Предыдущую статью (По прозвищу «Дуршлаг». Маршал Никола-Шарль Удино
) мы закончили сообщением о прибытии нашего героя в Париж. Из Итальянской армии Брюнна он привез текст договора с Австрией, и был хорошо принят Первым консулом Бонапартом. 24 июля 1801 года Удино был назначен главным инспектором пехоты, 18 декабря – стал инспектором кавалерии. А в здании мэрии родного города Удино (Бар-лё-Дюк) 1 октября 1802 года был установлен бюст этого генерала. 30 августа 1803 года Удино получил должность командира Первой пехотной дивизии Булонского военного лагеря, входившей в корпус Даву. Спустя три месяца он стал кавалером нового, учрежденного Бонапартом ордена Почетного легиона, получив крест шевалье. Но в число первых маршалов (1804 года) Удино всё же не попал. Возможно, из-за своих оппозиционных настроений: генерал оставался республиканцем, что не нравилось идущему к абсолютной власти Наполеону. К тому же Удино не считался человеком Бонапарта и не был лично ему чем-то обязан. Однако надо сказать также, что и в число наиболее популярных генералов Удино тогда не входил и по известности в войсках значительно уступал Нею, Даву или Ланну. К тому же, как вы помните, Бонапарт был невысокого мнения о полководческих талантах Удино, и в своих воспоминаниях называл его «посредственным генералом» (что, в общем-то, соответствует истине). Но количество Даву и Ланнов было ограничено, и потому 5 февраля 1805 года император назначил Удино командиром сводного резервного отряда гренадеров, состоявшего из десяти батальонов (они были известны как «гренадеры Удино» или «Адская колонна»). А в августе того же года он был назначен командиром Первой (гренадерской) дивизии V корпуса Жана Ланна.
Боевые кампании 1805–1807
В кампании 1805 года солдаты Удино сыграли решающую роль, взломав каре австрийской пехоты в битве при Вертингене (8 октября 1805 года). А вот в сражении при Аустерлице эта дивизия участия не принимала, находясь в резерве. Затем, выполняя поручение Наполеона, Удино отправился в Нёвшатель, где юридически оформил переход в состав Франции княжества Нёвшательского и Валанженского, сюзереном которого был назначен маршал Бертье.Более активно действовал Удино в кампании 1807 года, где в одном из боёв под ним была убита лошадь. В 62-м бюллетене Великой армии Наполеон назвал Удино «неустрашимым», а его дивизию в 79-м бюллетене – «отважной».В решающей битве при Фридланде дивизия Удино (в составе корпуса Ланна) сражалась на протяжении 20 часов, потеряв три четверти личного состава.
Зная, что этот генерал коллекционирует курительные трубки, после Фридланда император подарил ему одну от себя с надписью: «Пусть враги Вас боятся». Наконец, 19 марта 1808 года был издан декрет о возведении Удино в сан графа империи. К этому титулу Наполеон добавил миллион франков.В том же 1808 году Удино смог позволить себе купить здание аббатства ордена премонстрантов, находившееся рядом с его родным городом Бар-лё-Дюк. Вокруг него он стал устраивать «родовое поместье», названное им «замок Жандёр». Вход в парк украшала одна из пушек, лично захваченных им при Монценбано. А в самом замке, помимо многочисленных картин и библиотеки из трёх тысяч томов, были размещены коллекции оружия, курительных трубок (самая ценная, привезенная из Вены в 1809 году, принадлежала когда-то польскому королю Яну Собесскому) и раковин. В настоящее время эта резиденция входит в официальный список «Исторических памятников Франции». Несмотря на «золотой дождь», пролившийся на него, расходы были таковы, что Наполеон жаловался:
Удино – маршал Франции и герцог Реджо
«Удино никогда не вступает в кампанию без слезоточивых просьб дать ему денег».
Вспоминая о том периоде жизни нашего героя, графиня де Буань писала, что он хорошо «умел играть, курить, бегать за девушками и влезать в долги». Тогда Удино, наконец, смог уделить достаточно времени и своему другому влечению – театру и опере. Однако характер «в карман не спрячешь» и, по свидетельству современников, даже в театре Удино мог устроить грандиозный скандал, если ему казалось, что на него «не так посмотрели», либо не проявили достаточного уважения. Но до «бешеного» Ланна или щеголяющего своей грубостью Ожеро ему, конечно, далеко. Во время грандиозной встречи европейских монархов в Эрфурте (27 сентября – 14 октября 1808 года), губернатором этого города был временно назначен Удино, специально вызванный по этому случаю из Парижа. Наполеон, кстати, отрекомендовал Удино, как «Баярда французской армии». Российский император сказал:
«Я его знаю давно, поскольку мой старина Суворов отзывался о нем с большим уважением».
