж
Наворовал Массена к тому времени уже вполне достаточно для того, чтобы приобрести в окрестностях Парижа замок Рюэй, когда-то принадлежавший кардиналу Ришелье. Совсем рядом, кстати, находится и знаменитый Мальмезон. Подписание в июле 1801 г. конкордата с Ватиканом (о восстановлении прав католической церкви во Франции) Массена не принял, причем не побоялся выступить против этой идеи публично. В Париже долго обсуждали скандал, устроенный в 1802 году в соборе Парижской Богоматери Массеной, Ожеро и некоторыми их единомышленниками. Будучи вынуждены выполнить приказ Наполеона о посещении пасхальной службы, они демонстративно пришли в собор с оружием, а потом отняли стулья у сидевших на них священников (и сами уселись на них). Однако опытные и авторитетные генералы были нужны Бонапарту, и потому он терпел их выходки. Да и что такого случилось, если подумать? Пошалили мужики в храме Божьем – так ведь при исполнении его личного приказа, а не просто так. Велел он им сходить помолиться – пошли и помолились (как сумели и как получилось). Лояльность продемонстрировали, а остальное – дело десятое. После учреждения ордена Почетного легиона, Массена получает вначале офицерский крест, а затем – и высшие знаки отличия.В июле 1803 г. Бонапарт благосклонно относится к тому, что Массена избирается депутатом Законодательного корпуса. Наконец, 19 мая 1804 г., на следующий день после коронации Наполеона, Массена становится маршалом Франции.
Массена в кампаниях 1805–1807 гг.
В 1805 году началась так называемая война Третьей коалиции. Массене 47 лет – солидный возраст по тем временам. Здоровье уже не то, особые мучения приносит подагра. Тем не менее 30 мая маршал получает приказ отправиться в Милан и принять командование Итальянской армией. Здесь его противником снова стал эрцгерцог Карл, армия которого по численности превосходила французскую в три раза.30 сентября – 1 октября того года французы и австрийцы у города Кальдиеро сошлись в главном сражении Итальянской кампании. Австрийская армия тогда имела двойное превосходство в живой силе и тройное – по артиллерийским орудиям. Город трижды переходил из рук в руки. Несмотря на возраст и болезни, Массена, верхом на жеребце по кличке Султан, снова, как в молодости, лично возглавлял атаки своих войск. В конце концов, австрийцы отступили. После Аустерлица Наполеон приказал Массене атаковать Неаполитанское королевство, которое он планировал передать своему брату Жозефу. Неаполь пал 15 февраля 1806 года. Затем Массена захватил Гаэту и вытеснил из Калабрии английскую дивизию Джона Стюарта. В общем, всем был хорош маршал Массена, вот только на его счету в одном из банков Ливорно за несколько недель опять «волшебным образом» оказались неведомо откуда взявшиеся три миллиона франков (ну, ничего не поделаешь: любил и главное – умел «делать деньги» этот человек). У генерала Солиньяка, начальника штаба его армии, добыча, как и полагается подчинённому, была поскромнее – шестьсот тысяч. «Доброжелатели» немедленно доложили об этих «чудесах» императору, который обратился к Массене и Солиньяку с «предложением, от которого нельзя отказаться» – поделиться «нажитым непосильным трудом»: один миллион в казну от Массены и двести тысяч от Солиньяка. Массена неожиданно оказался очень непонятливым человеком: вместо того, чтобы отдать треть награбленного, стал рассказывать о больших расходах, долгах и жаловаться на тяжёлую жизнь. Наполеон его рассказов не оценил и конфисковал всю сумму (которая оказалась даже больше предполагаемой – три миллиона шестьсот тысяч франков). Говорили, что маршал тогда даже заболел от огорчения.В 1807 году Массена оказался в Польше, но ни в одном значимом сражении участия не принимал.Тем не менее после заключения Тильзитского мирного договора Наполеон дарует ему титул герцога Риволи (указ от 24 апреля 1808 г.).
С июля 1807 и до начала 1809 гг. Массена не занимал никаких официальных должностей и наслаждался праздной жизнью в замке Рюэй, периодически выезжая в Париж – ко двору императора. Надо сказать, что придворные порядки ему не слишком нравились. А вот охотился в окрестных лесах он с большим удовольствием. По иронии судьбы именно на императорской охоте и получил этот маршал ранение, от последствий которого страдал всю жизнь. В сентябре 1808 г. близ Фонтенбло после неудачного выстрела Наполеона одна из дробин попала в левый глаз Массены. Во избежание скандала, в ранении он обвинил... Бертье, ружье которого даже не было заряжено. Этот маршал тоже оказался человеком сообразительным и тут же признал свою вину. На этом разбирательство данного инцидента и закончилось. А боли – головные и в поврежденной глазнице, у Массены остались. И беспокоили его всю оставшуюся жизнь.
