Сегодня мы закончим рассказ, начатый в статье Маршал Бертье. Выдающийся штабист, не желавший быть полководцем
.После падения Бастилии Бертье был назначен генерал-квартирмейстером Национальной гвардии, которую создал его старый знакомый по войне в Америке – маркиз Лафайет. В феврале 1791 года наш герой едва не погиб, защищая от разъярённой толпы двух пожилых родственниц Людовика XVI. Нападение спровоцировал его собственный заместитель – Лекуантр, который утверждал, будто старушки увозят с собой мешки с золотом. Спас его тогда лейтенант Франсуа Лефевр – также будущий маршал. Позже тот же Лекуантр будет называть Бертье «
Республиканский период службы Бертье
а» и обвинять в переписке с Лафайетом. В 1792 г. полковник Бертье по рекомендации Лафайета оказался в штабе своего бывшего американского командира – графа Рошамбо. При генерале Люкнере, заменившем графа, он уже занял должность начальника штаба.После бегства Лафайета, командовавшего Северной армией (19 августа 1792 г.), Бертье, несмотря на попытки нового командира – Келлермана, защитить его, был отправлен в отставку – и не смог принять участие в битве при Вальми. На службу он вернулся в мае 1793 года, когда получил назначение в Ла-Рошельскую армию, воевавшую на территории мятежной Вандеи. Командовал войсками один из самых знатных аристократов Франции – Арман Луи де Гонто, герцог де Лазун и герцог де Бирон, маркиз де Монферран.
Это был ещё один знакомый Бертье по войне за независимость США.В апреле 1793 года Бертье оказался в осаждённом Сомюре. После отступления из этого города командующий армией Бирон был обвинён вначале «
», а потом – и в «». Бирона приговорили к смертной казни и гильотинировали. А Бертье остался на своей должности (начальник штаба) при генерале Россиньоле, главными достоинствами которого были политическая благонадёжность и принадлежность к партии якобинцев (в бедных кварталах Парижа его даже называли «»). А вот военными талантами новый командующий не обладал. В это время Бертье разработал и представил в Комитет общественного спасения новый план военных действий. План одобрили, но автора приняли за родственника его однофамильцев (парижского интенданта и королевского секретаря) и отправили в отставку, выслав из Парижа. В столицу Бертье вернулся в 1795 году. Здесь он получил звание дивизионного генерала и назначение в Итальянскую армию Келлермана, которого скоро сменил Шерер. Новый командующий отверг наступательный план Бертье, зато с ним ознакомился молодой генерал Бонапарт, работавший тогда в военном министерстве.В 1796 году 42-летний Бертье оказался начальником штаба армии прибывшего в Италию генерала Бонапарта. Топографическую службу Итальянской армии тогда, кстати, возглавлял один из братьев будущего маршала – Виктор-Леопольд. Сотрудничество Александра Бертье и Наполеона продлилось с небольшим перерывом более 15 лет. Причём в период с 1799 по 1807 гг. Бертье был ещё и военным министром. Поскольку Бертье всегда был рядом с Бонапартом, в армии у него появилось двусмысленное прозвище «
Рядом с Бонапартом
».Любопытно, что Наполеон не сразу понял, какой выдающийся штабист оказался рядом с ним. Иначе во время Первой Итальянской кампании Бертье не пришлось бы командовать центром в битве при Риволи и участвовать в рукопашных схватках почти в каждом сражении.10 мая 1796 года в битве при Лоди погиб (попав под огонь собственных солдат) генерал Лагарп. Его дивизию возглавил Бертье. И Бонапарт доносил об этом сражении в Директорию:
«Я не могу забыть храбрость Бертье, который действовал в роли артиллериста, кавалериста и гренадера.»
Напомним, что Бертье – не ротный командир, а начальник штаба армии (один из лучших в мировой истории). Использовать его в роли гренадера было тогда всё равно, что забивать гвозди микроскопом.15 мая французская армия вошла в Милан. Здесь Бертье и познакомился с женщиной, которую будет страстно любить всю жизнь – Джузеппиной де Висконти. Но об этом чуть позже. 9 декабря 1797 году Бертье на короткое время оказался на должности командующего Итальянской армией. Именно под его руководством французы 10 февраля 1798 года вступили в Рим, где была провозглашена республика. Правда, скоро Бертье уступил командование Массене. Во время Египетского похода 1798-1799 гг. после «битвы у пирамид» Бертье, ссылаясь на плохое самочувствие, просил Бонапарта отпустить его во Францию, но в итоге всё же остался, приняв участие в разработке плана марша на Яффу.Кстати, именно Бертье после захвата Александрии от имени Наполеона написал знаменитое воззвание:
«Кадии, шейхи, улемы, имамы, чарбаджии, народ Египта!! Довольно беи оскорбляли Францию; час возмездия наступил… Бог, от которого зависит все, сказал: «Царству мамлюков пришел конец… Вам скажут, что я пришел погубить религию ислама… отвечайте, что я люблю пророка и Коран, что я пришел восстановить ваши права… Во все века мы были друзьями великого султана… Трижды счастливы те, кто выскажется за нас. Счастливы те, кто останутся нейтральными, у них будет время, чтобы узнать нас. Горе безумцам, которые поднимут на нас оружие, они погибнут!! Деревни, которые захотят отдаться под наше покровительство, поднимут на минарете главной мечети флаг султана, а также армии… С деревнями, жители которых совершат враждебные действия, будет поступлено по закону военного времени; если такие случаи будут иметь место, их сожгут. Шейх-аль-беледы, имамы, муэдзины утверждаются на занимаемых должностях.»