Позже Александр I подарил Удино шкатулку, украшенную бриллиантами.Маршальский жезл Удино получил после битвы при Ваграме в 1809 году. Именно Удино после смертельного ранения маршала Ланна возглавил оставшийся без командующего II корпус Великой армии. В этом сражении Удино и Даву стали главными героями дня 6 июля. В войсках даже говорили, что Удино – единственный генерал, получивший звание маршала «не от императора, а от армии».А в 1810 году Удино получил еще и титул герцога Реджо (местность в Калабрии, Южная Италия) с ежегодной рентой 100 тысяч франков.
В январе 1810 года маршал Удино был направлен в Голландию, которой тогда правил Луи Бонапарт. Однако император был недоволен младшим братом, считая, что тот идёт на поводу у голландцев и саботирует политику континентальной блокады Великобритании. Под давлением Наполеона, Луи отрекся от престола. Удино было поручено контролировать процесс вхождения Нидерландов в состав Франции. Голландию Удино покинул 30 октября, когда получил разрешение уладить свои дела после смерти первой жены. В результате, как мы помним из предыдущей статьи, в январе 1812 года маршал женился второй раз.
1812 год
Накануне войны 1812 года полковник А. И. Чернышёв (военный агент Российской империи во Франции) писал об этом маршале:
«Удино никогда не был главнокомандующим... Но в то же время никто так не хорош под огнем, как он; безусловно, что из всех маршалов Франции он один может употреблен с наибольшим успехом в тех случаях, когда нужно выполнить поручение, требующее точности и неустрашимости».
Но для командующего самостоятельно действующим II корпусом этих качеств было явно недостаточно. Войска Удино, шедшие на левом фланге Великой армии, были отправлены Наполеоном на помощь частям Макдональда. Однако действовал Удино нерешительно и, двинувшись было к Петербургу, потерпел поражение у Клястиц. После этого он вынужден был отойти к Полоцку. Здесь в боях с армией Витгенштейна маршал был в очередной раз ранен и отбыл в Вильну, уступив место командующего генералу Сен-Сиру. Тот действовал гораздо успешнее, отбросив Витгенштейна от города, за что получил звание маршала. Удино же встретился в Вильне с прибывшей навестить его женой. После выздоровления Удино вновь возглавил свой корпус, с которым он сумел занять Борисов. Мосты через Березину адмирал Чичагов, как известно, успел сжечь, однако кавалеристы генерала Корбино из корпуса Удино сумели найти брод у Студенок. Переправившись на другой берег, части Удино и Нея приняли на себя удар армии Чичагова. В этом бою принимал участие и сын Удино – капитан Никола-Шарль-Виктор, тот самый, что в 8-летнем возрасте находился с отцом в Гельветической армии. Корпус Виктора в это время прикрывал переправу от войск Витгенштейна.
У Березины Удино был вновь ранен, причем пулю на этот раз удалить не удалось: она осталась в его теле на всю жизнь. При эвакуации маршала в Вильну он в селе Плещеницы едва не был захвачен в плен кавалерийским отрядом С. Н. Ланского. Во время завязавшейся перестрелки Удино был ранен в бедро ещё и осколком щепы. Из Вильны жена увезла маршала в их поместье у города Бар-лё-Дюк.
Последние сражения маршала Удино
В армию Удино вернулся 24 апреля 1813 года, получив под командование XII армейский корпус. Сражался у Лютцена и при Бауцене – в двух битвах, закончившихся победой Наполеона. Затем во главе четырех корпусов был отправлен на Берлин. Взяв этот город, он должен был установить связь с армией Даву, успешно действовавшей у Гамбурга. Назначение Удино командующим стало ошибкой Бонапарта. Поручение явно превосходило уровень компетенции этого маршала. В битве при Гросберене 23 августа 1813 года сразились армии двух наполеоновских маршалов. Северной армией союзников (78 тысяч пруссаков, примерно 29,6 тысяч русских и около 24 тысяч шведов, 340 артиллерийских орудий) командовал бывший «коллега» Удино (а теперь – регент шведского королевства) Жан Батист Бернадот.
И Удино не только потерпел поражение, но и отступил в противоположную сторону от Дрездена, где находились основные силы французов. Раздосадованный Наполеон сказал, узнав об этом:
«Очень трудно понять, есть ли у герцога Реджо голова на плечах».
По мнению ряда исследователей, поражение Удино заставило Наполеона отказаться от плана вторжения в Австрию и потому сыграло огромную роль в дальнейших событиях. От планов захвата Берлина император не отказался, но теперь поход на столицу Пруссии возглавил маршал Ней, которому был подчинён Удино. Но и Ней потерпел поражение в битве при Денневице (6 сентября 1813 года в этом сражении, помимо двух прусских корпусов, принимали участие до 5 тысяч русских и шведов).