«Царская охота»
Боевая кампания 1809 года
В марте 1809 года Массена отправился на очередную войну с Австрией. На этот раз ему было поручено командование IV корпусом. В мае была взята Вена, однако эрцгерцог Карл спас свою армию от разгрома, отведя ее на левый берег Дуная. Наполеон принял решение добить австрийцев. Для этого был построен понтонный мост до острова Лобау, а от него – на другой берег реки. Вечером 20 мая по нему успели перейти два корпуса – Ланна и Массены. После чего мост рухнул и два французских корпуса оказались перед лицом стотысячной австрийской армии. Так началось сражение при Эслинге (Асперне), в котором получил смертельное ранение маршал Ланн, а Массена в очередной раз продемонстрировал и личную храбрость, и талант полководца. Все его адъютанты были убиты или получили ранения, коня, на котором сидел маршал, буквально разорвало ядром. Наполеон сказал позже:
«Кто не видел Массену в Асперне, тот не видел ничего».
В итоге французам удалось эвакуировать свои войска, а война была закончена кровопролитным Ваграмским сражением (5–6 июля 1809 года).В сражении при Ваграме корпус Массены находился на левом фланге, а сам маршал руководил боем из открытой коляски, запряженной четырьмя лошадьми, так как повредил ногу, упав с лошади. Такая ирония судьбы: Массена рисковал жизнью в десятках сражений, а ранен был всего два раза – на охоте лично императором Бонапартом и под Ваграмом... лошадью.Наполеон высоко оценил действия Массены: 31 января 1810 г. он получил титул князя Эслингского (напомним, что с 1808 года этот маршал был ещё и герцогом).
Массена в Португалии: война против Веллингтона, Жюно и Нея
Уже 17 апреля 1810 г. Массена был назначен командующим Португальской армией. К тому времени в этой стране успели повоевать генерал Жюно, маршалы Сульт и Виктор, но большого успеха никто из них так и не добился. Все они ревновали к славе соперников, и однажды Виктор не оказал помощи Сульту, находившемуся в очень тяжёлом положении. В ставку 52-летний Массена прибыл с очередной любовницей – Анриеттой Лебертон, сестрой одного из адъютантов, что привело в ярость супругу Жюно. Почтенная генеральша вынуждена была сидеть рядом с «публичной женщиной», которую в армии называли «курицей Массены». Жюно стал на сторону супруги, и отношения между маршалом и генералом сразу же не сложились.Другой командир корпуса Португальской армии, Мишель Ней, также встретил Массену и его «кулеврину» очень холодно. На одном из обедов он своими насмешками даже довел Анриетту до обморока. Надо сказать, что эта капризная и себялюбивая дамочка симпатий действительно не вызывает. Движения и действия французской армии часто зависели от настроения и самочувствия Лебертон. Однажды во время наступления в Португалии она забыла в одной из деревень своего попугая. И армия остановилась, ожидая, пока специально отправленный за ним гусарский эскадрон не привез птичку хозяйке. В общем, сразу же сформировалась оппозиция новому командующему, что успеху отнюдь не способствовало. И главным виновником этой ситуации, пожалуй, следует признать именно Массену, который, как командующий, должен был все же думать о наиболее рациональном и эффективном выполнении поставленных перед ним задач, а не о том, как получше угодить молодой фаворитке. Между собой французские военачальники обменивались тогда такими «милыми» письмами.Ней – Массене:
«Я такой же маршал, как и Вы, а Ваш титул князя Эслингского имеет силу только в пределах Тюильрийского дворца».
Массена – Нею:
«Я заставлю Вас заткнуть ваши слова обратно в глотку».