На родину Бертье вернулся с Наполеоном, который скоро в результате переворота 18-19 брюмера (9-10 ноября 1799 г.) стал Первым консулом. Начальника своего штаба он назначил военным министром.Идея знаменитого перехода Бонапарта через перевал Сен-Бернар в 1800 году принадлежала Бертье, который выдвинул её ещё в 1795 году. После битвы при Маренго и заключения выгодного для Франции договора с Австрией, Бертье некоторое время выполнял обязанности посла в Мадриде, но в октябре 1800 года возвратился в Париж, где продолжил работу в качестве военного министра и начальника генерального штаба. Любопытно, что в его штабе работали два племянника знаменитого Талейрана. В 1801 году Бертье уже смог приобрести замок Гробуа, который когда-то принадлежал Фуше, а потом в нём жили генерал Моро и директор Баррас.
Маршал, князь и герцог Бертье
После коронации Наполеона, Бертье стал не только маршалом Франции, но также сенатором, главным офицером двора и главным егерем (ловчим) Империи. Однако вот именно на этой, последней должности Бертье и постигло фиаско. Получив приказ подготовить императорскую охоту, он распорядился привезти в лес множество домашних кроликов, которые, в ожидании корма, буквально атаковали Наполеона и его свиту, вынудив их спасаться бегством. Но этот курьёзный случай практически не повлиял на деловую репутацию Бертье. Огромным его достижением была организация грандиозного Булонского лагеря, где проходила подготовка войск для предполагаемого вторжения в Англию. Необходимо было не только обустроить казармы, госпитали, кухни, прачечные, ремонтные мастерские, конюшни, плацы и стрельбища, но и бесперебойно снабжать огромную массу людей всем необходимым – от продовольствия до обмундирования и боеприпасов. И при этом, несмотря на огромную скученность, не допустить эпидемий инфекционных заболеваний. Однако безусловным шедевром планирования больших операций следует признать организованное Бертье движение девяти корпусов Великой армии от Булонского лагеря к Рейну. Передвигаясь в основном по грунтовым дорогам, они уже через 45 дней оказались близ Ульма. Во многом именно благодаря этому блестящему маршу война Третьей коалиции завершилась громкой победой французов.Кстати, после подписания Пресбургского мирного договора, именно Бертье назначил Бонапарт командующим победоносной Великой армией. В 1806 году Наполеон передал Бертье княжество Невшательское (площадь – 700 кв. км, население – около 70 тысяч человек) и Валанженское герцогство. Таким образом, его начальник штаба стал первым из маршалов, получившим княжеский титул (всего таковых маршалов-князей было три).В образцовом движении армейских частей Бонапарта во время кратковременной (всего 24 дня!) войны в Пруссии в 1806 году также немалая заслуга Бертье.Затем была боевая кампания 1807 года, где произошёл интересный случай, хорошо иллюстрирующий предусмотрительность Бертье. Накануне сражения у Прейсиш-Эйлау начальник штаба отправил в корпус Бернадота восемь курьеров, каждый из которых вёз один и тот же приказ. Семь из них были перехвачены в пути, но один всё же добрался до Бернадота. Вероятно, именно об этом случае вспомнил Наполеон при Ватерлоо, когда упрекнул Сульта в том, что тот отправил на поиски Груши всего одного адъютанта. После подписания Тильзитского мирного договора с Россией, два императора произвели своеобразный обмен высшими орденами своих государств. Орден Андрея Первозванного был вручён самому Наполеону, его брату Жерому, Талейрану, Мюрату и Бертье.
9 августа того же года Бонапарт освободил Бертье от обязанностей военного министра (которым теперь стал генерал Кларк), оставив ему должности начальника генерального штаба и командующего французскими войсками, а также присвоив звание вице-конетабля Франции. По настоянию императора в 1808 году 54-летний Бертье женился на 23-летней баварской принцессе (племяннице короля) Марии-Елизавете.
Личная жизнь маршала Бертье
Любопытно, что в качестве свадебного подарка Наполеон вручил ему сервиз на одного человека – явный намёк, что с женой этот маршал будет видеться не часто. Супруга родила Бертье трех детей (мальчика и двух девочек). Однако всю жизнь этот маршал любил другую женщину – Джузеппину де Висконти, считавшуюся первой красавицей Италии. Сам Наполеон на острове Святой Елены с удивлением вспоминал:
«Никогда я не видел такой страсти, как у Бертье к мадам Висконти.»