Но выбирать Наполеону не приходилось, и потому уже 17 сентября Удино был назначен командиром двух дивизий Молодой гвардии. С ними он принял участие в «Битве народов» при Лейпциге (16–19 октября), после которой заболел тифом и опять был отправлен на лечение в свое поместье. В феврале 1814 года мы видим Удино командиром VII корпуса. В битве при Бар-сюр-Об (26–27 февраля) его войска встретились с двумя корпусами союзников (русским – Витгенштейна и баварским – генерала Вреде) и вынуждены были отступить. Справедливости ради, следует сказать, что соотношение сил было не в пользу французов, и Удино сумел отвести свои войска в относительном порядке, не оставив противникам знамён и пушек.Последним сражением Удино в том году стала битва у Арси-сюр-Об (20 марта). Здесь относительно небольшая армия Наполеона противостояла превосходящим силам Главной армии Коалиции под командованием австрийского фельдмаршала Карла-Филиппа Шварценберга.
В сражении у Арси-сюр-Об Наполеон лично руководил войсками и снова, как в молодости, рисковал жизнью, оказавшись на коне со шпагой в руке на мосту в Арси среди своих гренадеров. Ввиду огромного численного преимущества союзных войск, французы отступили, взорвав за собой мосты. Удино командовал арьергардными частями. Он тогда чудом избежал смерти: пуля попала в звезду Большого креста ордена Почетного легиона (последнее ранение этого маршала). Наполеон повел свою армию к Сен-Дези, а Удино, действуя совместно с Виктором, не смог защитить переправы через Сену. В результате армия коалиции смогла пройти к Парижу, который был сдан союзникам Мармоном и Мортье. После этого в Фонтенбло Удино стал одним из участников «бунта маршалов», отказавшихся подчиняться Наполеону и вынудивших его отречься от престола. Утверждают, что в ответ на предложение императора отойти за Луару, Удино сказал тогда:
«Это означало бы, что мы перестанем быть солдатами и превратимся в партизан».
Людовик XVIII заплатил Удино должностью командующего 3-м военным округом со штаб-квартирой в городе Мец. Он также был назначен командиром Королевского корпуса пеших гренадеров и пеших егерей. Стал членом Палаты пэров.После высадки Наполеона в заливе Жуан, Удино пытался двинуть вверенные ему войска из Меца навстречу императору и преградить ему путь на Париж, но собственные офицеры отказались подчиняться ему. В результате, написав обращенное к Людовику XVIII прошение об отставке, Удино отправился в свой замок Жандёр. Здесь он получил письмо от Даву с предложением вернуться на службу. Удино отказался, но от личной встречи с императором уклониться не смог. Впрочем, закончилась она безрезультатно.
На службе у Бурбонов
«Господин герцог Реджо, выходит, что Бурбоны сделали для вас больше, чем я?»
– спросил его разочарованный Бонапарт.Удино ответил:
«Сир, я никому не буду служить, останусь на пенсии».
Как вы думаете, сдержал ли этот маршал свое слово? Прибывший в Париж в обозе оккупационных армий Людовик XVIII подтвердил герцогский патент Удино, назначил его генерал-инспектором Королевской гвардии, членом Государственного совета и командующим Национальной гвардией Парижа. Вопреки обещанию, данному на последнем свидании с Бонапартом, Удино с удовольствием продолжил службу Бурбонам. В 1819 году, кстати, маршал основал масонскую ложу «Почитатели терпимости».В последний раз во главе полевых войск Удино оказался в 1823 году, когда он и Монсей (другой наполеоновский маршал) были отправлены подавлять революцию в Испании. Заняв Мадрид, Удино некоторое время исполнял обязанности губернатора города.
Последние годы жизни маршала Удино
После окончательного падения французских Бурбонов в 1830 году новый король – Луи-Филипп I, отправил Удино в отставку. Маршал с удовольствием уехал в свой замок, наведываясь в Париж лишь на заседания Палаты пэров. Однако он вернулся в столицу в 1839 году, когда стал Великим канцлером ордена Почетного легиона. 15 декабря 1840 года Удино участвовал в церемонии перезахоронения останков Наполеона, которые были помещены в гробницу Дома инвалидов. По состоянию здоровья (ему уже 73 года, как-никак) ушел до ее официального окончания. В октябре 1842 года Удино получил престижную должность губернатора Дома инвалидов. Здесь он и был торжественно похоронен 5 октября 1847 года (умер 13 сентября). Теперь из маршалов Наполеона в живых оставались двое – Сульт и Мармон (всех пережил Мармон, умерший 24 марта 1852 года).В 1851 году в честь Удино была названа одна из парижских улиц – бывшая rue Plumet, которая ведет к Бульвару Инвалидов (rue Oudinot). Под старым именем она упоминается в романах «Отверженные» Виктора Гюго, «Парижские тайны» Эжена Сю и «Тридцатилетняя женщина» Оноре де Бальзака. В 1863 году на этой улице родился Пьер де Кубертен.
Любопытно, что именно в больнице, расположенной на этой улице, 9 января 1931 года скончался маршал Жоффр. А чуть раньше, 26 января 1930 года, из дома, находившегося на улице Удино, бесследно исчез бывший белогвардейский генерал А. Кутепов.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!