В Португалии, помимо собственно португальцев, французам с 1808 года противостояли также англичане. Объединенную армию возглавлял Артур Уэлсли, более известный как герцог Веллингтон. Массена между тем кое-как заставил оппонентов подчиниться себе, и летом 1810 года, наконец, его армия перешла в наступление, захватив Аламейду и Сьюдад-Родриго. Однако дальнейшему продвижению мешала тактика «выжженной земли», которую практиковал Уэлсли.Лишь 27 сентября на горном хребте Бусако он вступил в сражение с французами – и выиграл его. Но тут же снова отступил, дойдя к 14 октября до хорошо укрепленной линии Торреш-Ведраш. У французов не было сил для штурма, и разумнее всего было бы отвести армию на зимние квартиры. Но Массена оставил ее на месте, в результате чего французы понесли большие потери от холода и болезней. К весне 1811 года армия была уже в таком состоянии, что 5 марта Массена вынужден был отдать приказ об отступлении. Вторая попытка завоевания Португалии также оказалась безуспешной. На этот раз роковой оказалась ссора Массены с Бессьером, который вначале отказался помочь боеприпасами. А в решающий момент битвы у деревни Фуэнтес-д'Оньоро, когда победа была близка, подчинённый Бессьеру кавалерийский генерал Лепик отказался атаковать уже готовых отступить англичан. Так Массене не удалось войти в историю в качестве единственного маршала Наполеона, разбившего Веллингтона. После этого, недовольный неудачами Массены, Наполеон отстранил его от командования. Между тем сам Веллингтон признавал потом, что ни один из маршалов Бонапарта не причинил ему столько беспокойства. Он называл Массену «Старой лисой» и говорил, что поседел именно во время войны с ним.
Последние годы жизни маршала Массены
Наполеон полностью охладел к Массене и потому не дал ему никакого назначения во время похода 1812 года. Не использовал он этого маршала и во время кампаний 1813–1814 гг. После отречения Наполеона Массена принес присягу Бурбонам и получил назначение в 8-й военный округ (Марсель), а также командорский крест ордена Святого Людовика. Поскольку Ниццу, уроженцем которой был Массена, в 1814 году вернули Сардинскому королевству, Людовик XVIII 29 декабря того же года даровал ему французское подданство. Это, кстати, обидело маршала, который уже давно считал себя французом. В материальном плане маршал отнюдь не бедствовал. После его смерти в 1817 году выяснилось, что наследникам он оставил 40 миллионов франков.Находясь в Марселе, Массена первым из наполеоновских маршалов узнал о высадке императора в заливе Жуан (1 марта 1815 г.). Это известие повергло его в смятение. С одной стороны, он не особенно жаловал Бурбонов. С другой – понимал, что возвращение Наполеона – это большая война и конец его мирной жизни. Вначале он пытался задержать продвижение императора, но опоздал: небольшой отряд Бонапарта уже был далеко. Скоро стало ясно, что легитимисты потерпели поражение, и 10 апреля Массена прибыл в Париж, где встретился с Наполеоном. Прием оказался холодным, никакого назначения он не получил. Тем не менее 1 июня на праздник Возрождения империи Массена был приглашен. Всего там присутствовали 11 из остававшихся живыми 23 маршалов. А 4 июня Наполеон даровал титул пэра Франции 10 маршалам, в том числе – Массене. Лишь после поражения Наполеона при Ватерлоо Массена получает пост командира столичной национальной гвардии (да и то не от императора).Когда Наполеон отрекся во второй раз, Массена уехал в свой замок Рюэй, откуда обратился в военное министерство с просьбой разрешить ему отправиться на лечение в Италию (в Тоскану). Под благовидным предлогом он хотел покинуть страну, надеясь переждать период репрессий. Его, как военного губернатора Марселя, подозревали в тайном содействии высадки Бонапарта (это было неправдой), а также в хищениях государственных средств в Провансе (что похоже на правду – Массена воровал везде, почему Прованс должен был стать исключением). Но все обошлось, и Массена сохранил свои титулы и имущество. Он всячески уклонялся от обязанности судить Нея и большое облегчение испытал, когда тот потребовал суда Палаты пэров. За смертную казнь в итоге проголосовало 5 наполеоновских маршалов, Массены в их числе не было. В конце 1816 г. здоровье маршала значительно ухудшилось. Развязка наступила 4 апреля 1817 г.: Андре Массена умер, немного не дожив до возраста 59 лет. Как и многие наполеоновские маршалы, похоронен он был на кладбище Пер-Лашез. В настоящее время его именем назван один из бульваров Парижа и площадь в родной Ницце. Внук Массены на рубеже XIX–XX столетий построил в Ницце виллу, которую его сын (правнук героя статьи) в 1919 г. передал городу с условием, что в ней разместится музей маршала, а окружающий ее сад будет доступен для прогулок горожан.
В настоящее время лишь часть экспозиции посвящена Андре Массене и всему, что с ним связано (имеются, например, личные вещи Бонапарта и золотые часы Жозефины Богарне). Большая часть экспозиции рассказывает об истории города Ницца.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!