К удивлению многих, прекрасная маркиза ответила взаимностью неказистому маршалу, вероятно, здраво рассудив, что слава, богатство и власть сполна компенсируют недостатки его фигуры. По иронии судьбы муж маркизы умер через 15 дней после женитьбы Бертье. Это известие поразило маршала, который впал в депрессию, проклиная и настоявшего на свадьбе Бонапарта, и свою поспешность. Он снял для Джузеппины особняк близ своего дома в Париже, и маркиза со временем стала чуть ли не подругой его жены. Известно, что после смерти маршала они переписывались на протяжении многих лет. Свои чувства к Джузеппине Бертье сохранил даже после перенесённого ею инсульта, в результате которого левая половина тела этой женщины оказалась парализована.
Кампания 1809 года
Во время войны с Австрией в 1809 году Бертье некоторое время был «разлучен» с Бонапартом, прибывшим к армии лишь позже. В результате два маршала – Бертье и Даву вступили в конфликт, причём Наполеон потом стал на сторону «железного маршала» Даву. Император заявил Бертье:
«Надо было делать прямо противоположное тому, что Вы сделали.»
Это ещё раз доказывает, что штабная работа всё же сильно отличается от реального руководства войсками в полевых условиях. Тем не менее, после окончания войны Наполеон даровал Бертье ещё один титул – теперь он стал князем Ваграмским. Тогда же он приобрёл знаменитый луарский замок Шамбор.
Миссия в Вене
В 1810 году Наполеон отправил Бертье в Вену для переговоров о своём браке с принцессой Марией-Луизой. Поручение Бертье выполнил с присущей ему дотошностью, заранее отправив в Париж личные вещи невесты (не забыв даже рисунки её младшей сестры), а также собачку и птиц Марии-Луизы.Бертье, как обычно, сыграл большую роль в планировании и подготовке и этого большого похода Великой армии. Сбои начались в Москве, где армия стремительно разлагалась, увлечённо занимаясь мародёрством. При отступлении бессильным оказался даже административный гений Бертье. Практически каждый отряд шёл сам по себе с единственной целью – как можно быстрее покинуть пределы России. После отъезда императора, Бертье окончательно пал духом и устранился от всякой ответственности. Когда Мюрат, оставленный Бонапартом за командующего, попытался посоветоваться с ним, Бертье ответил, что привык исполнять указания императора, а не отдавать их. В результате Великую армию покинули оба: Мюрат отправился в Неаполь, Бертье – в Париж, куда прибыл 9 февраля 1813 года.
Кампания 1812 года
Последние годы жизни Бертье
В марте 1813 г. маршал снова был назначен начальником штаба армии. Он даже рисковал жизнью в битве при Бриене 29 января 1814 года, когда пика русского казака пробила его шляпу. Но в победу он, похоже, не слишком верил. 12 апреля 1814 года в Фонтенбло Бертье обратился к Наполеону с просьбой разрешить ему уехать в Париж «
». На вопрос: «», он ответил утвердительно, однако Бонапарт понял, что и этот маршал предал его. Бертье присягнул Людовику XVIII и даже выступил с приветственной речью от имени других присягавших маршалов. В награду получил титул пэра Франции, номинальную должность командира Пятой роты королевских телохранителей и орден Святого Людовика. Теперь у Бертье было 5 французских и 13 иностранных орденов. По этому показателю он является рекордсменом среди наполеоновских маршалов. Правда, у Бертье забрали Невшательское княжество, которое передали Пруссии (но титул князя сохранили и даже выплатили компенсацию). После неожиданной высадки императора в бухте Жуан (1 марта 1815 года) Бертье вначале последовал за королём (в компании с Мортье и Макдональдом), но затем все трое оставили Людовика. Бертье 22 мая отправился в Баварию – к тестю. Возвращаться на службу к императору он отказался, и Бонапарт распорядился исключить его из списка маршалов (это звание потеряли тогда также Мармон, Ожеро, Виктор, Периньон и Келлерман). Обстоятельства смерти Бертье не прояснены до сих пор. 1 июня 1815 года в родовом замке своей жены, расположенном в городе Бамберг, он рассматривал из окна проходившую мимо колонну русских войск (это были казаки корпуса Остен-Сакена). И неожиданно выпал из окна четвертого этажа. Исследователи до сих пор спорят, было ли это трагической случайностью или самоубийством. А некоторые и вовсе считают, что маршала убили – то ли не доверявшие ему роялисты, то ли немцы из какой-то тайной патриотической организации, желавшие отомстить за оккупацию. Однако даже спустя многие годы никто так и не заявил об ответственности за смерть знаменитого маршала.